Конспект НОД по лепке в средней группе «Сонюшки-пеленашки»

Полина Рассолова
Конспект НОД по лепке в средней группе «Сонюшки-пеленашки»

Конспект НОД по лепке в средней группе «Сонюшки-пеленашки»

Цель: Приобщать детей к национальным традициям и культуре посредством прикладного искусства, повышать интерес к культурному наследию народа.

Образовательные задачи:

- познакомить с видом народной куклы «пеленашка»,

- учить детей лепить образы спящих игрушек в стилистике «пеленашек»: туловище (столбик, голова (шар) и выразительные детали (ушки, носы, глазки);

- активизировать приемы декорирования лепных поделок (украшение мелкими бытовыми предметами, отпечатками).

Развивающие задачи:

- показать возможность создания композиций в маленьких коробочках – колыбельках;

- развивать воображение, мелкую моторику, внимательность.

Воспитательные задачи:

- воспитывать чувство формы, композиции; интерес к экспериментированию с художественным материалом.

Словарная работа: народная кукла-пеленашка, колыбель, оберег, мастерская, мастер и мастерица.

Материал: пластилин, спичечные коробки или другие маленькие коробочки, стеки, доски для лепки, пуговицы, бусины, семена гороха и фасоли, маленькие бантики, узкие ленточки, салфетки бумажные и матерчатые, клеенки.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Рассаживайтесь на ковре, только не шумите. Моя куколка Маша засыпает, и я ей сейчас спою колыбельную песенку.

Г. Лагздынь «Сонные стихи»

Спит в пруду давно лягушка,

Спит медведица – толстушка

Бродят сонные морозы,

Спят кудрявые березы.

У корней пушистой елки

Спит ежонок, нос в иголки,

Спит в сугробе до весны,

Смотрит лакомые сны.

Дремлет в гнездышке бельчонок,

В теплой хатке спит бобренок.

На подушке из пера

Спят тетёрки до утра.

Тише, тише, тишина…Спим…

Воспитатель: А вам мамы поют колыбельные песенки перед сном? А для чего они вам их поют?

Дети: Чтобы мы крепко уснули и чтобы сны хорошие приснились.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Воспитатель: (показывает детям иллюстрации с изображением народной куклы – пеленашки.) Ребята, в давние – давние времена на Руси народные мастера и мастерицы делали кукол из дерева или соломы на забаву маленьким детям.

Кукла-Пеленашка - это самая первая куколка, которую делали для будущего ребенка. Ее клали в колыбель к малышу, как оберег от злых сил, болезней. Считалось, что она согревает место для ребенка. Когда малыш чуть-чуть подрастал, то эту куколку давали ему играть, поэтому при ее изготовлении ни в коем случае нельзя применять бусины, пуговочки и т. п., только ткани, ленточки, кружева.

Считалось, что если куклу-Пеленашку положить в кроватку к ребенку, то это собьет злых духов с толку. Еще нужно приговаривать: "Не играй моим дитятком,а играй этой куколкой".

А когда приходили гости посмотреть на малыша, то чтобы не сглазить, хвалили не его, а Пеленашку: "Хорош, кукленочек!"

Воспитатель: (показывает детям современную запеленатую куклу) А можно ли эту куклу назвать пеленашкой?

Дети: Можно пеленашкой назвать того, кто (или что) завернуты в пеленки,

Воспитатель: И настоящего малыша…даже взрослого человека, если его в шутку завернуть в огромную пеленку.

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Воспитатель: Ребята, сегодня мы пойдем в гости к малышам, показывать кукольный театр. В гости принято ходить с подарками, только вот что подарить малышам я не могу придумать. Какие у вас будут идеи?

Дети: Давайте подарим пеленаше.

Воспитатель: Хорошая идея! Только где нам их взять?

Дети: слепим.

Воспитатель: Тогда нам нужно переместиться в стародавнюю Русь-Матушку, народную мастерскую. Подойдите ко мне ко мне, я вас накрою русским платком, скажу волшебные слова и мы окажемся в древней русской мастерской.

Здравствуй мудрая страна,

Что отсюда не видна.

Явись ниоткуда,

Пусть свершится чудо!

Встань на пути

Нас к себе впусти!

Воспитатель: Вот мы и на месте! Только делать куклу нужно в хорошем настроении! Мастера это знали и у них получались добрые куколки!

Объяснение технологии лепки

С начала раскатываем цилиндр (столбик). Для этого берем комок пластилина и раскатываем его сначала в шар, круговыми движениями ладоней, а потом в удлиненное яйцо или валик (цилиндр). округляем концы – получается «туловище» в пеленках – пеленашка, только лица пока не видно. Затем отщипывает маленький комочек пластилина розового или белого цвета. раскатываем шарик, сплющиваем и накладываем на пластилиновый валик – так получилось лицо, которое выглядывает из пеленки.

Воспитатель: Мы с вами немножко подустали, предлагаю вместе встать и размяться немножко.

Физминутка: «Маланья»

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показать избушку)

Семь сыновей (показать семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать длинный нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (очертить пальцами длинные «гусарские» усы)

Вот с такой головой, (очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой. (показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили, не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – ложку»)

На Маланью все глядели, (держа руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)

И все делали вот так… (ребенок показывает любое движение).

Воспитатель: Ну, мастера и мастерицы, возвращаемся на свои рабочие места и продолжим. Присаживаемся правильно. Выпрямитесь, прислоните спины к спинкам стула, ноги поставьте ровно на пол.

Воспитатель: А теперь, ребята, прищипывая или вытягивая, сделаем носики у наших пеленашек, затем вкрапляем глазки – бусинки. И украсим пеленки узором в горошек или бантиком, можно перевязать пеленку ленточкой. Кукла готова!

Воспитатель: А куда положим мы наших пеленашек?

Дети: В колыбельку.

Воспитатель: Да, предлагаю превратить спичечный коробок в колыбельку или кроватку, а может быть коляску (по своему желанию): из салфетки можно сделать пеленочку и вылепить подушку, для коляски можно сделать колеса из пуговиц.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Воспитатель: Молодцы! Какие красивые получились у вас куколки-пеленашки. Как вы думаете деткам младшей группы понравятся наши подарки? Витя, что тебе сегодня понравилось, а что нет? Рита, что ты запомнила сегодня? Ребята кому сегодня было весело и интересно возьмите снежинку, а кому было скучно или грустно возьмите дождинку.

Предлагаю поиграть.

Игра «Тихо куколка…» (автор Железнова Е. С)

Публикации по теме:

Конспект НОД по лепке в средней группе «Яблоня в цвету»Конспект НОД по лепке в средней группе «Яблоня в цвету» Программное содержание: Закрепление умения любоваться красотой весенней природы, знаний детей о частях деревьев. Закрепление у детей приемов.

Конспект НОД по лепке в средней группе «Мышка-норушка» Конспект НОД по лепке в средней группе Тема: «Мышка - норушка». Задачи: -учить детей передавать в лепке сходство и характерные особенности.

Конспект НОД по лепке в средней группе на тему «Осеннее дерево»Конспект НОД по лепке в средней группе на тему «Осеннее дерево» Цель занятия: создание образа осеннего дерева с помощью пластилина. Образовательные задачи: продолжать учить детей скатывать шар из пластилина.

Конспект НОД по лепке в средней группе Тема: «Потерялись котята» Задачи: - продолжать учить детей делить кусок теста на части; учить передавать в лепке образ и характерные особенности котёнка (овальное.

Конспект НОД по лепке в средней группе «Ёжики» Цель: Учить детей раскатывать овал из пластилина, создавать образ ёжика, путём вытягивания мордочки и изготовления иголок из семечек; развивать.

Конспект НОД по лепке «Зайчик серенький» в средней группе Программные задачи: Продолжать формировать правильную осанку. В процессе лепки закреплять приемы, с которыми дети познакомились в предыдущей.

Конспект НОД в средней группе по лепке из солёного теста «Волшебные ладошки»Конспект НОД в средней группе по лепке из солёного теста «Волшебные ладошки» Конспект НОД в средней группе по лепке из солёного теста «Волшебные ладошки» Программные задачи: Закрепить умение лепить шар и сплющивать.

Конспект НОД по лепке «Котенок» в средней группе Цель НОД: Учить детей лепить четвероногое животное – кошку. Программное содержание: Закреплять приемы лепки: скатывание пластилина между.

Конспект НОД по лепке в средней группе «Зимующие птицы»Конспект НОД по лепке в средней группе «Зимующие птицы» Конспект НОД в средней группе по лепке «Зимующие птицы». Цель: формировать умение лепить птиц конструктивным способом из нескольких частей.

Конспект открытого занятия в средней группе «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки» Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать! (потянуться) Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать,.

Автор публикации:
Конспект НОД по лепке в средней группе «Сонюшки-пеленашки»
Опубликовано: 24 января 2018 в 22:50
+247Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 56.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 июля. Выставка картин из карандашной стружки на МААМ

Памятник точилке карандашей установлен в немецком городе Штайн. Место для него выбрано неслучайно. Именно здесь был придуман карандаш в том виде, в котором он дошел до нас — графитовый стержень и...

20 июля. День пчёл на МААМ

Пчёлы живут на всех континентах нашей планеты, кроме Антарктиды. Это очень древние существа: возраст старейшей окаменелости пчелы, найденной в Азии, составляет 100 миллионов лет – ранний меловой период. С...

Фотоотчёт развлечения по ПДД в старшей группе «Чтобы не случилось беды»
Задачи: познакомить с правилами безопасности на улице; развивать умение предвидеть опасную ситуацию. • развивать мышление, устную речь, память, внимание....
Мастер-класс «Театральная настольная ширма из бросового материала»
Лето - прекрасное время года! Сколько удивительных открытий и яркого творчества! Тема текущей недели - "В мире театра"! Тема очень интересная для моих...
Фотоотчет «Международный день торта в средней группе»
ФОТООТЧЕТ "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТОРТА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ " 20 июля отмечается интересный и пока ещё молодой праздник - Международный день торта ,...