Приходько Светлана Александровна
Конспект НОД по финансовой грамотности детей в средней группе «Путешествие Бельчат»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.
Задачи:
Образовательные:
• Повторить понятие «потребности человека»;
• Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится;
• Уточнить от чего зависят потребности человека;
• Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;
• Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД по финансовой грамотности детей в средней группе „Путешествие Бельчат“» размещена в разделах
- Белка, белочки
- Белка. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;
• Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.
Воспитательные:
• Способствовать воспитанию нравственных качеств;
• Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель: «Встанем дружно мы по кругу, скажем здравствуйте друг другу. Здравствуйте, ребята»
Дети: Здравствуйте …
Воспитатель:Сегодня я хочу познакомить вас с двумя друзьями бельчатами
А вот и они! (показ картинок)
Бельчата здороваются.
Один бельчонок на все вопросы всегда отвечает рассудительно, неспеша, сначала думает. И его назвали Умник. А другой – не задумываясь, говорит «Ай, пусть так». И назвали его Поспешайка. С ними часто происходят разные истории. И сегодня я расскажу вам одну из них. Хотите расскажу одну из них?
Однажды два друга отправились в сказочное путешествие в страну Финансов, где узнали много интересного о деньгах и для чего они нужны. (слайд 1)
Основная часть
Звучит весёлая музыка и Бельчата отправляются в путь.
Воспитатель: В дорогу каждый из них взял….
Отгадайте что:
Послушайте мою загадку:
Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные!
Я кладу их не в платок
Я кладу их в кошелёк.
- Что это?
Дети: Деньги, монеты.
Воспитатель: А какими деньгами мы пользуемся?
Дети: Бумажными и металлическими монетами.
Воспитатель: Чем, по – вашему, удобнее пользоваться?
Дети: Бумажными деньгами, так как они занимают мало места и легче металлических монет
Воспитатель: Давайте подойдем к столу и рассмотрим внимательно монеты, которые там лежат. Они все одинаковые или чем- то отличаются?
Дети: Одни побольше, другие поменьше, разного цвета. А теперь посмотрите на них с другой стороны.
Дети: Они разные.
Воспитатель: Монеты, на которых изображен орел называют рубли, а монеты с изображением всадника называются копейки. (Показываю картинки). Слово копейка, произошло от слова копье, которым всадник пронзает дракона.
Воспитатель: А для чего нужны людям деньги?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы правы. Деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно!
- В дорогу каждый из бельчат взял кошелёчек с монетками. (слайд 2)
- Сколько монеток у Умника?
- А у Поспешайки?
- Сравните.
Воспитатель: Деньги нужны для удовлетворения потребностей.
- Что такое потребности?
Ответы детей.
Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.
Перед вами картинки вы должны среди них определить и выбрать жизненно важные потребности человека (вода, одежда, еда, жилье)
Воспитатель: вы правильно сказали - жилье, в доме можно укрыться от непогоды, от посторонних людей, дом - семейный очаг, где может собираться вся семья.
И решили бельчата выбрать себе дом.
(на столе картинки трё х домиков: очень большой, очень старый и разрушающийся и аккуратный маленький домик. Первый по цене 3 монетки, второй 1 и третий 2).
Поспешайка сразу взял самый дешевый домик, зачем платить лишнее.
А Умник стал думать и рассуждать.
Сначала он решил взять самый большой дом за 3 монетки, но потом отказался.
Как вы думаете почему?
(Одному не нужен такой большой дом, для одного дорого).
И взял домик за две монетки
А как вы думаете, почему он не взял маленький и старый домик?
(Ответы детей)
Так и вышло! В этом домике Поспешайке было очень холодно, крыша протекала, и ему пришлось потратить ещё две монетки на его ремонт.
Воспитатель: Давайте поможем бнльчатам сосчитать оставшиеся монетки.
(Дети на доске или на столе производят отсчёт и подсчёт монет. Сколько осталось)
Стало холодно. И бельчата вспомнили ещё про одну важную потребность.
Какую? (Одежда)
И купили её, потратив по одной монетке.
- Отложим из их кошелёчков по одной монетке.
А потом у бельчат забурчали животики, и они вспомнили про ещё одну жизненно важную потребность. Какую?
(Потребность в еде)
Взяли Бельчата по одной монетке, и пошли в магазин.
Посмотрите, что они купили.
(В корзинке у Умника крупа, мука, сыр, молоко, овощи. У Поспешайки много разных сладостей.) (картинки)
Обсуждение с детьми: «А чтобы купили вы?».
Подвести детей к пониманию, что сладости не жизненно необходимая потребность.
Воспитатель: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. А давайте с вами вспомним, что такое бюджет?
Ответы детей.
Воспитатель:
Бюджет – это подсчет доходов и расходов.
Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.
Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.
Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет поиграем в игру «Хочу и надо».
Игра «Хочу и надо»
Перед вами схема потребностей и пять монет. Ваша задача распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.
Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.
Сначала нужно оплатить квартплату – 2 монеты,
купить одежду – 1 монета,
на продукты – 1 монета.
Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.
Физминутка «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Заглянули бельчата в свои кошельки, а там….
Подсчёт детьми.
У Умника осталась одна монетка. Поспешайка спросил у него, что он с ней сделает.
А что бы сделали вы? Ответы детей.
Воспитатель: С деньгами связано много примет, а каких, вы сейчас об этом расскажите (Рассказывают дети).
1. Деньги чаще подавай,
И при этом повторяй:
«Подаю я серебро,
Чтобы было мне добро».
2. В окно мусор не бросают,
С ним и деньги улетают,
А не верите вы мне,
Так живите в нищете.
3. Знай, купюры мять нельзя,
Не простят они тебя,
А решишь ты их скрутить,
Могут ввек тебя забыть.
4. Как купил себе ведро,
Наполняй скорей его,
У кого ведёрко пусто,
И в карманах-то не густо.
5. Если деньги подобрал,
Я хочу, чтоб ты узнал,
Деньги бросили с бедой,
А ты принес её домой.
6. В новом доме ты в углы
Скорей монеты положи,
Украшай лишь серебром,
Пусть прибудет в доме том.
7. Кошелёк свой подниму,
Луне растущей покажу:
«Расти же, месяц золотой,
Пусть денежки растут с тобой».
8. Тот, кто ночью подметает,
Тот богатства выметает,
Не мойте вечером полы,
Чтобы деньги не ушли.
9. Если скатерть я стелю,
Деньги под неё кладу,
Не будет кражи в доме том,
И не иссякнут деньги в нём.
10. Мой совет сейчас прими,
Чтобы деньги не ушли,
Рукой правой отдавай,
Ну, а левой принимай.
Воспитатель: Давайте запомним эти приметы и будем их соблюдать, чтобы у нас всегда «водились денежки»
Заключительная часть
А сегодня давайте напомним бельчатам правила обращения с деньгами:
1. Экономно распоряжаться деньгами.
2. Потраченные средства уже не вернешь.
3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.
4. Невозможно иметь все, что хочешь.
5. Бережно относиться к деньгам.
6. Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». Можно вместе с родителями своими руками изготовить копилки.
А бельчата дарят нам на память вот эти кошелёчки. В них можно хранит монетки. Бельчата благодарят детей и прощаются с ними.