Галина Кукатова
Конспект НОД (область «Познание» и «Речевое развитие») Составление коллажа и рассказа по картине «Весна пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Составление коллажа и рассказа по картине «Весна пришла».
Предварительное содержание. Развивать речевые способности детей, стимулируя речевую активность. Упражнять в подборе определений, сравнений, слов-действий, распространение предложений.
Составлять творческие рассказы, используя полученные знания, совершенствуя разные формы высказывания: диалог, монолог, от лица персонажа. Развивать чувственное восприятие явлений природы.
Публикация «Конспект НОД (область „Познание“ и „Речевое развитие“) Составление коллажа и рассказа по картине „Весна пришла“» размещена в разделах
- Весна в картинах художников. Конспекты занятий
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. ИЗО, поделки, рисунки
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Составление описательных рассказов
- Коллаж
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Способствовать формированию интонационной выразительности речи во время высказывания.
Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, коммуникативные качества. Формировать умение видеть себя в единстве и взаимосвязи с природой, активизируя собственное мироощущение. Воспитывать бережное отношение к природе, любить ее.
Предварительная работа.
— Чтение литературы: Л. Л. Семаго «За птицей радугой», Ю. С. Аракчеев «Кто развесил в лесу кружева», Л. Б. Беме «Жизнь птиц», «Скворцы», «Зеленые страницы», А. А. Плещеков «Учим детей наблюдать и рассказывать», О. В. Мариничева «Бабочки на ладони», С. Ильина «Цветы»; энциклопедии «Кто такой», «Что такое», «Тайны живой природы».
— Наблюдения, экскурсии по детскому саду — экологическая тропа; экологическое лукошко — первоцветы; деревья, кустарники.
— Исследовательская деятельность, опыты — таяние сосулек, наблюдение за срезанными ветками, за ростом посеянной травы и др. (зарисовка в дневнике наблюдений).
— Экскурсия в библиотеку — беседы о весне, чтение художественной литературы.
— Изготовление с детьми пособий к занятию — цветы, птицы, бабочки и др. предметы, изображающие весну.
1. Ставлю перед детьми проблему.
Воспитатель - «Ребята, я недавно познакомилась с замечательным художником. Он мне рассказал, какие великолепные картины пишет о временах года. И подарил мне вот эту необыкновенную картину. Как вы думаете, какое время года изображено на этой картине? Но он ее не доработал и попросил, чтобы мы дополнили картину предметами, которые отображают признаки явления весны.
Вот вам первое, ребята, задание - «Глазки, посмотрите и весну найдите» (перед детьми на столах картинки с изображением весны. Дети крепят их на картину).
Предположительные ответы детей.
Ребенок - «Я нашел весеннее солнышко»
Воспитатель - «Дети, какое оно?»
Дети - «Яркое, лучистое, нежное, теплое. Солнышко греет землю и пробуждает всю природу, поэтому весну называют утро года.
Ребенок - «А вот весенняя трава»
Воспитатель - «Какая она?»
Дети - «Шелковистая, бархатистая, молоденькая, нежная, мягкая и т. д.» Ребенок - «Посмотрите, на деревьях появились клейкие, ароматные, душистые листочки. И деревья оделись в нежную зеленую листву»
Ребенок - «Я вижу проснулся медведь, его тоже разбудило весеннее солнышко»
Воспитатель - «Что он делает?»
Дети - «Идет, переваливается, бредет со своей семейкой, торопится в весенний лес — полакомиться».
Ребенок - «Посмотрите, пчелки тоже проснулись от зимнего сна»
Воспитатель - «И что же они сделали?»
Дети - «Прочистили глазки своими мохнатыми лапками, увидели, что солнышко светит ярко, везде светло, тепло; и полетели искать сладкий нектар.
2. Следующее задание — слышим весну.
«Ушки слушайте внимательно и услышите обязательно весенние явления и признаки весны — шумовые эффекты — шум воды, шум ветра, шуршание.» Ребенок - «Слышу, как бежит, торопится, звенит, струится, течет, журчит весенний ручеек».
Воспитатель - «Какой он?»
Дети - «Звонкий, говорливый, шумный, серебристый, быстрый, поющий и т. д. Ребенок - «Я услышала как шумит легкий, весенний ветерок и колышет молоденькую листву»
Ребенок - «Слышу, как ежик шуршит, пыхтит, шумит, вылезает из под кучи хвороста.»
Ребенок - «Слышу, как шелестят, шумят нежные листочки, а Лене слышится звонкая капель (имитировать — поставить пустое ведро и капать)».
Грам. запись - пение птиц.
Ребенок - «Ой послушайте, как весело и звонко поют синицы, воробьи; она очень рады приходу весны (здесь, в пример, взять зимующих).»
Воспитатель — «А теперь еще интереснее задание — давайте почувствуем весну».
3. Чувствуем весну — у всех тактильные дощечки. Закрыли глазки и потрогали кору дерева, травку, песочек. Какие они? Что вы почувствовали?
Дети - «Они теплые, значит, солнышко пригревает, весна идет!
Воспитатель - «Дети, чего же нам не хватает на нашей картинке? Каких весенних явлений, признаков? (цветов, жучков, бабочек) Где мы их можем найти?»
Дети - «В лесу!»
Давайте отправимся в весенний лес (оформлен лес, звучит музыка).
Ребенок - «Посмотрите, я нашла нежный, хрупкий, красивый подснежник; его разбудила талая, весенняя водичка, мы им дополним картинку».
Дети - «Ой, да, здесь еще много первоцветов. Вот — мать и мачеха, ветреница, медуница, пролески, колужница.
Ребенок - «Какого чудесного, удивительно красивого и яркого жучка я нашел. Да это же божья коровка! Мы ее посадим на пенек.»
Ребенок - «Я вижу — грачи на проталинке, на птичьей столовой. Они здесь лакомятся червячками, семенами и плодами деревьев».
Ребенок - «А вот и скворцы! Они собирают веточки, травинки, соломинки, строят гнезда, чтобы выводить птенцов».
Ребенок - «Посмотрите! Какие чудесные, красивые, необыкновенные бабочки сидят и сушат свои крылышки! Мы их тоже посадим на нашу картинку.
Анализ. Дети, как прекрасна весна! Мы ее увидели, услышали, почувствовали, дополнили и закончили картинку художника. Она получилась такая прекрасная и чудесная!
Воспитатель - «Дети, подумайте, как бы назвали нашу картинку? Почему именно так?
4. А теперь ребята, я вам предлагаю составить рассказ по нашей картинке, даю установку: можно рассказать о какой-нибудь части этой картины — о цветах, деревьях, птицах; или от имени ежа, медведя, капельки (перевоплощение — эмпатия); или, например, как бабочка встретилась с жучком и что они могли рассказать друг другу. Посмотрите и вспомните схему:
начало рассказа развитие событий конец рассказа
Рассказы детей (5-6 лет) — взаимооценка.
Анализ. Вот какие замечательные, прекрасные рассказы у вас получились, прозвучало много красочных определений, выражений, сравнений, слов- действий.
5. Мы так чудно рассказывали, и мне очень захотелось вас пригласить на эту замечательную лесную полянку. Подумайте, в каких представителей природы нашей картины вы бы хотели превратиться? Как вы почувствуете весну в их образе нежной бабочки, веселой божьей коровки, пчелки-хлопотуньи, ароматного душистого листочка, хрупкого нежного подснежника или ласточки. Готовы — выходите!
Представьте себе, что вы — частичка этой картинки (- «Закружились, закружились и на весенней полянке очутились) — (показать и рассказать). «Закройте глазки».
Предположительные высказывания детей:
- «Я — подснежник, склонил голову и слушаю, как красиво поет соловей».
— «Я — травинка, качаюсь на легком весеннем ветерке».
- «А я - весенний ветерок сушу крылышки бабочке и божьей коровке».
— «Я — соловей, пою, летаю и радую всех».
— «Я — цветочек яблоневый, очень хочу стать яблонькой».
- «Я — маленький, нежный листочек и скоро вылуплюсь из почки». Воспитатель - «Вот как оживили наш лес бабочки, жучки, пчелки, цветы! Спасибо вам. Сели за столы.
Итог. Ребята, я очень благодарна вам за это занятие. Вы очень много знаете о весенней природе. Я очень надеюсь, что вы любите и будите всегда оберегать родную природу. К нам в гости обязательно придет художник посмотреть и полюбоваться нашей картиной, которую мы закончили. Ребята, художник вам на память передал подарки — вот такие кисточки. Теперь вы будете не только составлять картину и рассказывать о ней, но и рисовать природу.
Дети - «Спасибо».