Наталья Макарова
Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «Путешествие по лесным тропинкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«ДС № 50 г. Благовещенск"
НОД
Формирование целостной картины мира
«Путешествие по лесным тропинкам»
Разработала воспитатель
Высшей квалификационной категории:
Макарова Н. С.
Публикация «Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе „Путешествие по лесным тропинкам“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Цель: Формировать осознанно – правильное, бережное отношение к природе, расширяя представление детей о многообразии и разнообразии птичьего мира.
Задачи:
1. Уточнить представления детей о правилах поведения в лесу.
2. Учить устанавливать причинно-следственные связи на примере предложенной ситуации.
3. Закрепить знания детей о лесных птицах (кукушка, сова, дятел); особенностях их строения, образа жизни.
4. Закреплять и расширять знания детей о «Красной книге» и редких видах птиц Амурской области, занесенных в «Красную книгу».
5. Экспериментальным путем выяснить свойства птичьего оперенья (защищает от холода и жары, не впитывает влагу, легкое).
6. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
7. Активизировать и расширять словарный запас детей.
Ход НОД:
Дети входят в зал.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в поход. Но для начала, мы должны вспомнить правила поведения в лесу.
Дети: Не разжигать костры. Не шуметь. Не разорять птичьи гнезда. Не рвать цветы. Не мусорить и т. д.
( Во время ответов детей воспитатель задает наводящие вопросы: Почему? Правильно ли сказал.? Что будет, если).
Воспитатель: Я вижу, что вы все готовы идти в поход, тогда – вперед!
Дети идут по кругу (змейкой) с речевкой:
Мы шагаем дружно
Вдоль лесной опушки.
Слышим, как из леса,
Нам поет кукушка.
Прыгает по веткам
Белка – попрыгушка.
Маленький зайчонок,
От страха, прижал ушки.
Мы шагаем тихо
По лесной тропинке.
Слышим, как с листочка,
Падает росинка.
Ручеек - проказник
Убегает в чащу.
Ему рукой помашем
И пойдем все дальше.
Приходим на лесную поляну. Поляна вся засорена мусором (пластиковые стаканчики, фантики от конфет, пакеты от чипсов и т. д.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что случилось с нашей поляной! Разве можно так поступать? Послушайте. Вы что-нибудь слышите? И я не слышу. Птицы не поют и не летают, бабочек и стрекоз не видно, кузнечики не стрекочут, муравьи не шуршат. Как вы думаете, почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: Что мы можем с вами сделать, чтобы наша поляна опять ожила?
Дети: Убрать весь мусор.
Воспитатель: Правильно, я всегда с собой в лес беру пакет для мусора, чтобы сразу убирать мусор. А выбрасываю пакет по дороге домой в специально оборудованном для этого месте.
(Дети, вместе с воспитателем, убирают мусор. На поляне становится чисто)
Воспитатель: Давайте еще раз послушаем, не вернулись ли на нашу поляну птицы.
(Звучат голоса птиц «Звуки леса»)
Воспитатель: Среди этого многоголосья, давайте попробуем отгадать, какие птицы вернулись на поляну.
Д/И «Угадай, какая птица кричит»
(Слушаем голоса кукушки, совы, дятла.)
Дети поочередно называют птиц.
Воспитатель: А вы знаете, как выглядят птицы, которых мы с вами сейчас слышали? Чтобы это узнать, или себя проверить надо собрать картинки.
(Дети делятся на три команды и собирают пазлы. Собрав картинку, называют, какая птица у них получилась. Воспитатель «садит» названную птицу на дерево)
Воспитатель: Посмотрите, как красиво стало на нашей поляне. Птицы вернулись в свои гнезда. Даже солнышко заулыбалось. А вы знаете, чем птицы отличаются от других животных?
Дети: У птиц есть перья и клюв. Птиц называют пернатые.
Воспитатель: Правильно, только у птиц есть оперенье, поэтому их и называют пернатые. Скажите мне, для чего птицам перья?
(Ответы детей)
Воспитатель: Я вас приглашаю в птичью лабораторию, где мы с вами попытаемся выяснить, какими свойствами обладают птичьи перья, и для чего они нужны.
(Дети проходят в «Лабораторию». На столах тарелочки, жесткие и пушистые перья на каждого ребенка, спринцовка с водой)
Опыт 1: Рассмотреть перья, сравнить их.
Вывод: Все перья разные, и служат для разных целей (одни для того, чтобы летать, другие – греют птиц).
Опыт 2: Положить пушистое перо на ладонь и слегка дунуть на него.
Вывод: Перо летает, значит оно легкое.
Опыт 3: На жесткое перо капнуть воду.
Вывод: Вода скатывается каплей с пера, значит оно не впитывает влагу, не намокает.
(Входе опыта можно уточнить строение птиц)
Воспитатель: Молодцы! Вы все сделали правильно. Давайте присядем на стулья и вспомним, какие птицы живут в лесу.
(Просмотр презентации)
Дети смотрят слайды со звуковым сопровождением.
(Слайды 1 – 9)
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что такое «Красная книга»?
Ответы детей.
(Слайды 10 – 11)
Воспитатель: Правильно, в «красную книгу» занесены редкие виды растений, животных, рыб, птиц. Все они находятся под защитой государства и нашей с вами защитой. На них запрещена охота. Ради спасения редких видов создаются заповедники и заказники, где животные и птицы находятся в безопасности. У нас в Амурской области тоже есть птицы, занесенные в «Красную книгу».
(Слайды 12 -20)
Воспитатель: Нам пора возвращаться на поляну.
(Дети возвращаются на поляну.) Воспитатель предлагает присесть на пригорок, отдохнуть, выпить воды из родника.
Воспитатель: Мы сегодня с вами сделали очень благородное дело – очистили нашу поляну от мусора. Чтобы другие туристы не мусорили, давайте повесим плакат, который мы с вами рисовали.
(Вешаем плакат «Берегите природу»)
Природу надо беречь так же, как мы бережем наш дом. Лес, луг, водоем - это тоже дом для птиц, зверей, рыб, насекомых. Они, как могут, защищают свой дом, но не всегда у них это получается. Поэтому человек должен помогать братьям своим меньшим. Ведь природа – это часть нашей планеты. А планета у нас одна для всех. Значит природа – это и наш дом.
Отдохнули? Нам пора возвращаться домой.
Дети идут по кругу (змейкой) с речевкой:
Мы шагаем дружно
Вдоль лесной опушки.
Слышим, как из леса,
Нам поет кукушка.
Прыгает по веткам
Белка – попрыгушка.
Маленький зайчонок,
От страха, прижал ушки.
Мы шагаем тихо
По лесной тропинке.
Слышим, как с листочка,
Падает росинка.
Ручеек - проказник
Убегает в чащу.
Ему рукой помашем
И пойдем все дальше.
Воспитатель: Я надеюсь, что после нашего путешествия, и того, что вы сегодня узнали, вы будете любить природу и бережно относиться к ней.