Татьяна Наумова
Конспект НОД по лепке из соленого теста в старшей группе «Звонкие колокольчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.
• Формирование чувства сопричастности к русской истории и национальной культуре.
Задачи:
• Развивать интерес к истории и культуре России русского народа.
• Вызвать желание быть продолжателем русских традиций.
• Развивать эмоционально- эстетические чувства, вкус, оценки и суждения.
• Закреплять знания детей о колоколах и колокольном ремесле.
• Совершенствовать навыки лепки
Публикация «Конспект НОД по лепке из соленого теста в старшей группе „Звонкие колокольчики“» размещена в разделах
- Колокольчик. Конструирование, поделки
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Старшая группа
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
• Закреплять навыки работы с солёным тестом.
• Учить украшать колокольчики с помощью налепов, орнаментов и узоров, используя ритм и симметрию в композиционном построении.
Предварительная работа:
• Беседа о колоколах.
• Рассматривание иллюстраций с изображением храмовой архитектуры.
• Рисование «Вязьма православная»
Ход НОД:
В:- Ребята, мы с вами сегодня отправимся в чудесную страну под названием «История», вы хотите?
Дети: да.
В: Тогда отгадайте загадку.
Головой об шапку бом
И вокруг раздался гром
Из земли взяли, Но огне грели,
Опять в землю положили;
А как вынули — стали бить,
Чтобы мог говорить.
Ответ детей.
- Верно, это колокол. Что означает это слово? (шум, звон, голос).
- Где можно увидеть колокола? (ответы детей)
- Ребята, а как вы думаете, как появись колокола? Для чего они нужны?
Ответы детей.
В: По преданию, когда-то давным-давно, еще в четвертом веке один итальянский монах заболел и пошел в лес за целебными травами. Устал, да и прилег на траву. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, а он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик. Монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал такой же цветок, только из металла, и его начали использовать при богослужении.
В: На итальянском языке слово «цветок» произносится «кампана». От этого слова произошло название предмета, созданного монахом, «кампанелла», что по-русски и означает «колокольчик».
На Руси колокола стали отливать самостоятельно уже в конце пятнадцатого века. До этого их делали заграничные мастера. На Руси колокольные мастера пользовались особым почетом и уважением. Обучались мастерству долго. А вы знаете, какие материалы нужны для отливки колокола? Требуются красная и зеленая медь, олово, проволочное железо, серебро, гвозди, говяжье и свиное сало, вар, белая глина, лычные веревки, вожжи, весы, подъемные и кузнечные снасти. Если колокол большой отливают, то человек сто. И все православные, добрые, душевные. Начинают с молитвой, чтобы все удалось. В глубокой яме форма стоит, туда колокольную медь заливают. Настает момент, когда он рождается. Веревки тугие мужики подбирают, колокол с всех сторон цепляют. С трудом поднимают, с молитвой, чтобы не сорвался, не разбился. Как дитя малое оберегают. Колокола льют сейчас так же, как и в старину, по описаниям прадедов, дедов. До сих пор это считается сложнейшим, но почетным и важным ремеслом.
В: Наши ребята выучили стихи про колокола, давайте вместе послушаем.
Дети читают стихи.
- Давайте еще раз вспомним строение колокола (уши, тулово, язык, плечи).
- Из чего делали колокола? (из колокольной меди)
- Как называли мастеров, изготавливающих колокола из колокольной меди? (литейщики).
- Где размещали колокола? (на колокольнях, на звонницах).
- Каких известных мастеров-литейщиков вы знаете? (И. Ф. Моторин, его сын Михаил Моторин, Андрей Чохов, Флор Терентьев, Емельян Данилов, Александр Григорьев)
- А из чего могут быть сделаны колокольчики? (из стекла, камня, ткани, бисера, хрусталя, глины, дерева и т. д.)
- Молодцы, много знаете о колоколах и колокольном ремесле. А сегодня я предлагаю вам самим стать мастерами литейного дела. Вот только «отливать» колокола мы с вами будем не из меди и не из метала. А из чего узнаем позже. Сейчас я предлагаю вам музыкальную игру «Колокольцы – бубенцы», где мы будем определять звучание колокольчиков.
Проводится музыкальная игра «Колокольцы – бубенцы»
- А сейчас пришло время узнать, из чего же мы будем делать наши колокольчики. Послушайте загадку:
Пыхтит, кряхтит, вверх ползёт,
Недосмотришь – упадёт
Но не больно ему, угадайте, почему?
- Вы правы, мы будем делать колокольчики из солёного теста.
Изготовление колокольчиков из солёного теста.
- Пока наши колокольчики сохнут, я предлагаю нам провести Физкультминутку.
Физкультминутка
игра «Колокольчики»
Динь, динь, динь, динь
Начинаем новый день
Дили, дили, дили, дили
Колокольчики будили
Всех зайчат, всех ежат
И воробушек проснулся,
И зайчонок встрепенулся
На зарядку кто вприпрыжку,
Кто в присядочку.
Через поле напрямик
Прыг, прыг, прыг.
- Пришло время украсить слепить и украсить наши колокольчики. Сегодня именно вы как мастера сами можете придумать узор для своего колокольчика.
Работа по росписи продолжается под звучание колокольных звонов.
-Давайте рассмотрим получившиеся колокольчики.
Итог занятия, рефлексия
В: О каком инструменте мы с вами сегодня говорили?
Что мы сегодня слепили?
Что такое колокола?
Когда они появились на Руси?
Давайте отнесем получившиеся колокольчики к нам на выставку.