Галина Емшанова
Конспект НОД по формированию экономических знаний в старшей группе «На помощь семье Барбоскиных!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе «На помощь семье Барбоскиных!»
По кн. А. Д. Шатова Программа «Тропинка в экономику»
Цель:
- уточнить понятие: «деньги», дать понятия: «семейный бюджет»,
«доходы" и "расходы»
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по формированию экономических знаний в старшей группе „На помощь семье Барбоскиных!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
- раскрыть сущность понятий «деньги» и расширить тему, откуда они берутся; познакомить с понятием «семейный бюджет» и из чего он складывается; учить детей определять направления и источники доходов, устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи;
- развивать зачатки экономического мышления, умение анализировать и сравнивать, делать выводы
Речевое развитие.
Продолжать работу по обогащению пассивного и активного словаря дошкольников; отрабатывать интонационную выразительность речи детей; упражнять в умении аргументировать свои ответы
Физическое развитие.
Развивать ориентировку в пространстве и на плоскости, мелкую моторику
Социально – коммуникативное развитие.
Развивать умение решать проблемные ситуации; способствовать воспитанию у дошкольников основ духовно-нравственных качеств личности
Методы и приемы:
Дидактические игры и упражнения, пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, беседа, вопросы, рассуждения, выводы, стихи, загадки, поощрения
Предварительная работа: сюжетно-ролевые игры «Магазин» и «Семья», просмотр сериала мультфильмов о «Семье Барбоскиных».
Атрибуты и оборудование: презентация, игровой коврик, «Телеграмма», картинки по теме «доходы и расходы, картинки –«дом, детсад и школа, еда, косточки, тележка (по 2)», перчатки», 2 магнитные доски,7 и 9 магнитов, столик, указка, салфетка, «денежное дерево», шоколадные монеты
НОД: Воспитатель и дети входят в зал, приветствуют гостей.
Воспитатель: Мы сегодня поиграем, много нового узнаем…
Ребята, а вы любите путешествовать? На чем можно путешествовать? (дети называют виды транспортных средств)
Догадайтесь, на чем мы сейчас отправимся?
Загадка: «Бывают железные, бывают бумажные,
но в деле расчета – очень уж важные!
Когда мы в магазин идем, их всегда с собой несем!» (ответ – «деньги»)
Воспитатель: Нас ждет «Сказочная Монета» коврик! (все присаживаются на «коврик»)
«Диск Монета закружись, по хлопку остановись!»
Замечают письмо: «Срочное Заказное письмо от семьи Барбоскиных!»
«Дорогие ребята, мы не можем распределить наш семейный бюджет – не хватает денег на тележку и даже на сладкие косточки! Помогите нам!»
Ребята, поможем? А чтобы помочь – нам надо разобраться в некоторых вопросах! (дети присаживаются на стульчики)
Скажите – откуда берутся деньги? (ответы детей)
Да, их зарабатывают, просто так деньги никому не дают!
Взрослые, которые трудятся, получают зарплату. Деньги нужны людям, чтобы жить и оплачивать все расходы.
А что такое «Семейный бюджет»?
Бюджет – это отправная точка домашней экономики.
(1 слайд)
Воспитатель: Семейный бюджет – это план доходов и расходов семьи на определенный временной период (месяц или год, исходя из учета постоянных платежей: квартирной платы, платы за электроэнергию, одежду, культурно-бытовые нужды, питание. Прежде чем что-то еще приобрести, надо подумать – хватит-ли денег на покупку.
Доход – это денежные и материальные ценности или средства, которые семья получает за работу или в результате какой-либо своей деятельности.
«Коль трудился круглый год, будет кругленьким….(доход)»
Прежде чем что-то еще приобрести, надо подумать – хватит денег на покупку или нет?
Расход – это затраты, связанные с определенными целями -
купить что-то, съездить куда-то, приобрести что-нибудь.
«Люди ходят на базар,
Покупают там товар,
Тратим деньги мы весь год, называется (расход)»
«Доходы» и «Расходы» (на магнитной доске изображения)
Воспитатель: - А сейчас - давайте сейчас разомнем свои пальчики перед трудной работой:
Пальчиковая гимнастика «Будем денежки считать» :
-Один, два, три, четыре, пять, будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук).
- Один и два оплатим дом, (сгибаем мизинец и безымянный) тот, в котором мы живём.
-Третья монетка – одежду купить (сгибаем средний палец).
-На четвёртую монетку купим есть и пить (сгибаем указательный палец).
- Ну, а пятую, пока (шевелим большим пальцем, спрячем в кармашке кошелька! (спрятать большой палец в кулак)
Воспитатель: Ребята, а теперь - давайте поиграем!
Д/игра «Распредели верно доходы и расходы!» (раскладывают картинки с изображенными предметами на столике)
Воспитатель: Так что такое «Доход», «Расход»? (ответы детей)
Ребята, что же получилось в их семье у Барбоскиных, почему папе не хватило на все расходы? (слайд №2)
Вот папа с мамой получили зарплату:
– это доход или расход? (ответы)
Игра на магнитной доске: «Большой кошелек (бумажный)» и 7 магнитов:
На 1 доске: «Папа получил зарплату и принес 4, мама получила зарплату и принесла 3. Откладываем: на дом-3, на детский сад и школу -2, на еду-1, осталось 1-маме на перчатки. Не осталось на сладкие косточки! А папа еще давно хотел купить тележку для сада!» Вот так получилось в их семье!
На 2 доске: «На другой месяц - папа принес 5, мама 4» (далее выкладывает ребенок) :
- На дом-3, на детский сад и школу -2, на еду-1. Осталось на тележку- 2 и на сладкие косточки 1! Исход: Доход равен Расходу! Посмотрите, ребята, как радуется семья Барбоскиных! Мы помогли их семье! Вы молодцы!
(слайд №3) Все вместе проводят физминутку (танец)
Воспитатель: Возвращаемся на нашу Диск -Монету! Ой, ребята, посмотрите, что это? (обнаруживают Посылку – Сюрприз) От кого, как вы думаете? (ответы, от семьи Барбоскиных) –
Ребята видят «Денежное дерево» - шоколадные монетки
Говорят слова: «Диск Монета закружись, по хлопку остановись!»
Воспитатель: Ребята, получая монетку – скажите, что вам сегодня больше всего понравилось в нашем путешествии? (Рефлексивный круг)