Наталья Анатольевна Александрова
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в ясельной группе «Много нас, а он один»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закреплять умение находить много предметов и один в специально подготовленной обстановке.
Задачи:
• Упражнять детей в использовании существительных в единственном и множественном числе, развивать мышление, речь, внимание.
• Учить выделять один предмет из группы, составлять группу из отдельных предметов. Активизировать словарь (один, много, мало, ни одного, (предлоги «на», «под»).
Публикация «Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в ясельной группе „Много нас, а он один“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Один, много, ни одного. Занятия по ФЭМП
- Темочки
• Учить детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов; понимать значение вопроса «Сколько?», правильно использовать в речи слова и выражения много, ни одного, по одному.
• Учить детей находить много предметов и один предмет в специально подготовленной обстановке.
• Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе.
• Вызывать интерес к математике.
Материал и оборудование : клубок ниток, искусственные деревья (елки, березы, яблони, яблоки (муляж, три корзины, макет избушки, костюмы медведя, шапочки-маски зайчиков и лисы, игрушечные зайцы.
Ход
Дети с воспитателем входят в зал, подходят к искусственным деревьям.
Воспитатель: Дети, куда мы попали? (ответы детей) Верно в лес.
Раздается аудиозапись плача.
Воспитатель: Слышите, кто-то плачет!
Из-за дерева выходит Настенька (девочка из старшей группы) с корзиной в руках.
Воспитатель: Что случилось, Настенька, и почему ты плачешь?
Настенька: Пошли мы с подружкой Машей в лес за грибами, но она потерялась. Где моя подружка сейчас? (закрывает лицо руками, плачет)
Воспитатель: Не плач, мы тебе поможем. Правда, дети? (Да) У меня с собой есть волшебный клубочек – много нас, а он один покажет нам дорогу. Только скажем волшебные слова: «Катись, катись, клубочек, покажи нам дорогу!»
Бросает клубок. Дети произносят волшебные слова и идут за клубком с воспитателем и Настенькой. Подходят к двум яблоням, на которых висят яблоки, под каждой яблоней стоит корзина с муляжами яблок.
Воспитатель: Посмотрите, клубочек прикатился к каким-то деревьям. Что бы узнать, что это за деревья, отгадайте загадку: «Круглое, румяное, сочное и сладкое, очень ароматное, наливное, гладкое, тяжелое, большое. Что это такое» (Яблоко) Правильно. А на каких деревьях растут яблоки? (На яблонях)
Значит, клубочек подкатился к яблоням. Посмотрите, яблони ветками дорогу загородили, не пропускают нас. Они хотят узнать, сколько яблок на них растет. Скажите, сколько яблок на этой яблоне? (Одно). А сколько на другой? (Много). А вот корзины с яблоками. Где они стоят? (Под яблонями). Сколько яблок в этой корзине? (Одно). А сколько в другой? (Много). За то, что вы правильно ответили на все вопросы, яблони угощают вас яблоками. Но вы должны сами выбрать нужную корзину. Из какой корзины вы возьмете яблоки: в которой лежит одно яблоко или в которой их много? (В которой много). А почему? (Потому что нас тоже много). Возьмите из корзины по одному яблоку.
Дети выполняют задание. Воспитатель обращается к каждому ребенку, называя его по имени: «Сережа (Аня, Глеб, сколько яблок ты взял?» ребенок отвечает: «Одно».
Воспитатель: Сколько яблок взял каждый из вас? (Одно). Сколько яблок осталось в корзине? (Ни одного). А сколько было? (Много). Верно. Чтобы удобнее было нести яблоки, давайте сложим их в Настенькину корзину.
Дети складывают яблоки в корзину.
Воспитатель: По сколько яблок положил в корзину каждый из вас? (По одному). Сколько теперь яблок в корзине? (Много)
Молодцы, вы справились с этим испытанием. Яблони нас пропускают. Дети, яблок то мы набрали целую корзину, а Машу пока не нашли. Значит надо идти дальше.
Дети произносят волшебные слова и идут за клубком с воспитателем и Настенькой. Клубочек останавливается возле елки около полянки, где под лопушком кто-то шевелится.
Воспитатель: Кто-то играет с нами в прятки. Давайте посмотрим (снимает лопушок). Так кто же играет с нами в прятки? (Зайчики). Сколько зайчиков? (Много). Да, здесь много зайчиков. Аня, возьми одного зайчика. Сколько зайчиков ты взяла? (Одного). И ты, Глеб, возьми одного зайчика. Сколько у тебя зайчиков (Один). На полянке остается все меньше зайчиков.
Аналогично проводится работа с остальными детьми.
Воспитатель: На полянке не осталось ни одного зайчика. Сколько зайчиков на полянке? (Ни одного).
Предлагает детям поочередно поставить зайцев на место, задавая каждому вопрос «Сколько зайчиков ты поставил на полянку?».
Воспитатель: У Лены один зайчик. У Паши один зайчик. У Златы один зайчик и т. д. На полянке нет ни одного зайчика (Повторяют предложения все вместе).Зайчики поиграли с вами и хотят вернуться на полянку.
Предлагает детям поочередно поставить игрушки на полянку, задает каждому ребенку вопрос: «Сколько зайчиков ты поставил на полянку?»
Воспитатель: Сережа принес зайчика, Дарина принесла зайчика, Ника принесла зайчика. Зайчиков становиться все больше и больше. Много стало на полянке зайчиков. Сколько зайчиков на полянке? (Много). Все принесли по одному зайчику, и их на полянке стало много. А у вас сколько зайчиков? (Совсем нет. Нет ни одного).
Воспитатель: А теперь мы поиграем. Вы будете зайчиками (надевает шапочки-маски, а я буду лисичкой.
Проводится игра «Лисичка и зайчики». Воспитатель, стоя в кругу, поет, дети выполняют движения по показу.
По лесной лужайке разбежались зайки.
Вот какие зайки, зайки-побегайки (прыгают и бегают по комнате).
Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок.
Вот какие зайки, зайки-побегайки (приседают, имитируют движения обеими руками).
Вот бежит лисичка – рыжая сестричка,
Ищет где же зайки, зайки-побегайки (приседают, закрывают лицо руками).
Нет зайчиков.
Воспитатель: На полянке нет Маши? (Нет). Тогда пойдем дальше.
Дети произносят волшебные слова и идут за клубком с воспитателем и Настенькой. Подходят к макету избушки.
Воспитатель: Куда привел нас клубочек? (К домику, избушке). Угадайте, кто здесь живет: «Косолапый и большой, он в берлоге спит зимой. А когда придет весна, пробуждается от сна» (Медведь). Зовут этого медведя Михаил Иванович. Давайте спросим, нет ли у него Маши?
Стучат в дверь. Из избушки выходит медведь (мальчик из старшей группы).
Дети: Здравствуй, Михаил Иванович! У тебя нет Маши?
Медведь: Да, она у меня.
Воспитатель: Михаил Иванович, мы с ее подружкой Настенькой пришли за ней. Отпусти Машу!
Медведь: Отпущу, если сумеете развеселить меня.
Воспитатель: Давайте поиграем с медведем.
Проводится подвижная игра «Медведь и пчелки».
Воспитатель: Дети, вы будете пчелками. Сколько у нас пчелок? (Много). А сколько медведей? (Один).
Дети имитируют полет пчел, говорят: «Пчелки летают, медок собирают. Зум-зум-зум (2 раза). Медведь встанет, пчелок поймает». Медведь ловит пчелок, дети разбегаются, садятся на корточки – прячутся в своих домиках.
Воспитатель: По сколько пчелок в каждом домике? (По одной). А чего больше – пчелок или домиков? (Их поровну).
Игра продолжается два раза.
Воспитатель: Не поймал медведь ни одной пчелки. Ну что, Михаил Иванович, сумели мы развеселить тебя, понравилось тебе играть с ребятами?
Медведь: Ох, понравилось! Отпущу Машу!
Из избушки выходит Маша (девочка из старшей группы). Дети здороваются с ней. Прощаются с медведем.
Маша: Я так рада всех вас видеть!
Воспитатель: Мы тоже очень рады, что нашли тебя. Но нам было нелегко. Дети, расскажите Маше, что мы видели по дороге, что делали во время путешествия по сказочному лесу.
Дети рассказывают с помощью воспитателя.
Настенька: Спасибо вам, ребята, что помогли мне найти подружку. А теперь нам с Машей пора возвращаться домой.
Девочки берутся за руки, прощаются с детьми и уходят.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Нам тоже пора возвращаться домой.
Список используемой литературы:
1. Громова О. Е. ФЭМП у детей раннего возраста. – М. : Сфера, 2006г.
2. Ерофеева Т. И. Дошкольник изучает математику. – М. : Просвещение, 2005г.
3. Новикова В. П. Математика в детском саду, - М. : Мозаика-Синтез, 2008г.
4. Помораева И. А. Занятие по формированию элементарных математических представлений – М. : Мозаика-Синтез, 2009г.
5. Развивающие методические игры-занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт. -сос. Стасова Л. П. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008г.