Получи документы

Конспект НОД по познавательному развитию «Летят перелётные птицы»

Пирогова Людмила Сергеевна
Конспект НОД по познавательному развитию «Летят перелётные птицы»

Интеграция областей:

Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие.

Цель:

Формировать реалистические представления о природном окружении. Развивать познавательный интерес к живым объектам (птицам) природы. Воспитывать доброе отношение к крылатым соседям.

Задачи:

Подвести к обобщающему понятию – птицы, существа, которые могут жить на земле и летать в воздухе. Закрепить знания детей о внешних и видовых признаках перелётных пернатых, о среде обитания и приспособленности к её сезонным изменениям, о способах удовлетворения потребностей, а также причинах отлёта птиц в тёплые края. Дать понятия «насекомоядные», «водоплавающие».

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Летят перелётные птицы“» размещена в разделах

Развивать познавательный интерес, навыки классификации по определённым признакам. Тренировать быстроту мышления, умение логически мыслить и грамотно, доказательно строить высказывания-суждения. Совершенствовать и активизировать словарь глаголов и прилагательных; формировать навыки согласования существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; упражнять в построении простых, распространённых предложений, предложений с определёнными членами (определениями, дополнениями). Формировать умение выделять выразительность, образность языка стихотворных строк; настроение и отношение поэта к происходящим событиям. Формировать позицию творца, уверенность в своих действиях.

Воспитывать любознательность, сострадание. Пробуждать добрые чувства, приучая детей заботиться о пернатых. Формировать позицию творца, уверенность в своих действиях; получать удовольствие от совместных действий, радость за результат.

Методы и приёмы:

Внесение иллюстраций (слайды) с изображением перелётных птиц; сюжетных иллюстраций («Перелётные птицы», «Птичьи домики»); зашумлённые картинки (с изображением разных птиц); показ видиофильма «Полёт птиц». Чтение стихотворения Е. Благининой «Улетают, улетели». Сл/игры: «Назови правильно птицу», «Где чьё гнёздышко?», «Объясни слово», «Закончи предложение», «Кто как летит?». Беседы, вопросы, прослушивание музыки П. И. Чайковского «Осенняя песнь». Игровые упражнения: «Кто как летит?», «Улетают журавли», пальчиковая гимнастика «Птичья стайка». Практическое упражнение «Выложи птенчика».

Предварительная деятельность:

Беседы на темы: «Весна - время возвращения перелётных птиц», «Почему птицы улетают?»; рассматривание картины Соврасова «Грачи прилетели», иллюстраций с изображением перелётных птиц; чтение произведений: Н. Сладкова «Скворцы молодцы», «Весенняя баня»; Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка», Л. Толстого «Сорока», Г. Снегирёва «Ласточка»; заучивание стихов: Н. Сладкова «Грачи прилетели», Г. Ладонщикова «Возвращаются певцы»; словесные игры: «Какая птица?», «Укрась словами птицу», «У кого кто?», «Сложные слова», «Каждый летит по своему», «Кто играет с нами?» или «Чьё крыло, к крыло, клюв?»; составление описательных рассказов о птицах; дидактические игры: «Угощение для птиц», «У кого кто?», «Весёлая семейка»; рисование: «Ласточка», лепка: «Малиновка в гнезде», аппликация: «На шесте сидит скворец»; сюжетно-ролевая игра «Долгое путешествие».

Ожидаемый результат:

Дети проявляют познавательный интерес к живым объектам природы, выражают сострадание к крылатым соседям. Имеют углублённые знания и обобщённое представление о перелётных птицах. Называют внешние признаки, повадки, способы передвижения, образ жизни, среду обитания; перечисляют способы приспособленности птиц к сезонным изменениям среды. С желанием и интересом выполняют словесные упражнения и задания; проявляют умение сравнивать, обобщать. Активен словарь; сформировано умеют согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже. Проявляют активность, используя в речи распространённые предложения, связные суждения.

Ход деятельности:

(внести зашумлённые картинки с изображением перелётных птиц)

-Ребята, внимательно посмотрите и скажите, кто изображён на этих необычных картинках?

-Почему вы решили, что это птицы? (Есть голова, туловище, клюв, крылья, перья, хвосты, лапы).

Дидактическое упражнение «Каждой птице своё место»

Внимательно рассмотрите птиц, подумайте и скажите, на какие группы их можно разделить: домашние, перелётные, оседлые? Разместите пернатых, определив каждой из них своё место - хозяйское подворье, кормушка, скворечник, гнёзда.

-Почему воробья, ворону, … называют оседлыми птицами? (обитают всегда рядом с человеком – слайд).

-Как, каким ещё другим словом, мы называем птиц и зимой обитающих рядом с жилищем человека? (зимующие – слайд).

-Докажите, что гусь, курица… - домашние птицы. (Живут на хозяйском подворье, человек заботится о них, кормит, поит – слайд).

-Как вы думаете, почему о соловье, журавле… говорят – перелётные птицы? (улетают осенью, возвращаются весной – слайды с изображением отлёта и прилёта птиц).

-Почему с наступлением осени птицы покидают наши края, а с приходом весны возвращаются вновь? (травоядные и насекомоядные; зимой и поздней осенью нечего есть).

Верно, ребята, зимой птицам не только холодно, но и очень голодно, вот они и покидают нас. Как только наступает весна - мы вновь слышим их звонкие голоса. Птиц невозможно перепутать с другими живыми существами, ведь внешне они очень похожи. И мы убедились в этом, рассматривая их изображение на иллюстрациях. Но есть между ними и отличия.

-Подумайте и скажите, по каким признакам птицы отличаются одна от другой? (По величине, длине хвоста и клюва или шеи, высоте ног, по окрасу и т. д.)

Словесная игра: «Поясни слова»

(В подтверждение ответов детей использовать слайды с изображением птиц).

-Почему про дятла говорят – длинноклювый?

-Что означает слово быстрокрылая?

-Когда о птице говорят – длинноногая?

-Какую из птиц называют пёстроголовой? -

-Чёрнокрылая – угадайте, что это за птица?

Молодцы, ребята, вы научились не только различать птиц, но и выделять их характерные особенности. Мы говорили с вами о внешнем сходстве и различиях разных птиц, сравнивали оседлых и перелётных.

-Как вы считаете, а можно узнать и различить птиц по полёту, по их передвижению?

Я знаю одну русскую народную поговорку: «Птица видна по полёту».

-Хотите посмотреть, как летает каждая из перелётных птиц? (демонстрация видиоролика «Полёт птиц» в приблизительном соответствии с последующим текстом)

Оказывается, ребята, для перелёта в жаркие страны, поднявшись в воздух, птицы действительно летят по-разному. Их полёт отличается друг от друга. Одни из них – кулики, скворцы летят скучившись, стайкой; другие, утки и гуси – косяком; есть и такие, которые летят клиньями - лебедь, журавль; но некоторые из птиц улетают по одиночке - кукушка, сокол.

-Интересно узнать, а что делают в это время другие птицы?

Игр/упражнение «Кто как летает?» - Физминутка.

(Угадать и показать с помощью движений: «оседлые» - присесть, «домашние» - сделать с помощью рук крышу над головой, «зимующие» - попрыгать на месте, имитируя «ищем зёрна», «клюём ягоды»).

Молодцы, вы справились с заданием. За вами, как и за птицами, забавно было наблюдать.

-Ребята, как вы считаете, чем займутся перелётные птицы, вернувшись из тёплых стран? (вьют гнёзда, высиживают птенцов)

(использовать слайды, подтверждая ответы детей)

-Для чего птицы вьют, строят гнёзда?

Подросли птенчики и вылетели из гнезда. Хотите узнать, кто эти проказники?

Пальчиковая гимнастика «Птичья стайка»

Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек - стайка.

Эта птичка – соловей, эта птичка – воробей.

Эта птичка - совушка, сонная головушка. Эта птичка - свиристель,

Эта птичка – коростель, эта птичка – скворушка, серенькое пёрышко.

Это зяблик, это стриж, это – развесёлый чиж.

Ну а это – злой орлан. Птички, птички по домам!

Испугались нас птенцы, спрятались. А давайте найдём их!

И/упражнение «Где чьё гнёздышко?»

(внесение рабочих листов)

Внимательно посмотрите и помогите птенчику найти своё гнёздышко - соединив линией птенца и взрослую птицу, выглядывающую из гнезда.

-Где разместил своих птенцов скворец? (в скворечнике на дереве)

-Если дом свит под окном, значит он чей? (ласточкин)

-Журавль строит гнездо около болота, следовательно - это гнездо … (журавлиное).

-В траве у гнезда сидит соловей. - Догадались чьё это гнездо? (соловьиное)

-А какая из пернатых птиц не строит гнёзд? (кукушка)

-Где же кукушка будет высиживать свои яйца? (подложит к другим птицам)

(использование слайдов для подтверждения ответов детей)

Весной из многих птичьих домиков можно услышать, как пищат вылупившиеся из яиц птенцы.

- А вы, ребята, знаете, как зовут пернатых птенчиков?

Сл/упражнение «Назови птенца» - если птенцов один или много

(Грач - грачонок, грачата; журавль - журавлёнок, журавлята; скворец - скворчонок, скворчата; кукушка - кукушонок, кукушата; лебедь - лебедёнок, лебедята; утка - утёнок, утята) – демонстрация слайдов с изображением птиц и их птенчиков.

Молодцы, ребята, вы правильно назвали не только взрослых птиц, но и их птенчиков; знаете и правильно перечислили все отличия пернатых между собой. И каждый из вас теперь сможет мне помочь, правильно ответит на все мои вопросы.

Сл/упражнение «Продолжи предложение»

Соловей маленький, а журавль … большой. Утка серая, а лебедь … белый. Журавль вьёт гнездо у болота в траве, а скворец … на дереве. Грачиха высиживает яйца в гнезде, а кукушка … подкидывает их другим птицам. Журавли и лебеди летят клиньями, а кукушки … улетают поодиночке. (Демонстрация слайдов в сравнении)

Верно, но как бы птицы не улетали – клиньями, стаями или поодиночке, мне кажется – это очень печальное зрелище. Послушайте, как об этом пишет поэтесса Е. Благинина

«Улетают, улетели!»

Скоро белые метели снег поднимут от земли,

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще и скворечник опустел.

Аист крыльями помашет – улетает, улетел.

Лист качается узорный в синей лужи на воде,

Ходит грач с грачихой чёрные, в огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели солнца редкие лучи,

Улетают, улетели, улетели и грачи.

- Каким вам показалось стихотворение? (доброе, грустное, печальное, прощальное)

Закройте глаза и представьте осеннюю картинку:

(звучит «Осенняя песнь» П. И. Чайковского) – реалаксация.

Вы – птицы, небо затянула туча, воет ветер, под его вой кружатся сорванные осенние листья. Холодно, чувствуете? И нашим птицам холодно. Поднялись они высоко в небеса и полетели, покидая родные места, улетая туда, где тепло и сытно.

-Ребята, как вы думаете, а человек может помочь тем птицам, которые вернутся к нам весной? (приготовить скворечники, кормушки, вынести корм птицам) – демонстрация слайдов.

-А вы хотите позаботиться о птицах? Как это можно сделать? (приготовить, покормить)

Игр/упражнение «Выложи птенчика»

(внести рисунок кормушки и предложить, используя разноцветные нити, бусинки, палочки выложить изображение птиц, расположив их у кормушки) – коллективная, творческая деятельность под звучание записи голосов разных птиц.

Итог: Я знаю, что вы очень добрые и заботливые ребята. Улетая, птицы обязательно вернутся в наши края, и мы весной услышим их звонкие голоса.

Игр/упражнение «Улетают журавли»

Летят журавли, курлычут: «Курлы, курлы, курлы!»

Нас за собою кличут, как будто говоря: «Летите вместе с нами!» -

(легко, на носочках по кругу, делая взмахи руками – «зовут»)

За тёмными лесами, за синими морями есть тёплые края!» -

(кружась, имитируют полёт птиц)

Вы молодцы, ребята, справились со всеми заданиями успешно, много нового и интересного узнали сегодня о птицах. А теперь пришло время прощаться с нашими друзьями. Давайте, помашем птицам вслед (слайд с изображением улетающих птиц) – пусть летят!

Публикации по теме:

Фотоотчет о празднике, посвященном прилету птиц «Летят перелётные птицы»Фотоотчет о празднике, посвященном прилету птиц «Летят перелётные птицы» В нашей области суровой зима практически не бывает. Поэтому приход весны у нас ассоциируется с прилетом птиц из теплых стран. Именно.

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Перелётные птицы» Тематическая карта занятия Образовательная область: «Развитие речи» Организованная образовательная деятельность: комплексное интегрированное.

Конспект ОД по познавательному развитию «Птицы зимующие и перелётные»Конспект ОД по познавательному развитию «Птицы зимующие и перелётные» Цель: знакомство с названием птиц, их значением. Задачи: - учить поддерживать беседу о птицах, - развивать речь, пополнять словарный.

Конспект ОД по познавательному развитию «Снова птицы в стаи собираются» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по познавательному развитию «Зимующие птицы — наши соседи» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ОД по познавательному развитию «Зимующие птицы — наши соседи» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по познавательному развитию «Зимующие у нас птицы — гости» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Перелётные птицы»Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Перелётные птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе: «Перелётные птицы".Цель OОД:Формирование грамматического строя речи.

Конспект занятия по познавательному развитию «Весна, перелётные птицы» (подготовительная группа)Конспект занятия по познавательному развитию «Весна, перелётные птицы» (подготовительная группа) Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны, представлений о перелётных птицах. Задачи: 1. Закрепить.

Конспект НОД в старшей группе «Перелётные птицы»Конспект НОД в старшей группе «Перелётные птицы» Задачи: уточнить представления детей об изменении образа жизни птиц осенью и зимой. Установить связи между состоянием погоды и образом жизни.

Сценарий праздника «Летят перелётные птицы», посвященного прилёту птиц Сценарий праздника «Летят перелетные птицы» Цель праздника: Познакомить детей с перелетными птицами. Знакомить детей с русским народным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «Летят перелётные птицы»
Опубликовано: 13 октября 2020 в 03:25
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД