Приложение МААМ

Конспект НОД по формированию математических представлений в старшей дошкольной группе «Измерение».

Марина Коновалова
Конспект НОД по формированию математических представлений в старшей дошкольной группе «Измерение».
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: усвоить детьми понятие «Измерение» и способы измерения длины и ширины предметов.

Задачи:

Образовательные:

- учить детей находить способы решения поставленной задачи – как измерить длину предмета;

- закреплять умение различать и правильно называть цифры и геометрические фигуры;

- учить сравнивать предметы по длине и ширине, измерять их с помощью мерки;

Развивающие:

- развивать исследовательские умения;

- развивать логическое мышление, воображение, память.

Воспитательные:

Публикация «Конспект НОД по формированию математических представлений в старшей дошкольной группе „Измерение“,» размещена в разделах

- воспитывать желание помогать друг другу, умение работать сообща, доводить начатое до конца.

Материалы : 2 набора геометрических фигур по числу детей

(фигуры из 1-го набора прикреплены к стульям-сиденьям в импровизированном автобусе, 2-ой набор фигур- билеты на автобус, сумка кондуктора, кошельки с жетончиками –деньгами (от 6до 10 шт.) по числу детей, карточки пяти цветов – на обратной стороне с номером стола от 1 до 5, красные ленты по длине и синие по ширине стола, метры 5 шт, мелки; книга, коробка, карандаш, кубик, телефон; аудиозапись «А мы в автобусе сидим», дневники фиксации, магнитная доска, мел, видеописьмо от героини Лизы из мультфильма «Барбоскины», плоскостное изображение героини, измерительные приборы. ; на полу из самоклеющей бумаги разные дорожки- прямые, волнистые, зигзаг, спираль.

Ход занятия:

Восп. Ребята, к нам в садик пришло письмо от Лизы из семейства Барбоскиных. Она пишет нам, что скоро день рождения, а у неё нет праздничных скатертей. Лиза сходила в магазин «Ткани», и там ей сказали, что необходимо узнать размер стола, т. е. снять с него мерку. Ребята, Лиза просит вас, помочь, она не умеет измерять. Ну что, поможем ей? Тогда поедем к ней.

На чём можно доехать, как вы думаете? (Предлагаю вам поехать на автобусе. Что нам для этого необходимо? (билеты). Подойдите к кассе и посмотрите, сколько стоит билет («6 рублей» – объявление на кассе). У вас у каждого есть кошелёчки в которых лежат деньги, отсчитайте нужное количество денег, купите билет и занимайте своё место (один из детей кассир, внимательно проверяет количество жетончиков,

Восп. Давайте повторим правила поведения в автобусе. Что нельзя делать? Почему?

Под аудиозапись «А мы в автобусе сидим» дети едут, изображая действия по тексту песни.

Восп. Итак, мы приехали с вами к Лизе Барбоскиной в гости, выходите пожалуйста (героиня мультфильма встречает их, дети здороваются).

На экране изображение Лизы Барбоскиной

Лиза: Ребята очень рада всех вас видеть. Прошу вас помогите мне измерить столы, чтобы я сходила в магазин и купила ткань. Посмотрите, как много у меня столов, посчитайте. Чтобы мы смогли измерить все столы предлагаю вам разбиться на группы необычным способом : каждый возьмёт у меня у меня карточку того цвета, который уму понравится. Переверните её и увидите номер стола, к которому надо подойти (дети подходят к столам с соответствующими номерами.)

Восп. Давайте-ка подумаем, с чего нам необходимо начать? (Снять мерку со стола – определить ширину и длину стола). Что нам для этого понадобится?

Восп. Ребята, чем же нам измерить длину и ширину стола? Предлагаю вам взять любую условную мерку и измерить. Одни измеряют длину, а другие ширину. А результаты мы запишем в дневник, Что получилось? Почему у нас у всех получились разные результаты?

Восп. Ребята, а как вы думаете, как и чем в старину измеряли предметы, ткани и многое другое? Давайте отправимся в прошлое и узнаем. Но чтобы туда попасть надо закрыть глаза, повернуться вокруг себя и сказать вот такие волшебные слова:

Вокруг себя обернись и в прошлое очутись!

На экране появляется картинка с красной девицей и изображением старинного русского быта.

Девушка: «Здравствуйте ребята. Рады видеть Вас у нас в гостях. Я хочу вам немного рассказать и показать старинные единицы измерения длины. В древности для измерения длин людьми использовались такие измерительные приборы, которые всегда были при себе. Это было очень удобно и практично. Посмотрите, изначально для измерения длины, как и сейчас вы при счете, пользовались руками, пальцами – пядью. ,Давайте попробуем пядью (показывает пядь – расстояние от большого пальца до указательного, измеряет длину стола. Считайте, сколько у меня получается пядей?

Теперь попробуйте сами (дети измеряют по очереди столы пядями)

Ну а самой распространённой единицей длины был «локоть» т. е. расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.)

Этой единицей очень многие долго пользовались. Локтями богатые торговцы измеряли продаваемые ткани и шерстяные нитки наматывая их на руку. А теперь давайте измерим локтем ваши столы (показывает). А сколько у вас локтей поместилось в длину стола? (отмечают в дневнике). И ещё – померим аршином, это длина всей руки (показывает). Дети измеряют по очереди и записывают цифру в дневник.

Девушка: Кроме аршина и локтя применялись и другие единицы: сажень, шаг. Расстояние, на которое надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами. «Шаг» - это одна из старинных мерок, которой пользуются и по сей день»

Восп. Спасибо красная девица. А нам пора возвращаться. Закрываем глаза, поворачиваемся вокруг себя и говорим волшебные слова:

Вокруг себя обернись и в настоящее опять очутись!

Восп. Вот мы опять и вернулись к Лизе Барбоскиной.

Ребята, посмотрите внимательно, столы одинаковые, а цифры получились разные? Если столы одинаковые, размер может быть разным? Давайте подумаем, мы же обещали помочь Лизе. Что же нам нужно чтобы правильно измерить длину? Да, ребята, для того, чтобы не ошибаться в измерениях, люди придумали линейки и другие измерительные приборы. Посмотрите, какие бывают измерительные приборы, назовите их (показ рулетки, метра, линейки разного размера, сантиметров). А что общего между ними? (есть измерительная шкала и отрезок от 0 до 1 – это сантиметр). Что можно измерять линейкой? Чем нам удобно будет измерить длину стола, давайте попробуем? Для измерения очень длинных предметов используется метр. С помощью метра можно измерить длину и высоту стола, стула, длину ковра, ткани. Я вам раздам метры, а вы сами попробуйте измерить. Лиза, посмотри, как нужно измерять длину и ширину стола. 1-ый стол, какая цифра у вас получилась? А у вас, второй стол? Третий? Четвёртый?

Давайте запишем в дневники на следующей странице (Дети выполняют задание). Дорогая Лизочка ты поняла, как и чем нужно измерять длину и ширину стола? Вот тебе точные размеры, можешь отправляться в магазин за тканью для скатертей.

Лиза: Спасибо, ребята, вы меня выручили. До свидания, побегу в магазин

Восп. Ребята, а вы выходите на полянку, немного отдохнём.

Речь с движением:

«Одна луна на небесах,

Две стрелки ходят на часах,

Три огонька у светофора,

Четыре лапки у Трезора,

Пять пальцев на одной руке,

Пять пальцев-братцев в кулачке,

Шесть быстрых лапок у жука.

Семь дней в неделе,

И восемь ног у паука,

А девять дырочек в свирели.

И десять пальцев на руках –

На двух руках, в двух кулачках».

Восп. Ребята, Лиза оставила вам сладкие сюрпризы (печенья в виде геометрических фигур).

Но чтобы до них добраться, надо выбрать самую короткую дорожку. (на полу из самоклеющей бумаги сделаны 4 дорожки – зигзагообразная, волнистая, спираль, прямая). Как вы думаете, какая это дорожка? Давайте проверим, посчитаем, сколько шагов поместится в каждой из дорожек. Где меньше всего шагов окажется – та дорожка и есть короткая (дети проходят по дорожкам, называют число шагов, а воспитатель записывает на мольберте под каждой нарисованной дорожкой - 7, 10, 8, 3). Какое число меньше всех? (3). Давайте наш результат обозначим на мольберте - 3 меньше (знак <, чем 10, чем 8, чем 7 (знак «меньше» выкладывает кто-либо из детей).

Итак, мы нашли самую короткую дорожку, а вот и угощение.

Пора возвращаться в садик. Пойдёмте к автобусу, занимайте свои места согласно купленным билетам.

Звучит аудиозапись «А мы в автобусе сидим.».

Восп. Ну вот мы и приехали. Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии? (ехать на автобусе, ходить по дорожкам, измерять пядью, локтем, аршином). Что мы с вами сегодня узнали?

Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект НОД по формированию математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности с использованием ЦОР Конспект НОД по формированию математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности с использованием ЦОР. Зеликова.

«Число 10». Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: Число 10. Запись числа 10. Цель: 1) сформировать умение считать до 10, различать запись числа 10 и соотносить её с десятью предметами;.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группеКонспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей гру пе Тема: «Космическое путешествие» Цель: Формирование.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием интерактивной доски Образовательные области: познавательная; речевая; социально-коммуникативная. Цель: закрепление математических знаний, умений и навыков посредством.

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группеКонспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляю конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе. Программное содержание: Учить детей.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: -Познакомить детей с образованием числа 7, учить вести счет и отсчет предметов в пределах семи; -Закреплять умение детей.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Страна математики» Цель: Развитие элементарных математических представлений у детей старшей группы. Задачи: 1. Упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами сенсорного развития в старшей группе Цель занятия: развитие сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Образовательные задачи: - упражнять в счёте и отсчитывании.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Потерянная цифра» Цель: закрепить знание о числе и цифре пять. Задачи: - закреплять количественный и порядковый счет; - закреплять знания понятий – форма,.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием ИКТ Цель: закреплять знания о геометрических фигурах и счет до 10. Задачи: Образовательные: совершенствовать навык счета в пределах 10 в прямом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по формированию математических представлений в старшей дошкольной группе «Измерение».
Опубликовано: 5 августа 2016 в 15:53
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по формированию математических представлений в старшей дошкольной группе «Измерение».» (включая файлы) размещена пользователем Марина Коновалова (УИ 600592) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД