МААМ-картинки

Конспект НОД «Осень» (старшая группа компенсирующей направленности)

Надежда Чугунова
Конспект НОД «Осень» (старшая группа компенсирующей направленности)

МКДОУ №34 г. Никольское

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по речевому развитию

для детей старшей группы компенсирующей направленности

«Винни- Пух».

Тема: «Осень»

Конспект составлен воспитателем

Чугуновой Н. Н.

2014 год

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Публикация «Конспект НОД „Осень“ (старшая группа компенсирующей направленности)» размещена в разделах

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях, обобщить полученные знания.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

1. Формировать зрительный гнозис

2. Совершенствовать навыки согласования слов в предложении

3. Совершенствовать грамматический строй речи

4. Активизировать и расширить словарь по теме: «Осень», «Фрукты – овощи», «Перелетные птицы»

5. Стимулировать речевую активность детей

6. Работать над расслаблением мышечного тонуса

7. Совершенствовать речевые навыки и умения

Коррекционно – развивающие задачи:

1. Развивать фонематическое восприятие

2. Развивать способность к самоконтролю

3. Развивать координацию в системе «глаз – рука», т. е. развитие синхронности движений глаза и ведущей руки.

4. Развивать длительность и плавность речевого выдоха

5. Развивать умение детей оценивать свою деятельность, обобщать, делать выводы, высказывать свое мнение

6. Развивать мелкую моторику

Коррекционно - воспитательные:

1. Формировать навыки сотрудничества на занятии, умение слушать своих товарищей, бережное отношение к окружающему нас миру

2. Воспитывать умение правильно вести себя

Здоровьесберегающие технологии:

1. Дыхательная гимнастика

2. Координация движений в сочетании с речью «Подарки осени»

3. Упражнение для коррекции глаз «Мы листочек увидали»

4. «Рисование нитью»

Материал и оборудование:

Мнемотаблица «Осень», конвертики с разрезными мнемотаблицами на каждого ребенка, осенний пакет с нарядами для Осени; ноутбук, мультимедиа; музыка П. И. Чайковского «Времена года», «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»; слайды; блюдо с овощами – фруктами; листы бархатной бумаги с нарисованными контурами листьев, клубки ниток на каждого; ножницы, клей, кисточки, подставки под них, заготовки силуэтов журавликов, вырезанных из бумаги, тесемка; корзина с фруктами.

Предварительная работа:

Наблюдение за существенными признаками сезона (осень, рассматривание иллюстраций, беседы. Знакомства с символами – рисунками мнемоквадратов на тему осени, составление предложений по мнемоквадратам, разучивание упражнения «Дары осени», повторение упражнения «Лесное эхо», «рисование с нитками».

Участники: дети старшей группы, в количестве 8 человек.

Ход занятия:

1. Организационный момент (дети входят в музыкальный зал)

Воспитатель – Добрый день, дети! Я хочу подарить вам свою улыбку. Приготовьте ладошки (дарит). А вы мне подарите? Сегодня у нас гости, очень милые и симпатичные. Давайте скажем им «добрый день». А теперь волшебство (звучит волшебная музыка).

Я взмахну правой рукой, и гости будут сидеть так тихо, как будто их нет!

Раз, два!

Я хлопну в ладоши, и дети закроют глаза, а когда откроют, будут смотреть только на меня.

Открывайте!

- У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать!

Отгадайте, в какое время года мы будем путешествовать.

Выполним такое задание: надо собрать разрезную картинку.

(Ребята собирают картинку)

Воспитатель – что изображено на картинке?

Правильно, осень, а вы мне поможете превратиться в Осень? (показывает осенний пакет, в котором одежда, дети надевают: шляпа из осенних листьев, накидку – шаль, Осень благодарит, делает загадочное движение…

Осень - А вот и я! Золотая Осень в гости к вам пришла!

(Звучит музыка П. И. Чайковского «Сентябрь», «Октябрь»,»Ноябрь», н экране слайды осени)

Назовите какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь) на экране картины ранней осени)

Раннею осень называют «золотой» - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип и осин.

Ребята, назовите, признаки ранней осени? (Осенью листья желтеют, птицы улетают в теплые края. Солнце светит, но не греет. В лесу появились грибы и ягоды).

(На экране картинки поздней осени).

Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки – снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья.

Какие признаки поздней осени вы знаете? (На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. На полях, в огородах собрали урожай.)

(Осень обращает внимание на экран, где на дереве много (шесть) разноцветных листьев).

Осень – Листочки осенние на веточках висели, ветерок шалил…

Закружил осенний лист и упал под ноги, дается вам задание, пройдите испытание!

1 задание: (на экране падает с дерева первый лист)

А) Хоть осень не такое время года как лето, но грустить – то особенно некогда. Столько вкусных овощей и фруктов созрело на соленья и компоты. У меня их вон целый поднос (показывает). Ой, что же это я наделала? Все перепутала! Вы помогите мне, ребята, разложите мой урожай. Овощи в одну сторону, фрукты – в другую.

Игра «Разложи фрукты и овощи» - дифференциация «фрукты – овощи» (2 девочки и 2 мальчика из подноса с овощами – фруктами выбирают: девочки – овощи, мальчики – фрукты, передают другим (мальчикам – девочкам);

Б) Образование относительных прилагательных

(следующие 2 девочки и 2 мальчика, говорят про свой овощ – фрукт) :

– Какой бывает сок, подумай, не зевай!

Свое словечко быстро, точно называй!

Сок из фруктов – (какой…

Осень – Много блюд из овощей, салатик назови скорей!

Салат из овощей – (какой…

2 задание: (на экране с дерева слетает 2 листок)

Дидактическое упражнение по мнемотаблице «Дары осени».

3 задание: (с дерева падает 3 листок, с обратной стороны нарисован мяч)

А) Игра «Назови ласково» - работа над грамматическим строем речи (с мячом)

Осень – Вот мы в лесу. А что растет в лесу? (ответы детей – ягоды)

Осень – Мяч осенний и волшебный, будет в руки к вам скакать, вам нужно обычные слова превратить в ласковые: земляника – черника –голубика –костяника –клюква –брусника –ежевика –малина –морошка.

Б) Давайте подышим осенним воздухом все вместе скажем:

- Ах, какой чудесный воздух!

- Ах, как красиво в осеннем лесу!

- Ах, сколько листьев под ногами!

(Дети выполняют глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот, предложения произносятся на выдохе)

4 задание: Пальчиковая игра «Осенний букет» (на экране по ходу слов пальчиковой гимнастики появляются листья березы, рябины, тополя, осины, дуба)

Осень – Ребята, давайте соберем осенний букет…

Раз, два, три, четыре, пять – будем листья собирать (сжимать и разжимать кулачки)

Листья березы, листья рябины, листики тополя, листья осины, листики дуба (загибать поочередно пальцы)

Мы соберем в вазу осенний букет (сжимать и разжимать кулачки)

(на экране нарисована ваза, в которой красивый букет из осенних листьев)

Б) Упражнение на коррекцию зрения – «Мы листочек увидали»

Мы листочек увидали и с листочком поиграли

(дети беру листок в руку, надо вытянуть руки перед собой, сфокусировать на ней взгляд)

Листочки вправо полетели, глазки вправо посмотрели

(отвести листик вправо, проследить движение взглядом)

Вот листочки полетели, глазки влево посмотрели

(Отвести листик влево, проследить движение взглядом)

Ветер вверх поднимал и на землю опускал…

(поднимать листики вверх и опускать вниз, дети смотрят вверх и вниз)

Все! На землю улеглись.

(Покружиться и присесть, опустив на пол)

Глазки закрываем, глазки отдыхают (закрыть глаза)

В) Разминка

Раз, два – выше голова, три, четыре – плечи шире, пять, шесть – тихо на стулья сесть.

Г) «Рисование нитью» - мелкая моторика.

(Листы бархатной бумаги с нарисованными контурами разных листьев и клубки ниток на каждого ребенка)

Осень – Нужно аккуратно нитью выложить предмет по контуру

- Что бывает, когда с дерева падают осенние листья? Назовите это явление природы, одним словом (листопад)

- Золотые листики с дерева летят, кружит ветер листики – это листопад.

5 задание: составление описательного рассказа детьми по мнемотаблице «Осень».

Осень

1. Наступила осень.

2. Солнце светит мало и не греет. Оно скрыто за серыми тучами.

3. Часто идет дождь. Мы идем в детский сад под зонтом.

4. Дует сильный ветер.

5. И с деревьев слетает листва.

6. Листья покрывают всю округу красивым, разноцветным ковром.

В заключении обобщающий рассказ одного ребенка.

6 задание: (на экране падает 6 лист, дерево стоит без листьев)

А) Игра «Лесное эхо»

Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Эхо лесное спросить могу?

Дети – «Ау – ау – ау!»

Осень – Куда это листья лесные пропали?

Дети – Опали – опали – опали…

Осень – Птички – певички, давно ли галдели?

Дети – Летели, летели, на юг улетели…

Б) Коллективная работа детей «Журавлики».

Осень – Ребята, как вы думаете, почему осень грустит и все время плачет?

Наверно дело в том, что скоро зима, ей пора уходить…

Может быть, она не хочет расставаться с нами?

Давайте постараемся ее ободрить, что мы скажем ей?

Ответы детей: «Не грусти, осень. Мы вновь увидимся через год! Мы будем ждать тебя!»

Осень – Спасибо вам, ребята. Давайте сделаем осени подарки. Возьмите вырезанных журавликов, приклейте их на веревочку (журавли летят клином») и отправьте в теплые края.

(на экране появляется клин журавлей, звучит курлыканье – музыка журавлей).

В) Итог. Оценка деятельности детей:

(на экране изображено дерево без листьев)

Осень – Посмотрите – ка, ребятки, деревцо стоит голо, выполнили все задания, пришло время отдыхать.

(Осень обращает внимание на корзину, полную фруктов)

- Вижу, вижу, любит осень, детвора!

И за это вам подарки осень в группу принесла.

Ешьте их и поправляйтесь, витаминов набирайтесь.

Вот настал момент прощания, будет краткой моя речь,

Говорю вам: «До свидания, до новых встреч!».

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Весна идёт!» Группа компенсирующей направленности 6–7 лет. Цель: Закрепить знания детей по разделам: РЭМП, обучение грамоте, ознакомление с окружающим миром. Задачи: 1. Закреплять и расширять словарь.

Конспект НОД компенсирующей направленности в старшей группе для детей с ОНР Тема «Осень. Деревья. Лес» Программные задачи: • Расширение представлений об изменениях, происходящих в природе осенью; активизация словаря по темам «Осень», «Деревья»;.

Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет «Дикие животные» Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания, активизировать словарь по данной теме. Задачи: — Формировать.

Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет «Обитатели моря» Цели: Образовательная: Расширять и систематизировать знания детей об обитателях моря, об их особенностях, о приспособленности к жизни в.

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Транспорт» Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «Транспорт». Автор НОД: воспитатель Репина.

Проект «Я и моя семья» (старшая группа компенсирующей направленности)Проект «Я и моя семья» (старшая группа компенсирующей направленности) Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 25 «Ягодка» Проект Тема: «Я и моя семья» (старшая группа компенсирующей.

Проект «Счастливое детство». Специальная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР. «Лучший способ сделать детей хорошим - это сделать их счастливыми» Оскар Уайльд. Актуальность: Наше время предъявляет к детским садам высокие.

Сценарий осеннего праздника для подготовительной к школе группы «Осень в Простоквашино» (компенсирующей направленности)Сценарий осеннего праздника для подготовительной к школе группы «Осень в Простоквашино» (компенсирующей направленности) Действующие лица: Ведущий, Шарик, Матроскин- взрослые; грибы (белый, подберёзовик, подосиновик, маслята, мухомор) и овощи (капуста, картофель,.

Сценарий праздника к Дню мам «Бал Бантиков» (старшая группа компенсирующей направленности) Вед. С листьями, падают по музыку, листья Осыпает нас заря Золотым дождём Нынче праздник Нынче праздник в ноябре Праздник мам на всей земле.

Тематический праздник «Осень в гости просим» для средней группы компенсирующей направленностиТематический праздник «Осень в гости просим» для средней группы компенсирующей направленности Действующие лица: Ведущая, Осень- воспитатели, Зайчиха, Лиса- родители, зайчата (2 ребёнка), медведь - дети подготовительной к школе группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Осень» (старшая группа компенсирующей направленности)
Опубликовано: 23 августа 2015 в 23:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД