Лидия Семичева
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе
«Помощь белочке»
Цель:
Содействовать формированию математических способностей детей.
Образовательные задачи:
1. Продолжать закреплять навык прямого и количественного счёта в пределах 5.
Публикация «Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
2. Совершенствовать умение детей сравнивать предметы по величине.
3. Закрепить название геометрических фигур; выделить их свойства.
4. Активизировать в речи слова антонимы.
5. Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.
Развивающие задачи:
1. Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
2. Развивать слуховое внимание.
3. Развивать логическое мышление, память, воображение, умение сопереживать.
4. Развивать умение чётко полным ответом отвечать на поставленный во-прос.
Воспитательные задачи
1. Воспитывать интерес и желание заниматься.
2. Воспитывать инициативу, выдержку.
3. Воспитывать умение не перебивать товарищей, отвечать по одному.
Методы:
Сюрпризный момент, напоминание, коллективный счет, поощрение, физминутка, индивидуальный подход, игровой персонаж, объяснение задания, использование загадок, вопросы воспитателя, указания, пояснения, рефлексия.
Демонстрационный материал:
План-карта; конверт; мяч; макет дуба; игрушка белка; изображения мамы-гусыни и пяти гусят, с написанными на каждом цифрами от 1-5; три дорожки разной ширины; три полоски разной ширины; набор цифр от 1 до 5.
Раздаточный материал:
Набор геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал) для каждой пары детей; грибы разной величины.
Индивидуальная работа:
Лиза, Сева - упражнять в количественном счете.
Литература:
-В. П. Новикова «Математика в детском саду».
-З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня к нам в садик пришел почтальон, он принес письмо. Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам белочка. Я очень вас прошу, приходите ко мне в лес, мне нужна ваша помощь. Я поранила лапку и не могу теперь собирать грибы. А ведь скоро зима, запасов на зиму у меня еще нет. Мой домик стоит в лесу, и чтобы его найти, надо переправиться через реку. Когда пойдете в лес, то увидите несколько дорожек. Ко мне нужно идти по самой широкой дорожке. Вы увидите большой дуб. На этом дубе я и живу. Я высылаю вам план, по которому вы быстрее найдёте ко мне дорогу. С нетерпением жду вас. До свидания. Белочка»
2. Ход.
- Ребята, поможем белочке?
(ответы детей)
- Давайте рассмотрим план, который прислала белочка.
(дети анализируют план совместно с воспитателем)
Игра «Построй мост»
- Ребята вот речка, про которую писала нам бе-лочка. А как же мы через неё перейдем на другой берег?
(ответы детей)
- Конечно, нужно построить мост! А из чего мы будем его строить?
(ответы детей)
- Сегодня у нас будет не простой строительный материал! Это будут геометрические фигуры. Возьмите каждый себе в помощники друга. Давайте встанем парами. Выберите один набор с геометрическими фигурами по желанию. Теперь, каждая пара выложит свой мост через речку.
(Дети в парах строят мост из понравившихся им геометрических фигур.)
- Саша, Серёжа из каких геометрических фигур вы строите мост? Какого цвета у Вас треугольники? Какие геометрические фигуры выбрали Рита и Лера? Какого они цвета?
(ответы детей)
- Ну вот, мосты и готовы и теперь мы перейдем реку! Вот мы и переправились на другой берег реки.
Игра «Посчитаем гусят»
- Ребята, во время путешествия обязательно можно кого-нибудь повстречать. А кого же мы с вами встретим? Послушайте загадку. Слушайте внимательно:
-Гонит в воду мать скорей
Непослушных малышей:
Что? Боитесь? Вы не трусы!
Га-га-га! Ведь вы же …
(гуси)
- Гордо по реке плывет – мама, словно пароход.
А за ней плывут ребята это мамины …
(гусята)
На доске воспитатель выкладывает картинки с изображением гусыни и гусят. На каждом гусенке цифра от 1 до 5.
- Поиграем с гусятами? Давайте посчитаем, сколько гусят у мамы гусыни. Один, два, три, четыре, пять. Всего 5 гусят.
(Дети считают и вместе с воспитателем сверяют ответы.)
- Посмотрите, у каждого гусенка есть своя цифра, нужно помочь гусятам построиться по порядку за мамой гусыней. Какого гусенка поставим первым? Верно. А вторым? Верно. Затем гусенок с цифрой?. Верно, за ним гусенок четвертый с цифрой?. Хорошо, и последний гусенок с цифрой? Молодцы! Еще раз повторим вместе, называем слева направо: первый, второй, третий, четвертый, пятый. Отлично поиграли с гусятами!
(- С цифрой 1
- С цифрой 2
- С цифрой 3
- С цифрой 4
- С цифрой 5
Дети считают вместе с воспитателем)
- Давайте посмотрим на карту, куда нам надо идти дальше. Правильно – по дорожке.
(ответы детей)
Физкультминутка
По ровненькой дорожке шагают наши ножки:
Топ-топ-топ!
По камешкам, по камешкам:
Прыг-прыг-прыг!
Шли мы, шли и до дорожек дошли!
Игра «Дорожки»
- Вот и дорожки, которые ведут в лес. Ребята, посмотрите, здесь не одна дорожка.
- Лиза, посчитай, сколько здесь дорог?
(три)
- Ребята, вспоминайте по какой дорожке нам нужно идти в лес? Правильно, по широкой.
(ответы детей)
- А как же нам узнать какая же дорожка самая широкая?
(ответы детей)
- Вот 3 полоски. Попробуем с их помощью найти самую широкую дорогу.
Способом наложения дети находят нужную дорогу.
- Мы нашли самую широкую дорожку, вот по ней и пойдем.
Игра «Наоборот»
- Ребята, я вижу, под деревом что-то лежит. Да-вайте посмотрим. Мяч! Это, наверное, белочка потеряла его, когда играла. А Вы хотите с ним поиграть?
Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает ребенку мяч, говоря: «Широкий». Ребенок ловит мяч и возвращает его со словами: «Узкий». Используются параметры величины, веса, временные понятия и др.
Длинный — короткий,
Большой — маленький,
Низкий — высокий и т. д.
(ответы детей)
- Ребята, а где же домик белочки? Чтобы узнать где она живёт послушайте внимательно подсказку: «Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу».
Дети находят домик белочки, стучат в окно.
Игрушка - Белочка: Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы откликнулись на мою просьбу. Я вывихнула лапку, теперь она у меня сильно болит (плачет).
- Ребята, давайте пожалеем белочку, успокоим ее.
Дети гладят белочку. Успокаивают.
Игра «Разложи грибы по корзинкам»
Белочка: Спасибо, детки, вы меня успокоили. Я хочу попросить вас, чтобы вы помогли мне собрать на зиму грибы вот в эти корзины: большие грибы положите в большую корзину, средние – в среднюю, а маленькие грибы — в маленькую корзинку.
Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.
Белочка: Большое спасибо вам, ребята, что по-могли мне заготовить грибы на зиму. Теперь зимой я буду питаться грибами и вас вспоминать! Я вас тоже хочу угостить орешками.
3. Рефлексия
- Какие вы у меня молодцы! Помогли больной белочке! А вам понравилось сегодня играть? Ребята, давайте вспомним, в какие игры мы сегодня играли? А какая игра вам понравилась больше всех? Что тебе понравилось больше всего, Вика? А тебе трудно было считать гусят, Толя? Арсений, а какие трудности были у тебя в игре «Наоборот»? Будете в следующий раз играть в новые игры?