МААМ-картинки

Конспект открытого занятия в средней группе «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»

Личик Марина
Конспект открытого занятия в средней группе «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Конспект совместной организованной деятельности в средней группе

Публикация «Конспект открытого занятия в средней группе „Знакомство с народной куклой, Изготовление куклы „Пеленашки“» размещена в разделах

на тему «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки».

Тема: «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки».

Тип: интегрированное

Технология: Игровая.

Цель: Способствовать развитию познавательного интереса к русским народным игрушкам через знакомство с тряпичной куклой «Пеленашкой».

Задачи: 1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами. 2. Приобщать детей к традиционной культуре России. 3. Активизировать словарный запас дошкольников. 4. Учить мастерить куклу «Пеленашку» из лоскутков ткани. 5. Формировать у детей эстетический вкус, развивать воображение, способность фантазировать.

Предварительная работа:

— разучивание пальчиковой гимнастики «Вдоль по бережку»;

— игры с куклами;

— беседа о старинных русских именах;

— рассматривание русского национального костюма;

знакомство с русским фольклором в совместной образовательной деятельности

воспитателя с детьми.

Оборудование :

современные куклы и куклы – самоделки, ноутбук, лист картона прямоугольной формы для основы, лоскуты ткани (белая – для туловища, цветная - для платка, цветная - для пелёнки, красные шерстяные нитки.

Планируемые образовательные результаты: дети имеют элементарные представления о куклах - оберегах, самостоятельно могут выполнить простую куклу «пеленашку».

Основные термины, понятия:

Младенец, пеленать, оберег, колыбель,желанница, утешница, пеленашка.

План:

Организационный момент 1 мин.

Беседа, просмотр эл. презентации 4 мин.

Практическая часть 10 мин.

Заключительная часть 1 мин.

Содержание совместной организованной деятельности воспитателя и детей. Организационный момент.

Ребята, а вы любите играть в куклы? (Ответы детей). А вы знаете, что куклы могут быть не только для игры? Послушайте ребята сказку: Жила-была на свете девочка Василиса. Была у нее мама, которая очень любила свою дочку. Однажды мама сильно заболела, умирая матушка позвала Василису и вручила ей куколку. «Береги куколку, она будет защищать тебя от злых людей, помогать тебе в хозяйстве, будет тебе подружкой»- сказала матушка. После смерти мамы, Василиса стала жить со злой мачехой. Тяжело ей было- мачеха постоянно ругала девочку, нагружала ее тяжелой домашней работой. Доставала тогда Василиса куколку и рассказывала ей о своем горе. Кукла ее выслушает, да скажет спать ложиться, а утром- все дела Василисы переделаны. Еще кукла учила девочку, как жить с мачехой, как уцелеть, как устроен мир, в котором Василиса живет. Стала кукла для Василисы и подружкой и оберегом. Беседа. А что такое оберег? Как вы думаете? (Ответы детей). Обратите внимание на слово. Оберег- оберегает. Оберег – это талисман, амулет, который спасает человека от опасностей, болезней, помогает в хозяйстве. Поэтому люди делали такие обереги сами. Часто в виде кукол. А теперь я предлагаю вам познакомиться поближе с такими оберегами. Жили в домах куклы домовые (показать куклу домового)- оберегали домашний очаг и домашнюю скотину. А разве огородная кукла пугало не оберег? Оберег, да еще какой! (Показать пугало). Пугало оберегает огородные посевы от птиц и скота. Еще есть куклы- обереги которые предназначались только для людей. Делались такие куклы в основном из ткани. У тряпичных кукол лицо не изображалось. По старинным поверьям, в кукле без лица не может поселиться нечистая сила. Дети смотрят электронную презентацию и знакомятся с куклами оберегами. Рассказ о кукле «Желанница». Это кукла, исполняющая желания. Такая подружка - кукла Желанница была в деревне у каждой девушки. Когда куклу делали, с ней разговаривали, поверяли ей свои секреты и сокровенные желания. Желанница становилась для девушки чем – то вроде закадычной подружки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, наденешь в подарок кукле бусинку или ленточку завяжешь и зеркальце поднесешь к куколке: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры. Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось. Рассказ о кукле «Утешница» Когда ребенок болеет, то он капризничает, плачет. Чтобы его успокоить делалась кукла Утешница. Пока ребёнок болен и безутешен, кукла находилась у него. Кукла Утешница была не только оберегом, но еще и сладким гостинцем Рассказ о кукле «Пеленашка». В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, спелёнутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие младенцу. Только после крещения кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребёнка., т. к. на нее навешивались конфеты, бублики. Тряпичных кукол оберегов существует огромное множество (кормилица, неразлучники, день и ночь, зайчик на пальчик, зерновушка, счастье и т. д.) – все их и не перечислить, и все друг на друга непохожи

Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».

3. Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».

Вдоль по бережку лебёдушка плывёт, Пальчики опускаем вниз, закрывая

ладошку и вновь поднимаем.

Выше бережка головушку несёт, Сжимаем пальцы в щепоть.

Белым крылышком помахивает, Повороты кистей рук из стороны в

Сторону — слева направо обратно.

На цветы водичку стряхивает. Поочередное шевеление пальцами.

Стряхнула лебедушка водичку. Несколько раз разжимаем и

Сжимаем пальцы в кулачки.

-Вот и кончилась игра,

Куклу делать нам пора.

После беседы воспитатель предлагает детям изготовить куклу «пеленашку».

Практическая часть.

1. Скатываем валик из плотной ткани (трубочки из картона); для надёжности края можно скрепить степлером; 2. Трубочку заворачиваем в прямоугольную белую ткань, края загибаем внутрь трубочки;

3. На головку куклы повязываем «по-деревенски» треугольный платочек, концы перекрещиваем на животе или заводим за спину, не завязывая узла; 4. Обматываем концы платка ниткой, чтобы он не развязался;

5. Заворачиваем куклу в пелёнку, загибая сначала левую сторону, затем подгибаем низ и заводим правую сторону за спину.

6. Обвиваем (обматываем) куколку веревочкой или шерстяной ниткой, завязываем её узелком или бантиком, чтобы пелёнка не развернулась.

7. Кукла «Пеленашка» готова!

Заключительная часть.

Задание детям по рефлексии их деятельности. Обсудить вместе с детьми, что сегодня нового они узнали и что научились делать.

Формы контроля и оценки результатов. Наблюдение.

Самоанализ занятия.

Совместная организованная деятельность воспитателя и детей была направлена на поддержку детской инициативы и развитие познавательного интереса к русским народным игрушкам через знакомство с тряпичной куклой «Пеленашкой».

Были поставлены следующие задачи: - Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами. - Приобщать детей к традиционной культуре России. - Активизировать словарный запас дошкольников. - Учить мастерить куклу «Пеленашку» из лоскутков ткани. - Формировать у детей эстетический вкус, развивать воображение, способность фантазировать.

Задачи успешно реализовывались в процессе всего времени. Была проведена предварительная работа:

-Рассматривание русского национального костюма, рассказ о нем;

- Знакомство с русским фольклором;

- Проведена беседа о старинных русских именах;

- Разучивание пальчиковой гимнастики «Вдоль по бережку»; Разнообразие оборудования и материалов, игровая форма занятия, позволили удержать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всей совместной деятельности. Совместная деятельность построена с учётом гуманистических принципов на доверительном отношении между ребёнком и педагогом, использован личностно-ориентированный подход в работе с детьми.

Для осуществления поставленных задач были использованы следующие методы и приё мы:

-Наглядный (образцы народных кукол);

-Информационно-коммуникативные технологии (презентация); -Словесный; - Игровой; -Беседа; -Художественное слово; -Сотворчество педагога с детьми; -Практическая деятельность;

- Загадывание загадок;

- Здоровьесберегающий.

Совместная деятельность проходила в 3 этапа: подготовительный (организационный и содержательный, основной (практический, и заключительный (рефлексивный). Подготовительный этап: рассказывание сказки о первой кукле – обереге, просмотр электронной презентации и рассказ о различных куклах-оберегах. Основной этап: совместная деятельность воспитателя и детей - изготовление кукол «пеленашек» Заключительный этап: обсуждение с детьми того что узнали и что научились делать. Во время всей совместной деятельности детям предоставлялась возможность проявить свою инициативу. Младшие дошкольники узнали много нового из истории народной куклы, научились самостоятельно изготавливать простую тряпичную куклу-оберег «пеленашку», а также проявили свои творческие способности в подборе материалов для её изготовления.

Такое мероприятие способствует повышению качества знаний детей, способствует формированию положительных качеств личности.

Публикации по теме:

Беседа «Знакомство с народной куклой» (1 часть) .

Беседа «Знакомство с народной куклой» (2 часть) Воспитатель: Куклу никогда не делали одну. Оберегов изготавливали целую вереницу, но обязательно – нечётное количество. Иначе кукла не просто.

Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы»Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы» Задачи: Обучающие: Расширять представления детей о русских народных традициях посредством кукол-мотанок. Формирование представлений у.

Конспект ООД по познавательному развитию «Куклы-пеленашки» (старшая группа) Цель: Формирование практических умений и навыков. Задачи: 1. Продолжать знакомить с бытом, традициями и обычаями русского народа. 2. Приобщать.

Конспект открытого занятия на родительском собрании «Знакомство с народной тряпичной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки» Изготовление куклы «Пеленашки» Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа №2089» Конспект открытого.

Знакомство с куклой-марионеткой. Конспект театрализованной игры «Гадкий утёнок» для детей средней группы В рамках методической недели «Интеграция образовательных областей в ходе музыкально-театрализованной деятельности» 26 января 2016г. в средней.

Конспект занятия «Знакомство с народной куклой «Отдарок на подарок» Конспект занятия «Знакомство с народной куклой «Отдарок –на – подарок». Тема. Знакомство с народной куклой «Отдарок – на - подарок» Задачи.

Конспект занятия по ручному труду «Изготовление традиционной народной куклы Куватки» Цель: вместе с детьми изготовить тряпичную куклу. Задачи: • Познакомить детей с изготовлением традиционной куклы «Куватка». • Учить скатывать.

Сценарий фольклорного праздника. Заключительное мероприятие «Знакомство с народной куклой»Сценарий фольклорного праздника. Заключительное мероприятие «Знакомство с народной куклой» Начиная с января этого года в нашем детском саду начался долгосрочный творческий проект "Знакомство с народной игрушкой". Детей подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в средней группе «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»
Опубликовано: 3 января 2018 в 01:12
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД