Конспект НОД по ФЦКМ «Хлебушко-хлеб» в подготовительной группе

Татьяна Трофимова
Конспект НОД по ФЦКМ «Хлебушко-хлеб» в подготовительной группе

Цель:

Закрепить знания детей о том, как хлеб попадает на стол, в сравнении настоящего времени с прошлым.

Задачи:

Образовательные.

Расширять словарный запас по теме, кругозор детей.

Познакомить с многообразием хлебобулочных изделий; с орудиями труда прошлого.

Уточнить профессии людей участвующих в процессе изготовления хлеба.

Развивающие.

Находить сходство и различие во всходах пшеницы и ржи; побуждать детей к длительному наблюдению за развитием одного и того же объекта в разных условиях.

Учить анализировать и делать выводы.

Развивать внимание, речь, познавательную активность.

Воспитательные.

Воспитывать мотивацию к занятию.

Воспитывать у детей уважение к хлебу и труду земледельцев.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально - художественная.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, здоровье, музыка, чтение художественной литературы.

Оборудование: тарелки с зернами; гербарий «пшеница», «рожь»; каравай, рушник; продукты, сделанные из зерна, скатерть, подносы, колоски пшеницы, ржи, ячменя, овса, альбомы «Как растили хлеб раньше», «Как растят хлеб сейчас», «Хлеб в картинках», «Злаки в картинках», «Хлеб».; стаканчики с посевом зерен для наблюдений; половник, детские чувашские костюмы.

Предварительная работа: проект «Как хлеб на стол пришел.

Ход занятия

Воспитатель в образе сказительницы за ширмой, рассказывает детям небылицу о том, как из посеянного детьми хлебного зернышка, выросло «хлебное» дерево. А растут на нем булочки

да пирожки, пряники да калачи. (После этого выходит из-за ширмы и демонстрирует «хлебное» дерево детям.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите и назовите, что вы видите на дереве?

Дети называют.

Воспитатель: А на самом деле хлеб может расти на дереве?

Дети отвечают.

Воспитатель: Кто знает, как хлеб к нам на стол попадает?

Дети: делают тесто и пекут хлеб.

Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на нашем столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.

Д/и «А какой он хлеб

(Подбор определений к существительному. Дети сидят в кругу и передают мяч и называют определения. Например: хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)

Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. Ребята, а кто знает с чего начинается путь хлеба? Отгадайте загадку:

В землю теплую уйду,

К солнцу колоском взойду,

В нем таких, как я

Будет целая семья. (зерно)

- Зерна - это семена. Сначала нужно подготовить семена. А теперь я предлагаю вас поработать парами.

а) «Выбери зерно».

- Из тарелки надо выбрать только зерно и положить в соседнюю тарелку. (по группам)

б) «Сравни зерна»

- Посмотрите на зерна. Они одинаковые или разные?

- Чем они отличаются? (длина, форма, цвет)

- Это зерна какого растения? (гербарий пшеница, рожь)

- Какая мука получается из зерен пшеницы?

-А какая мука получается из зерен ржи?

2. Рассказ «Как растили хлеб раньше».

-Семена подготовили. Теперь что надо делать? (сеять)

- Сейчас мы отправимся в далекое прошлое, посмотрим, как сеяли зерно, а для этого мы должны сказать волшебные слова:

«Раз, два повернись! И в прошлом окажись!»

- Мы на поле, весна. Это крестьянин – человек, который работает на земле, растит хлеб (картина Ильи Ефимовича Репина "Лев Николаевич Толстой на пашне”, 1887). Землю надо вспахать.

-А что такое «соха»? ответы детей

- Пахали с помощью сохи. Потом проходили бороной.

-А что такое «борона»? ответы детей

-Теперь можно сеять.

На шею вешали лукошко с зерном, ходили по полю и сеяли зерна. (картина Г. Г. Мясоедов «Сеятель»)

-Когда приходило время жатвы (сбор урожая зерновых - Пимоненко Николай «Жатва на Украине») все крестьяне вместе с семьями шли на поле.

Старшие дети приглядывали за маленькими, взрослые работали: серпом (картинка) срезали колосья, связывали в снопы (Хейвуд Харди «Сноп пшеницы на фоне церкви»).

- Хочешь есть калачи- не сиди на печи- гласит русская пословица (повторяю). Вы догадались, о чем идет речь?

- Правильно- хочешь калачей- трудись.

а) Сценка «Труд кормит, а лень портит».

На скамье лежит ленивый ребенок - Тит. Рядом с ним большая деревянная ложка или половник.

Ведущий: Труд кормит, а лень портит.

Выходят двое детей.

1 ребенок: Не колода лодырь, не пень

А лежит целый день,

2 ребенок: Не жнет, не косит

А обедать просит.

1 ребенок: Тит, иди молотить!

Тит: Живот болит (отварачивается.)

2 ребенок: Тит, иди кашу есть!

Тит: Где моя большая ложка? (Садится на скамью, показывает большую ложку.)

1 и 2 вместе: Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

Ведущий: Не любили лентяев в народе. Смеялись над ними.

б) Исполнение песни («Блины»).

-Чтобы веселее было работать, пели песни. И мы с вами знаем песенку о блинах. Давайте встанем и споем ее. (Поют и выполняют движения по тексту, игра на музыкальных инструментах).

- Снопы просушивались в овинах,

затем свозились в гумна. (А. Г. Венецианов «Гумно»).

Дальнейшая обработка зерна проходила на мельницах, в основном водяных;

-А какие еще мельницы вы знаете? Ответы детей

значительная часть зерна мололась на ручных мельницах с каменными жерновами.

Практическая работа 1 воспитанника.

- Как вы думаете, легкий этот труд или тяжелый? Почему? (ручной, нужно много силы прикладывать).

-Сейчас мы вернемся в наше время и посмотрим, как пашут землю и сеют сейчас.

«Раз, два повернись! И в наше время ты вернись!»

(звуки)

- Чтобы облегчить свой труд, человек придумал много машин.

Этот трактор, железный конь, пашет (фото трактор пашет, плуг)

- Кто работает на современном тракторе? Ответы детей.

И не мал, и не высок

В поле вырос колосок.

Посмотрел малыш на небо

И сказал «Хочу стать хлебом

- Посмотрите на картинку: вот идут по хлебному полю (так говорят хлебное поле) комбайны. Они скашивают рожь или пшеницу и одновременно обмолачивают зерно, которые поступают в бункер. А кто работает на комбайне? Ответы детей.

- Когда бункер наполняется зерном, подъезжает грузовая машина, и зерно с помощью специального устройства пересыпают в ее кузов. Комбайны продолжают работать, а машины едут на приемные пункты. Там зерно взвешивают, определяют его качество, решают, куда это зерно дальше отправить. Кто работает на грузовой машине? Ответы детей.

- А отправить его можно на элеватор или на мельницу. А что такое элеватор? Ответы детей.

-Элеваторы - это специальные сооружения для длительного хранения зерна. На элеваторах зерно может храниться несколько лет, до тех пор, пока оно не потребуется, пока не придет время заменить его зерном нового урожая.

- Из зерна, поступившего на мельницу, мелют муку (фото). Его отправляют в хлебопекарни и магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб для продажи населению. В магазине покупают муку все, кто хочет испечь блины, пироги да ватрушки.

-Ребята, а вы ходите с родителями покупать хлеб? А какие хлебобулочные изделия вы там видели?

- Легка ли дорога хлеба сегодня к нашему столу? Почему?

- Вот видите, ребята, как много труда нужно затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относиться к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.

-А какие еще пословицы вы знаете о хлебе?

Без хлеба – нет обеда.

Плох обед, коли хлеба нет.

Что посеешь, то и пожнешь.

Не потрудится, так и хлебу не уродиться.

Покуда есть хлеб и вода, всё не беда.

Хлеб батюшка, вода матушка.

Итог.

- Чтобы на нашем столе всегда был свежий душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся много людей. Хлеборобы засевают зерном поля, выращивают хлеб и обмолачивают его. Шоферы доставляют зерно с полей на элеваторы и мельницы. Мукомолы мелют его. Пекари выпекают хлеб.

Хлеб надо беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждый кусочек хлеба.

- Сегодня у нас в группе будет работать музей хлеба и мы с вами еще раз вспомним все, о чем говорили.

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал – пришел.

В нем – здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло!

Слава

Миру на земле!

Слава

Хлебу на столе!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП и ФЦКМ в подготовительной группе. Тема «Транспорт» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦРР - детский сад №39 комбинированного вида» 683024 Камчатский край г. Петропавловск.

Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной группе «Как звери зимуют» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной группе «Космическое путешествие»Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной группе «Космическое путешествие» Конспект НОД в подготовительной группе по ФЦКМ «Космическое путешествие» Цель: Расширить и систематизировать знания детей о космосе. Задачи:.

Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Промыслы Подмосковья. Бабенская игрушка»Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Промыслы Подмосковья. Бабенская игрушка» Цель:формирование представлений о народном промысле Подмосковья – «бабенской игрушке»;Задачи:- познакомить детей с изделиями русских народных.

Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной логопедической группе «Необычное путешествие» Цель: определить уровень знаний детей по разделам программы за первое полугодие. Задачи: Образовательные: • Обобщить знания о признаках.

Конспект НОД в подготовительной группе по ФЦКМ «Великой Отечественной Войне посвящается». Цель: патриотическое воспитание детей на примере героев Великой Отечественной Войны. Задачи: развивать внимание, память, эмоциональную.

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе Конспект занятия по ФЦКМ Тема: «Природа и пирамиды». Цели. • Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в природе.

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе по системе ТРИЗ «Откуда хлеб пришел?» Программные задачи: закреплять понятие «хлебобулочные изделия»; познакомить детей с видами хлебобулочных изделий; способствовать вовлечению.

Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной группе «Как звери готовятся к зиме» с использованием мнемотехникиКонспект НОД по ФЦКМ в подготовительной группе «Как звери готовятся к зиме» с использованием мнемотехники Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной группе Тема: Как звери готовятся к зиме. С использованием мнемотехники (на примере Белочки) Задачи:.

Конспект занятия в подготовительной группе по ФЦКМ «Путешествие на Северный полюс и в тундру» Цель: Расширить представления детей об образе жизни животных на Северном полюсе и в тундре. Задачи: - Познакомить детей с особенностями.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект НОД по ФЦКМ «Хлебушко-хлеб» в подготовительной группе
Опубликовано: 17 октября 2016 в 13:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект прогулки «Наблюдение за кошкой» (подготовительная группа)
Цели:продолжить знакомство с домашним животным -кошкой, ее поведением. Закрепить знания о том, что кошка — млекопитающее животное, имеет определенные...
Занятие по изобразительной деятельности в подготовительной группе по теме «Жостовская...
Цели: совершенствование знаний детей об особенностях жостовской росписи Задачи: 1. Обучающая: учить детей выполнять несложные элементы жостовской росписи 2....
Сценарий встречи гостей на рождественских чтениях в ДОУ
Сценарий встречи гостей на рождественских чтениях в ДОУ Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, Пожилые и молодые! Собрались мы здесь для забавушки,...
Фото отчет о третьем дне тематической недели «Ужасно интересно все то, что неизвестно»
Наш третий день опытно – экспериментальной деятельности, проводимой в рамках науки и техники «Ужасно интересно все то, что неизвестно! », мы назвали «Все обо...
Фотоочерк «Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек» Часть 13 «Зимний пейзаж»
Зима – чудесное время года. Многие любят её за невероятную красоту заснеженной природы. Ослепительное солнце отражается от снега и льда, крыши и деревья...