Снежана Зыкина
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки [Г], [Г]’, буква Г»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Познакомить с новым звуком Г (Г’) и буквой Г (г);
Закрепить умение определять место звука Г (Г’) в начале слова и в середине слова;
Учить читать прямые и обратные слоги с буквой «Г»;
Закрепить умение составлять слова из различных букв;
Учить подбирать пары рифмующихся слов;
Развивать поэтический слух.
МАТЕРИАЛ: предметные картинки, касса букв, слоги.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационные моменты.
2. Характеристика звука Г (Г’).
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе по теме „Звуки [Г], [Г]’, буква Г“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Отгадайте загадку:
В красных тапочках хожу,
За собой подруг вожу.
Надоест гулять в саду - Я поплаваю в пруду,
Ух и здорово щиплюсь!
Угадали кто я?
(Гусь) Ответы детей
Вывесить картинку гуся.
- Какой звук в начале слова «гусь»? (Г)
- Правильно. Это звук «Г». Звук «Г» образуется в глубине рта. Его можно произносить громче, тише, но нельзя тянуть.
- Давайте сравним звуки «Г» и «К». «Г» - произносится звонко, а «К» - глухо. Значит - это согласный.
Воспитатель тихо произносит звук «К», затем громко звук «Г».
- Когда я говорю «К», голос молчит, стенки «домика» не дрожат, когда я говорю «Г», голос так громко звучит, что даже стенки «домика» дрожат. Давайте проверим, как звонко звучит наш голос.
Дети прикладывают тыльную сторону ладони к своей шее спереди, произносят то звук «К», то звук «Г». (При произношении «Г» ребенок ощущает вибрацию голосовых связок).
- Как гогочут гуси? (Га-га-га, гы-гы-гы)
- А гусята? (Гы-ги-ги, ге-ге-ге)
(Губы растянуты в улыбке)
3. Слова со звуком Г (Г’) в двух позициях.
-Назовите слова, в которых звук «Г» вначале слова. Например: Гусь
Голубь, галка, гром, гири, Гена, гитара.
-Назовите слова, в которых звук «Г» в середине слова. Например: ваГон
Иголка, попугай, бегемот, сапоги, ноги.
4. Анализ буквы «Г». Звук «Г» обозначается буквой «Г».
-Ребята, звук «Г» (Показывает букву)
И подобно кочерге Г орбит спину буква «Г»
Вывесить картинку
-Что такое кочерга? Где ее применяют? (Кочергой вычищают золу из печки)
-Как вы думаете еще на что похожа буква «Г»?
Показать иллюстрации к сказке «Лиса, заяц и петух». Т. е. петушка с косой на плече.
Букву на плече носил
На лугу траву косил.
4. Давайте попробуем написать букву «Г» в воздухе. (Дети прописывают в воздухе букву).
5. Физкультминутка.
Прыжки на месте (15 - 16 раз) под считалочку:
За морями, за горами,
За железными столбами
На пригорке теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.
6. Игра «Угадай слово по начальному слогу»
ГУ си
ГО луби
ГАЛ. ки
УГ лы
ОГ ни
7. Давайте прочитаем слоги. (Дети читают слоги)
А теперь попробуем договорить эти слоги до целого слова. (Дети составляют слова).
Давайте составим предложение со словом «голуби». ( Например: Голуби прилетели к нам на участок и т. д.).
8. Индивидуальная работа по разрезанным азбукам. Составить из букв слова «ГУСИ» и «ВАГОН».
Послушайте и разгадайте загадку:
В воде купался,
Сухим остался
(Гусь, утка)
Вывесить картинку. Дети составляют слово «гуси».
Следующая загадка:
Я зашел в зеленый дом
И недолго пробыл в нем
Оказался этот дом
Быстро в городе другом (Вагон)
-Составьте из букв слово «вагон»
Вывесить картинку. Дети составляют слово «вагон».
9. Лексическая игра «Скажи в рифму». Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему рифму.
Галка - палка, балка;
Бочка - дочка, кочка;
Саша - Паша, Даша;
Гена - Лена, Элина.
10. Итог занятия.