Лучший педагог года

НОД по формированию ценностно-смыслового восприятия художественной литературы по сказке В. П. Катаева «Цветик-семицветик»

Рогач Юлиана
НОД по формированию ценностно-смыслового восприятия художественной литературы по сказке В. П. Катаева «Цветик-семицветик»

Тема: «Путешествие по сказке В. П. Катаева «Цветик- семицветик»

Возрастная группа : подготовительная (6-7 лет).

Цель: приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям, формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) художественной литературы.

Задачи:

1. Образовательные:

- закрепить знания детей о сказке В. П. Катаева «Цветик- семицветик», о ее жанровых особенностях;

Публикация «НОД по формированию ценностно-смыслового восприятия художественной литературы по сказке В, П, Катаева „Цветик-семицветик“» размещена в разделах

- расширить и закрепить знания детей о понимании нравственного смысла сказки, оценки поступков и характера главной героини;

- закрепить знания детей о положительных и отрицательных героев сказок.

2. Развивающие:

- Развивать речевую и познавательную активность детей;

- развивать мышление, воображение, творчество, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения, умение выполнять различные игровые задания;

- развивать умение различать основные жанры литературных произведений.

3. Воспитательные :

- воспитывать нравственные качества на примере поступков героев литературных произведений;

- воспитывать умение сопереживать, желание прийти на помощь, слушать друг друга.

Интеграция образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие»

- углублять представление детей о доброте как ценном, неотъемлемом качестве каждого человека, о необходимости совершать добрые поступки ;

- помочь осознать основное содержание сказки «Цветик – семицветик»;

- формировать нравственного воспитания детей в игровой деятельности.

«Художественно - эстетическое развитие»

- продолжать использование художественного слова, эстетично – оформленного оборудования;

- закреплять умение выражать эмоции художественными средствами изображения ;

- использовать музыкальные произведения, как средства обогащения образовательного процесса ;

- использовать средства продуктивной деятельности (аппликации) для закрепления результатов восприятия художественного произведения

«Физическое развитие»

- формировать осознанную потребность в двигательной активности ;

- обогащать двигательный опыт детей, умение выполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением.

«Речевое развитие»

- продолжать совершенствовать умение выстраивать свои ответы в соответствии с речевыми нормами, аргументировать свое мнение;

- развивать связную речь, обогащать словарный запас детей в использовании слов вежливости;

- стимулировать проявление речевой активности.

«Познавательное развитие»

- закреплять понятие «художественная литература»;

- углублять понятие «жанр» художественной литературы;

- развивать познавательные и творческие способности детей.

Предварительная работа:

знакомство с творчеством В. П. Катаева, чтение сказки «Цветик – семицветик», чтение русских народных и авторских сказок, чтение рассказов, заучивание стихотворения «Доброта», беседа «Что такое доброта?», домашнее задание «Загадай желание», заучивание песни «Лети, лети, лепесток»,

Форма организации : фронтальная.

Форма проведения : игровое путешествие.

Методы и приемы:

Игровой – игровые ситуации, дидактическая игра, словесные задания.

Словесный – беседа по сказке, обсуждение, постановка проблемных вопросов, объяснение, уточнение, поощрение.

Наглядный – рассматривание, показ, демонстрация. .

Практический – решение проблемных ситуаций, физкультминутка, аппликация.

Планируемый результат: способность эмоционально реагировать на литературные и художественные произведения, определять настроение, характер, поведение героев произведений.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: иллюстрации к сказке «Цветик – семицветик», картинки с изображением портрета В. П Катаева и его произведений,, картинки «Правила доброты» и «Положительные и отрицательные герои сказок. Модель волшебного цветка, Музыкальный центр, аудиозаписи детских песен, карточки для игры «Добрый и злой», «волшебный» сундучок с «волшебными» предметами, «волшебная» книга, заготовки для аппликации «Цветик – семицветик».

Структура и методические приемы НОД :

1. Вводная часть.

Организационно – мотивационный этап:

- приветствие – стихотворение.

- постановка цели.

- отгадывание загадки.

2. Основная часть:

-совместная работа с детьми

1) Словесное задание «Расскажи сказку»

2) Беседа «Правила доброты»

3) Чтение стихотворения «Доброта»

4) Дидактическая игра «Добрый и злой»

5) Физкультминутка.

6) Игра «Волшебный сундучок»

6) Словесное домашнее задание «Загадай желание»

7) Аппликация «Цветик - семицветик» : самостоятельная деятельность детей.

3. Заключительная часть:

Рефлексия: подведение итогов, обсуждение результатов.

Список используемой литературы :

«Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Методическое пособие «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» О. С. Ушакова.

Ход НОД.

1. Вводная часть.

Орг. момент:

Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.

- Придумано кем то

Просто и мудро.

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро солнцу и птицам!

-Доброе утро приветливым лицам!

Каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро – длится до вечера!

- Ребята, давайте улыбнемся друг другу, и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день. (Сели)

1. Основная часть.

Сюрпризный момент:

1) – Ребята, сегодня я приготовила вам сюрприз! Хотите узнать какой?

Тогда отгадайте загадку:

Разукрашиваем летом

Клумбы, парки, цветники

Мы своим красивым цветом,

А зовемся, мы ….(Цветы).

- Молодцы, отгадали загадку.

- Ну, тогда смотрите! (снять накидку с цветка).

- Ребята, посмотрите, у нас в группе появился необычный цветок.

- Вы узнали этот цветок (это цветик- семицветик).

- Нам его подарила волшебница.

- Что же необычного в этом цветке? (Он исполняет желания).

- Скажите, а из какой он сказки? («Цветик – семицветик»).

- Кто написал эту сказку?

(Известный русский писатель, создавший книги для детей и взрослых Валентин Павлович Катаев).

- Сколько лепестков у этого волшебного цветка?

- Ребята, ну надо же! Цветок где- то потерял один свой лепесток.

- Волшебства не будет, пока не найдется седьмой лепесток.

Нам необходимо его найти!

- Но для того нам нужно попасть в сказку и выполнить задания.

- Вы готовы?

- Тогда закройте глаза и все вместе скажем волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять

В гостях у сказки мы опять.

2) – Вот мы и в сказке.

1. Задание. «Расскажи сказку»

- Рассмотрите иллюстрации к сказке.

- Ребята, кто главный герой сказки (Девочка Женя).

- Что случилось с Женей, и как у нее появился волшебный цветок?

- Для чего ей подарила добрая бабушка – волшебница этот цветок?

- Сколько желаний она загадала?

- Какие желания она загадала?

- Какие из желаний, вам показались ненужными, пустяковыми? Почему вы так решили?

- Какие желания показались важными? Объясните почему вы так думаете.

- Что вы можете сказать о Жене? Какая она по характеру?

(Добрая, чуткая, рассеянная, невнимательная).

- Ребята, похожа ли эта сказка на рассказ? Если да, то чем?

- Но почему мы говорим, что это сказка? Что сказочного в этой истории?

(Исцеление больного мальчика Вити, Волшебница, волшебный цветок, приключения, чудеса).

- С первым заданием справились. Молодцы!

2. Задание. «Правила доброты»

- Что такое доброта?

- Что значит быть добрым?

- Какие правила доброты вы знаете (По картинке)

Доброта- это отзывчивость, сочувствие, сопереживание, внимание к людям, все положительное, хорошее, полезное.

- Ребята, кто знает стихотворение о ДОБРОТЕ?

- Вероника М. прочитает нам стихотворение «Доброта»

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожеланье «В добрый час».

Доброта – она от века

Украшенье человека!

- Молодцы! Вы знаете что такое быть добрым.

3. Задание. Игра «Добрый и злой» Волшебная книга.

- Ребята, во всех сказках есть положительные, добрые герои и отрицательные, злые.

- Назовите черты характера добрых и злых героев сказки. (По картинке).

«Добрую сказку в душе береги

С добрых героев пример ты бери».

- Назовите добрых героев сказок и злых. (Картинки перепутались)

- Ребята, нам пора отдохнуть. Представьте себя героями из разных сказок.

Физкультминутка «Сказочные превращения» (Стоя у стульчиков)

4. Задание. «Волшебный сундучок»

- Посмотрите! Какой то Волшебный сундучок!

- Ребята, в каждой сказке есть волшебные предметы, которые помогают сказочным героям.

- Давайте посмотрим, может быть здесь мы найдем наш лепесток.

(Один ребенок подходит к столу, достает волшебные предметы.

Назвать предмет и назвать из какой он сказки)

- Волшебная палочка. золотой ключик, дудочка, лепесток.

- Мы справились со всеми заданиями и нашли лепесток. Теперь наш Цветик – семицветик стал опять волшебным.

5. Задание. «Загадай желание» Домашнее задание

- Ребята, представьте себя на месте Жени и загадайте одно, но полезное и доброе желание.

- Загадывать желания вы будете по очереди, передавая лепесток друг другу.

Начнем мы все вместе и скажем волшебные слова из сказки

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели…

(Дети загадывают желания).

- Можно мне тоже загадать желание?

- Я хочу, чтобы дети в нашей группе были самыми добрыми, самыми дружными, умными, честными, заботливыми, самыми любящими и самыми любимыми!

- Как вы думаете исполнятся наши желания?

- Нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и скажите волшебные слова:

«Раз, два, три, четыре, пять

Вот и в группе мы опять»

3. Заключительная часть.

Аппликация «Цветик – семицветик».

- Ребята, у меня есть отличная идея! Я предлагаю вам самим для себя сделать Цветики - семицветики.

Аппликация по образцу.

(Пройти за столы.).

- Ребята, посмотрите на свой цветик- семицветик.

Заберите его домой. И как только вам захочется помочь кому- нибудь очень сильно, захочется совершить добрый и полезный поступок, вспомните о нашем сказочном путешествии.

Нужно очень постараться и у вас обязательно все получится.

- Обязательно ли и иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?

Дети: Нет, достаточно иметь доброе сердце, приходить на помощь другим в трудную минуту.

Рефлексия:

- Вам понравилось путешествие в сказку?

- Ребята, что было самым интересным?

- Чему нас научило это путешествие?

- А как вы думаете, почему мы справились со всеми заданиями?

Дети: - Потому что мы очень дружные, помогаем друг другу.

- Ребята, вы большие молодцы! Спасибо вам за вашу работу и старание!

- Теперь, мы хотим подарить нашим гостям маленькие цветики – семицветики, чтобы и ваши самые сокровенные желания обязательно исполнились.

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы «Путешествие по сказке «Колобок» Цель: Формировать у детей интерес к русским народным сказкам Образовательные задачи. 1. Учить внимательно, слушать литературное произведение,.

Цветик-семицветик методом торцеванияЦветик-семицветик методом торцевания "Что за прелесть эти сказки!" -так назывался проект в старшей разновозрастной группе. В ходе его реализации мы вспомнили давно знакомые.

Дидактическая игра «Цветик-семицветик»Дидактическая игра «Цветик-семицветик» Дидактические игры, призваны, прежде всего, стимулировать детскую самостоятельность. А задача педагога создать благоприятные условия для.

Презентация «Дидактическая игра по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик» с использованием ИКТ 13 июля - День цветика-семицветика на МААМЗдравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня день цветика-семицветика на нашем сайте. Я тоже решила.

Фотоотчет конкурса «Цветик Семицветик»Фотоотчет конкурса «Цветик Семицветик» Цветик- Семицветик Цветик-семи цветик - сказочный цветок. В детстве расцветает каждый лепесток. Солнечный -оранжевый, красный –красоты.

Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик» Программное содержание: Упражнять в количественном и порядковом счете до 10. Закреплять знание цифр и числового ряда. Закреплять умение.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель: Формирование нравственного воспитания детей в игровой деятельности. Задачи: Образовательные: продолжать учить детей правильно воспринимать.

Конспект занятия «Путешествие по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик» Дети, сегодня мы отправляемся в путешествие по сказке. В пути нас ждут разные приключения, поэтому надо знать свои ориентиры, чтобы вернуться.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Автор публикации:
НОД по формированию ценностно-смыслового восприятия художественной литературы по сказке В. П. Катаева «Цветик-семицветик»
Опубликовано: 23 января 2020 в 21:04
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД