Ольга Шишаева
Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию в старшей группе «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в старшей группе.
Тема: «Дымковские узоры».
Публикация «Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию в старшей группе „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель: познакомить с историей дымковской игрушки; формировать знание об особенностях росписи дымковской игрушки, и об основных элементах узора. Развивать умение изображать дымковские узоры, передавая характер народной росписи.
Задачи:
- образовательные: приобщать детей к истокам русской народной культуры. Знакомить с декоративными узорами дымковской росписи, народным промыслом «Дымка». Формировать умение самостоятельно составлять и рисовать узор из элементов дымковской росписи.
- развивающие: развивать интерес к изучению народных промыслов, интонационную выразительность речи, восприятие ритма стихотворения, мелкую моторику пальцев рук, внимание, мышление, наблюдательность.
- воспитательные: воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров – умельцев.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Предварительная работа: знакомство с промыслом «Дымка», чтение русских народных потешек, песенок, разучивание стихов. Рассматривание картин, открыток, фотографий, плакатов, игрушек. Игры с дидактическим материалом. Роспись силуэтов (шаблонов) дымковских игрушек. Прослушание русских народных песен, сказок.
Материал и оборудование: гуашь, кисти, вода, салфетки, силуэтные заготовки игрушек, дымковские игрушки. Презентация на тему: «Дымковская игрушка»
Ход НОД
Вводная часть.
Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг, слева - друг и справа - друг.
Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
(Дети становятся в круг).
- Ребята, посмотрите, какой красивый и веселый в моих руках колокольчик. Какой росписью он украшен? (Рассуждение детей).
- Да, ребята, дымковские изделия нам с вами хорошо знакомы. Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке начнем рассказ!
-Ребята, а кто помнит, где зародилась дымковская игрушка? Почему это место так называется? (если затрудняются, говорю сама).
- Молодцы! Эти удивительные изделия сделаны из глины и расписаны мастерами-художниками.
- Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Дымково, о красоте их творчества? (Да).
Садимся за столы.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Основная часть.
Показ презентации.
(1 слайд)
- В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительное творение. Мы познакомимся с дымковскими глиняными игрушками. В большом селе Дымково родилась дымковская игрушка. Основана она еще великим князем Московским, который объединил русские земли вокруг Москвы.
- Веселые игрушки отличаются яркими красками. (2 Слайд)
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
В. Феофанов.
(3 слайд) - В давние времена жители этой слободы от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи и обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название «Дымково», а игрушки стали называть дымковскими.
- Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.
У этого оленя золотые рога. (4 слайд)
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Красноногий, желтобокий
Мчится глиняный олень
Краше всех индюк. (5 слайд)
Вот индюк нарядный.
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
- Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах. (6 слайд)
Посмотрите, как хороша.
Эта девица-душа.
Щечки алые горят.
Удивительный наряд.
Кони глиняные мчатся. (7 слайд)
Но подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву опустил.
- Даже кони приобрели яркий наряд.
-Что общего у всех этих игрушек? (Ответы детей: белый фон, яркие краски, геометрические узоры).
-Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку? (Ответы детей)
-Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек? (Ответы детей)
-Какие узоры вы видите на игрушках? (Ответы детей)
Пальчиковая гимнастика.
Вот мы взяли краски в руки
И не стало в доме скуки. Вытянуть руки вперед, ладонями вверх
Чтобы было веселей,
Ярких красок не жалей. Изображают движения кистью при рисовании
- Давайте отправимся в нашу художественную мастерскую. Посмотрите, здесь у нас с вами лежат краски, кисточки.
- Сегодня мы с вами превратимся в дымковских мастеров и украсим наших красавиц. Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Вы будете изображать куклу по своему желанию. Предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски хотите использовать и каким узором будете расписывать свою куклу. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения кукол.
- Рассмотрите разнообразие элементов геометрических узоров. Обратите внимание на то, какими элементами украшены юбка, фартук и кокошник (колечки, точки, прямые и волнистые линии, клеточка). Порисуем в воздухе кружочки, волны, полоски. Работаем кончиками кисточки.
Самостоятельная работа.
Итог занятия.
Выставка детских работ.
- А теперь мастера полюбуемся на ваши работы.
Вот игрушки так игрушки!
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней чудной красоты,
Чтоб ввести нас в мир России,
В мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо – люди, мастера!
- Молодцы! Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили? Что делали? Что больше всего понравилось? (ответы детей).