Получи документы

Конспект НОД «Ложечка точеная — ручка золоченая. Хохлома» в подготовительной группе

ГАЛИНА КОНТИМИРОВА
Конспект НОД «Ложечка точеная — ручка золоченая. Хохлома» в подготовительной группе

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО ПОКАЗА

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ТЕМА: «ЛОЖЕЧКА ТОЧЕНАЯ – РУЧКА ЗОЛОЧЕНАЯ»

Тема: «Ложечка точеная – ручка золоченая»

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.

Публикация «Конспект НОД „Ложечка точеная — ручка золоченая, Хохлома“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей эстетическое отношение и любовь к русскому народному творчеству, сочувствие героям сказки, желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности, доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу. Воспитывать эстетический вкус при росписи ложек по мотивам хохломской росписи. Доставить детям радость от общения и взаимодействия.

Образовательные задачи: Совершенствовать эстетическое восприятие, используя художественное слово, музыку, живопись, активизировать познавательный интерес к театрализованной деятельности, сценическому творчеству, русской народной сказке; побуждать самостоятельно, искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа. Расширять словарный запас. Актуализировать и дополнить представление детей о профессии «актёр», и поддерживать стремление детей активно участвовать в инсценировке сказки. Закреплять представления детей о хохломской росписи : истории возникновении, технологии изготовления, об основных элементах хохломской росписи, цветовой гамме. Совершенствовать технические навыки рисования – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, держа ее в вертикальном направлении, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях.

Развивающие задачи: Развивать правильную артикуляцию, дикцию, речевое дыхание. Развивать самостоятельность в художественном поиске и воплощении замыслов; чувство формы, пропорции, цвета.

Предварительная работа: Беседа о театре, рассматривание иллюстраций, разучивание с детьми разминок, этюдов, упражнений на артикуляцию, движение, мимику, пантомиму, чтение и обсуждение русской народной сказки «Жихарка», драматизации знакомых сказок. Заучивание наизусть отрывков сказки. Рассматривание изделий и иллюстраций хохломского промысла. Прорисовка элементов хохломской росписи; составление хохломских узоров на полосках бумаги.

Материалы и оборудование: декорации – деревья, домик, стол, печка, забор, самовар, скатерть, пила, топор, веник, посуда, ложки. Хохломские костюмы для воспитателей, Жихарки, Кота, Зайцев, Петуха, Лисы, Медвежонка, Зайчонка, Ежика, 2 Сорок; музыкальные фонограммы – пение птиц, русские народные мелодии; гуашь, кисти, салфетки, вода, деревянные ложки по количеству детей, предметы и иллюстрации изделий хохломского промысла, таблицы с элементами росписи и последовательностью выполнения.

Содержание деятельности:

1Введение в образовательную ситуацию.

Музыкальный зал, поделё н на зоны: театральная, художественная мастерская.

В зал, перед сценой, заходят две девочки и общаются между собой.

- София, ты знаешь какой сегодня день?

- Знаю, вторник, обычный день.

- Ты что забыла? Сегодня премьера спектакля?

- Да, точно, наши ребята так готовились.

- Они так переживают. Они сюда идут, поддержим их.

- Поддержим.

В зал шумно, переговариваясь между собой, заходят дети с воспитателем в костюмах к сказке, девочки их встречают, поправляют маски, костюмы.

- Я так волнуюсь!

- На мне красиво сидит костюм?

- У меня правильно наложен грим?

2. Актуализация представлений детей

Воспитатель с детьми заходят в зал и присаживаются полукругом.

Воспитатель: Друзья, не переживайте, мы все готовы к премьере, но перед спектаклем необходимо размяться. Что должен уметь делать артист?

( Предполагаемые ответы: Хорошо, понятно, четко говорить, правильно дышать, красиво двигаться).

Воспитатель: Конечно, без правильного дыхания невозможно красиво и громко говорить со сцены. Попробуем подышать, как это делают настоящие актеры? Сядем прямо, выпрямим спину, положим руку на живот.

Дыхательная гимнастика

Греем ладошки, свечка (1,2,5, шарик.

Звукоподражание (дыхание+чистота звуков)

«Дворники у машины» -щ-щ-щ.

«Комар» -з-з-з (ищем комара, нашли, прихлопнули).

«Муха» –ж-ж-ж.

Будем мы сейчас играть – четко слова называть.

Всем, кого б ни встретил-

Это знают дети.

Скажешь «здравствуй» – и в ответ

Прозвучит: «Привет, привет!»

Здравствуйте, ладошки! (Дети два раза хлопают.)

Здравствуйте, сапожки! (Два раза топают.)

Здравствуйте, лягушки! ( Произносят: ква-ква.)

Здравствуйте, кукушки! ( Произносят: ку-ку

Здравствуй, шустрый ветерок! (Дети дуют.)

Здравствуй, детский голосок! ( Произносят: а-а-а.)

Здравствуй, сонная ворона! ( Произносят: кар-кар.)

Поезд длинный у перрона! ( Произносят: ту- ту.)

Добрый день ручным часам ( произносят: тик-так,

Громким детским голосам (шумят.)

Здравствуй, бурная река! (Булькают языком.)

В синем небе облака! (Тихо поют высоким звуком, изображая руками облака.)

Молодцы! А сейчас вспомним скороговорки.

Скороговорку отработаем через очень медленную, четкую речь. Сначала произносим беззвучно с активной артикуляцией губ, затем шепотом, затем вслух и быстро.

От топота копыт пыль по полю летит.

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет

Пришел Прокоп – кипит укроп, ушел Прокоп – кипит укроп.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

Тощий кащей тащит ящик овощей.

Ехали мы, ехали, до ели доехали, ель объехали и домой поехали.

У Сони посылка в ней бусы и косынка.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Воспитатель: Отлично, пришло время усложнять задание, поработаем над мимикой.

Выходит девочка и читает стихотворение.

Вот новость! Я чуть не упала с крыльца!

У каждого есть выраженье лица!

Испуганно соображаю, а я что в лице выражаю?

Наверное, смелость, наверное, ум!

А вдруг, если в мимике я ни бум-бум?

Воспитатель: Попробуем проверить, покажите разное настроение мимикой и жестом.

Грусть, радость, спокойствие, удивление, горе, страх, восторг, ужас, счастье.

А теперь пора пришла

Общаться жестами, да-да!

Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жестов жду.

«Иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «тихо», «не балуй», «погоди меня», «нельзя», «отстань», «думаю», «понял», «нет», «да.

Воспитатель: Молодцы!

Подошла к концу разминка…

Постарались мы сейчас.

А теперь сюрприз, ребята!

На сцену приглашаю вас.

Мы уже принарядились. Занавес ещё закрыт. Необходимо настроиться на выступление, произнесем наши волшебные слова:

«И вот мы с вами на планете «Сцена». Она полна света и радости, счастья. Вступая на неё, мы забываем обо всех неприятностях, мы радуемся и творим. Возьмитесь за руки, закройте глаза и зарядимся энергией радости, которой дышит эта планета…»

Включается подсветка. Выходит ребенок и объявляет:

Тише, гости, вы сидите!

И сюрприз наш не спугните!

Сказку мы сейчас расскажем, и спектакль вам покажем.

Дети вместе с воспитателем уходят за кулисы.

3. Создание проблемной ситуации.

Занавес открывается под сказочную музыку. На сцене, герои выполняют действия по тексту.

Сказочница: На полянке лесной,

Под высокой сосной

Стоял домик маленький,

В этом доме небольшом,

Жили котик с петушком.

Да мальчишечка в нем жил-

Жихаркою назван был.

Жили мирно, жили дружно,

Помогали, кому нужно.

Кот, петух, Жихарка действуют, затем собираются уходить.

Петух: Жихарка, тебе наказ-

Запри калитку и до нас

Никому не отпирай.

Кот: В дом чужих не допускай.

Навари нам каши, щей,

Стол накрой, чайку согрей.

Петух и кот берут пилу, топор и уходят. Жихарка готовит еду, подметает пол, накрывает на стол, ставит самовар.

Сказочница: Мальчик славный –

Был помощником исправным,

Подметет, наварит щей,

Стол накрыть спешит скорей,

Станет ложки раздавать,

Да тихонечко шептать:

Жихарка: Эту ложечку я для Пети положу,

Эту ложечку другу Коте предложу.

А вот эту всю точеную, золотую,

Никому я не отдам,

Буду кушать ею сам.

Сказочница: Жихарка захлопотался,

Да все ложкой любовался,

Про калиточку забыл,

На засовчик не закрыл.

Прилетают сороки

Сорока 1: Тра-та-та, тра-та-та,

Дом без Пети и кота.

Сорока 2: Жихарка наказ забыл,

И калитку не закрыл.

Лиса забегает в домик к Жихарке.

Лиса: Я лиса, я все прознала,

Вмиг к избушке прибежала.

Я калитку отворила,

Ложечки я их схватила.

А теперь скорее в дверь,

До чего я хитрый зверь.

Ежик: Ой, бежит, бежит лиса,

Бежит в темные леса.

Уносит ложечки точеные

Ручки золоченые!

Лиса убегает. Жихарка плачет. Возвращаются кот и петух, несут вязанку дров.

Петух: Широко раскрыта дверь!

Значит, был у нас здесь зверь?

Кот: Не иначе от лисы

Мы натерпимся беды!

Жихарка: Расскажу вам все, как было.

Что лиса здесь натворила:

Ворвалась ко мне она,

Наши ложки отняла,

Нам за стол теперь не сесть,

Чем теперь мы будем есть?

Кот: Как же сказку без ложек показывать будем?

Сказочница: Вот это, да! Лиса, прервала нашу премьеру, что же нам делать?

4. Проектирование решения проблемной ситуации.

В зал входит Мастерица.

Мастерица: Здравствуйте ребята, что вас так расстроило? Предполагаемый ответ: (Мы показывали спектакль - «Жихарка», а Лиса у нас ложки забрала).

Мастерица: Возле моей мастерской я видела норку, может там Лиса живет? Подойдем к ней?

Все вместе идут к домику Лисы, с другой стороны сцены, их встречают Зайцы.

1Заяц: В нашем лесу, под трухлявым пеньком.

В глубокой норе у лисицы есть дом.

Лисица свой дом бережет, охраняет.

И много вещичек в него все таскает:

2 Заяц: Мы сейчас к лисе пойдем,

Ваши ложки заберем.

Сказочница: Эй, лисичка, вылезай,

Ребятам ложки возвращай!

Лиса: Все думают: много добра, а мне мало!

О ложках с узором давно я мечтала.

Но вот беда, пока к норке я бежала,

Ваши ложки потеряла.

5. «Открытие». Решение проблемы в деятельности.

Мастерица: Да беда, ведь без ложек вы не сможете больше никому показать эту сказку, что же делать? ( Предполагаемые ответы: Можно новые ложки купить в магазине, попросить в другой группе, слепить из глины и расписать, нарисовать).

Мастерица: Все варианты хороши, конечно, можно и расписать, у меня в мастерской и ложки подходящие есть. А с Лисой, что будем делать? Предполагаемый ответ: Возьмем с собой и научим рисовать.

Мастерица: Лиса, идем с нами, ты тоже сможешь себе ложку расписать. А вы помните, что за роспись была на ваших ложках? Предполагаемый ответ: Хохломская.

А почему вы так уверенны? Предполагаемый ответ: Потому что на них были изображены ягоды, а фон был золотой.

А где же эти ложки были сделаны? Предполагаемый ответ: В селе Хохлома.

Вы не знаете, ребята,

От чего и почему,

Очень часто называют

Золотою Хохлому?

Разве золотом покрыты,

В ней деревья и дома?

Может, всюду там сияют

Золотые терема?

Деревянная, резная

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой, -

Вот чем славится она.

Издавна в маленьких заволжских деревеньках делали и расписывали деревянную посуду и везли её в большое село Хохлома. А из Хохломы на ярмарки в разные города посуду развозили, продавали и кричали «Кому посуду для пищи-окрошки, чудо-блюдо да чашки-ложки!» А их спрашивали: «Откуда посуда?» Мастера отвечали: «К вам приехала сама Золотая Хохлома так и повелось Хохлома да Хохлома. Стали посуду называть хохломской.

Ребята, а вам интересно, как же начинался этот удивительно красивый промысел?

Ребенок: Об этом даже сказку придумали. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сделал, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал посыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил. Задела Жар-птица золотым крылом чашку с кашей, потеряла перо, и стал мужичок тем пером посуду расписывать.

Мастерица: Да, хороша сказка. А вы знаете, ведь в своей росписи мастера отразили красоту родной природы. «Хохлома» - старинное местное слово. Имя Хохлома было дано протекающей здесь реке, на которой возникла деревня - тоже Хохлома, которое со временем разрослось в крупное торговое поселение. В течение нескольких столетий ремесленники, родившиеся в окрестных деревнях, свозили сюда для продажи изготовляемую ими расписную деревянную посуду и ложки, которые также стали называть хохломой.

- Чем же характерна хохломская роспись? Предполагаемый ответ: Хохломской рисунок характерен тем, что на черном, золотистом или красном фоне создается лиственно-ягодный, или травный, орнамент. Изображают землянику, малину, ежевику, крыжовник, смородину, рябину.

- А какие краски используют мастера для хохломской росписи? Предполагаемый ответ: Желтую, красную, черную, зеленую.

Мастерица: В современной хохломской росписи сохраняется стиль, но цветовая гамма расширена. Кроме традиционного колорита, пришедшего из иконописи, используются оранжевый и коричневый цвета.

- Как называется главный стебель в хохломской росписи? Предполагаемый ответ: Криуль.

- Назовите элементы травного орнамента в хохломской росписи. Предполагаемый ответ: «Осочки», «Капельки», «Усики», «Завитки», «Кустики», «Травинки».

В создании «хохломского золота» участвовало не одно поколение мастеров. Каждое из них вносило свою лепту в совершенствование этого неповторимого искусства.

Так и хочется в пояс поклониться этим мастерам.

Физкультминутка.

По солнышку, по солнышку, (ходьба на месте)

По травке луговой

Иду по мягкой травушке

Весеннею порой.

И любо мне, и весело,

Смотрю по сторонам, (повороты головы направо и налево)

И жёлтеньким, и красненьким (разведение рук в стороны)

Я радуюсь цветам.

Возьму у солнца чашку я, (руки через стороны вверх)

Водички я напьюсь.

И хохломскому мастеру

За это поклонюсь. (наклон туловища вниз)

Мастерица:

Ну что, ребята!

Пора взяться вам за дело,

Пока в мастерской не стемнело.

Ложки распишите так красиво,

Чтоб узоры всем на диво!

Сядьте прямо, не сутультесь,

И кистями не балуйтесь.

В хохломе важней всего

Завиток, веди его. (показ на иллюстрации)

Сверху вниз и закругли.

Тонкой линией веди.

Набери зеленой краски,

И трилистник сотвори.

Нарисуй его всем ворсом,

Меж витками положи.

А затем рисуй травинки,

Россыпь ягод иль цветы.

Тихо звучит русская народная мелодия.

Дети расписывают ложки, хохломской росписью. Воспитатель помогает детям индивидуально, давая рекомендации.

6. Итог, результат, анализ деятельности.

Дети, закончив работу, выстраиваются с ложками.

Мастерица:

Ай да ложки, всем на диво,

И нарядны, и красивы.

Хохломской такой узор,

Не отвести от них свой взор.

Аплодисменты нашим актерам и мастерам!

Мастерица: Что нового вы узнали сегодня для себя, ребята, чему научились?

Смогли мы решить проблему с ложками, чтобы показать сказку еще раз? Как?

Результат совместной деятельности: обобщили и систематизировали представления о театрализованной деятельности, сценическом творчестве, русской народной сказке. Инсценировали сказку «Жихарка». Закрепили представления о хохломской росписи : истории возникновении, об основных элементах росписи, цветовой гаммы. Расписали ложки элементами хохломского промысла.

Публикации по теме:

Конспект тематического занятия (ФЦКМ) для детей младшего дошкольного возраста «Ложка-ложечка» .

Конспект занятия «Ложечка точёная, ручка золочёная» Цель. Познакомить детей с разными формами русского народного творчества (изобразительного, речевого); пробудить интерес к народной культуре.

Конспект занятия по ИЗО в средней группе «Золотая Хохлома» Конспект занятия по ИЗО в средней группе Тема «Золотая Хохлома» Цель: Учиться составлять узор из элемента хохломской росписи «капелька».

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Золотая хохлома. Роспись изделий» Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Золотая хохлома роспись изделий». Выполнила Лебедева Анна Сергеевна.

Конспект занятия по лепке в подготовительной группе «Золотая хохлома» Конспект занятия по лепке в подготовительной группе На тему: «Золотая хохлома» Выполнен Лебедевой Анной Сергеевной Цель: познакомить детей.

Фотоотчет о тематической неделе «Новые технологии. 3D-ручка» во второй младшей группеФотоотчет о тематической неделе «Новые технологии. 3D-ручка» во второй младшей группе 05.04.2019г. В рамках нашей тематической недели «Почемучки» мы пригласили к нам в гости ученика гимназии Никиту, чтобы он нам показал и.

Конспект ООД в младшей группе «Ложечка точеная — ручка золоченая» Тема: «Ложечка точеная - ручка золоченая» Цель: Создать социальную ситуацию развития детей в процессе закрепления знаний о народной ложке.

Презентация в подготовительной группе «Золотая Хохлома» НОД ОО: «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Золотая Хохлома». Подготовительная к школе группа. Цели: Продолжать знакомить детей.

Проект «Национальные традиции России — золотая хохлома» в подготовительной к школе группе Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный. Вид проекта: среднесрочный. Участники проекта: дети.

Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохлома» новые (1) ГУСАРОВА ЕЛЕНа Викторовна Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохлома Цель: Продолжать знакомить с Хохломской росписью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Ложечка точеная — ручка золоченая. Хохлома» в подготовительной группе
Опубликовано: 8 октября 2019 в 14:35
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД