Ирина Павлова
Конспект НОД по финансовой грамотности в старшей группе «Где живут деньги. Банк»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по финансовой грамотности «Где живут деньги. Банк.»
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Расширять представления детей о хранении денег.
- Познакомить детей с понятием «безналичные деньги», «Банковская карта» .
Публикация «Конспект НОД по финансовой грамотности в старшей группе „Где живут деньги, Банк“» размещена в разделах
- Банк. Знакомим дошкольников с банком
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Совершенствовать умения детей различать наличные и безналичные деньги, применять данное умение в самостоятельной игровой деятельности.
- Совершенствовать умения детей использовать в речи экономические термины (банковская карта, обменный пункт и т. д.).
- Дать детям элементарные представления о работе банка, о сотрудниках банка.
- Развивать свободное общение со сверстниками и взрослыми.
- Продолжать учить согласовывать слова с движениями.
Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.
Педагогические средства: беседа, работа с пословицами, сюжетно-ролевая игра.
Предшествующая работа: Рассказ педагога об истории возникновения денег, о том. Какие бывают деньги, рассматривание монет и банкнот в альбомах, чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».
Оборудование:
- монеты, банкноты;
- копилка;
- кошелек;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Банк».
Предварительная работа: следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, банковские карты.
Организация образовательной деятельности
Ребята, наша Мудрая Сова принесла нам интересный предмет.
Воспитатель демонстрирует копилку.
- Что это такое?
- Для чего же нужна копилка?
- Правильно, чтобы класть в нее деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям складывать деньги в копилку? Почему нельзя положить все деньги в кошелек и сразу потратить? Правильно, мы откладывает деньги в копилку, чтобы накопить какую-то большую сумму денег и купить то, на что нам сейчас денег не хватает.
- Ребята, а у вас есть дома копилки? Дети поднимают руки.
- Мы с вами знаем, что деньги можно хранить в кошельке, в копилке, но существует специальное место - дом, в котором живут деньги. Он называется банк. Сегодня мы узнаем, что такое банк. Поднимите руки те, кому это интересно. А теперь, поднимите руки те, кому это не очень интересно. (По результатам голосования воспитатель вешает на доску графическое изображение любознательного улыбающегося солнышка или грустной скучающей тучки).
Работа с пословицами о бережливости и экономии.
Ребята, у русского народа очень много пословиц и поговорок. Есть как раз и о бережливости, экономии.
- Копейка рубль бережет.
- Доход не живет без хлопот.
- Кто не бережет копейку, тот сам не стоит рубля.
- Курочка по зернышку клюет, да сыто живет.
- Пушинка к пушинке — и выйдет перинка.
Воспитатель спрашивает у детей, как они понимают эту пословицу? В чем ее смысл?
Беседа «Зачем нужны банки».
- Ребята, вспомните, пожалуйста, как мы читали сказку о приключениях Буратино. Когда Карабас Барабас дал ему пять золотых и Буратино захотелось, чтобы денег у него стало больше, Буратино закопал свои монеты в землю на Поле чудес. Он надеялся, что из этой кучки вырастет целое дерево, покрытое вместо листьев сотнями золотых монет, но в результате остался без денег. Его обманули хитрые мошенники лиса Алиса и кот Базилио. Глупенький Буратино не знал, что деньги, чтобы они были в безопасности, и смогли подрасти, нужно хранить не в земле а в банке.
_ Ребята, а как вы думаете, что может случиться с деньгами, если все их хранить в кошельке или дома?
- Правильно, кошелек можно потерять, его могут украсть нехорошие люди.
- Дом могут ограбить квартирные воры, деньги могут сгореть в пожаре или исчезнуть из дома после какого-то стихийного бедствия.
- Деньги могут выманить у людей такие же хитрые мошенники, как лиса Алиса и кот Базилио.
Поэтому, самое надежное место для хранения денег - специально оборудованное здание - банк. Деньги в нем хранятся в надежных железных сейфах под охраной.
Воспитатель показывает устройство сейфа, используя игровой атрибут «сейф».
- Открыть и закрыть сейф, достать из него деньги, могут только сотрудники банка, знающие секретный шифр.
- Ребята, кто-нибудь с родителями был в банке? (ответы детей). Расскажите, что ваши родители там делали. (ответы детей). Люди, которые хотят, чтобы их деньги охранял банк, относят их туда, а банк выдает им банковскую карточку. Вы знаете, что такое наличные деньги - монеты и банкноты. А с помощью карточки люди расплачиваются безналичными деньгами, карточка списывает их с банковского счета. Она небольшая по размеру и ее удобно хранить. Воспитатель показывает банковскую карточку. У каждого банка свои карточки. По первому требованию владельца банк возвращает его деньги.
- Когда вы заходили с родителями в банк, вы видели в фойе какие-то машины, к которым подходят люди и снимают деньги. Кто знает, как они называются? Правильно, это банкоматы. С помощью банковской карточки в банкомате можно взять свои деньги. На каждой карточке свой пароль и свой код и другой человек уже не сможет снять с вашего счета деньги. А еще такие банкоматы стоят в некоторых больших магазинах, на почте, там, где людям удобно снимать деньги.
- Посмотрите, как с помощью банковской карты можно снять деньги со своего счета. Воспитатель показывает устройство банкомата с помощью игрового атрибута «банкомат».
- В банке работают операторы - сотрудники банка, которые помогут снять или положить деньги в банк, поменяют российские рубли на иностранную валюту, помогут оплатить разные услуги (квитанции квартплаты, оплаты детского сада и т. д.).
- В другом зале работают консультанты. Когда у людей не хватает своих денег, чтобы что-то купить, например: квартиру, машину, мебель и т. д., они обращаются в банк, и банк дает им эти деньги в долг, а люди потом эти деньги по частям возвращают. Это называется ссуда.
-Ребята, а сейчас я предлагаю отдохнуть и посчитать свои денежки.
Физ. минутка «Будем денежки считать»
Один, два, тир, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живем.
Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвертую монетку можем купить есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).
- Ребята, а как вы думаете, какие еще профессии есть в банке? (Ответы детей). Кроме банковских работников в банке еще есть охранники, которые охраняют банк, чтобы не зашлди плохие люди и ничего не украли. А еще в банке работают инкассаторы. Они перевозят деньги между банками и наполняют банкоматы наличными деньгами.
-Люди, которые обращаются в банк, называются клиентами банка, а человек, который управляет работой банка — управляющий.
Сюжетно-ролевая игра «Банк».
Атрибуты: сейф, банкомат, платежный терминал, табличка, бейдж, косынка, форма охранника, рация, буклеты, бланки, ручка, монеты и банкноты, банковские карты, стол, стул.
Для возникновения интереса детей к игре воспитатель использует прием проблемной ситуации «Нам нужна банковская карта, где мы можем ее получить?»
Для определения плана-сюжета воспитатель использует такой прием, как вопросы к детям. Для того, чтобы банк начал работу, подумайте и ответьте:
-Какие сотрудники нужны для работы в банке?
-Кто приходит в банк?
С помощью волшебного мешочка воспитатель распределяет роли сотрудников банка и посетителей, себе оставляя роль управляющего банком.
При приеме на работу воспитатель использует прием - напоминание и совместно с детьми проговаривают обязанности сотрудников, т. е. игровые действия.
Для создания воображаемой ситуации воспитатель предлагает детям создать обстановку банка : поставить банкомат, сейф и терминал, поставить стол для консультанта и стул для охранника.
После подбора атрибутов и после того, как все набранные сотрудники займут свои рабочие места, управляющий говорит: «Уважаемые клиенты банка! Банк начинает свою работу. Пожалуйста, займите очередь. Соблюдайте порядок».
Каждый «клиент банка» выполняет необходимую ему операцию (получает кредит, оплачивает квитанции, производит обмен валюты, получает банковскую карточку).
При затруднении детей воспитатель использует такие приемы как: объяснение, помощь, напоминание (правила поведения в общественных местах). Если у детей возникает желание поменяться ролями, воспитатель поддерживает его.
Для формирования взаимоотношений в игре педагог использует приемы: напоминания о доброжелательном отношении друг к другу, поощрения вежливости.
В конце игры зхвенит звонок, оповещающий о закрытии банка. Охранник проходит по залу банка и оповещает присутствующих о том, что через 5 минут банк закрывается.
Выждав время, охранник идет провожать последних посетителей со словами: «До свидания, приходите к нам завтра». Закрывает двери банка.
Заключительная часть (рефлексия)
- Ребята, о чем мы сегодня говорили?
- Где люди могут хранить деньги?
- Что такое банк и для чего он нужен?
- Люди каких профессий работают в банке?
- Для чего нужна банковская карта и как ею пользоваться?
- Ребята, а вам было интересно на этом занятии? Вам понравилось, чем мы сегодня занимались? Что мы повесим на доску в конце занятия — солнышко или тучку? (Воспитатель проводит голосование и вывешивает на доску графическое изображение любознательного улыбающегося солнышка или грустной скучающей тучки).