МААМ-картинки

Конспект НОД по музейной педагогике «В гостях у пряхи»

Гайни Нугуманова
Конспект НОД по музейной педагогике «В гостях у пряхи»

Цель: Расширить круг интересов детей при помощи экспозиций Музея «Родничок». Образовательные задачи: - Продолжать знакомить детей с предметами обихода: прялкой и веретеном и их назначением Развивающие задачи: - Развивать: наблюдательность, внимание, умение слушать, отвечать на вопросы по тексту сказки, делать выводы).

- Развивать связную речь у детей.

Публикация «Конспект НОД по музейной педагогике „В гостях у пряхи“» размещена в разделах

Воспитательные задачи: - Воспитывать интерес к культуре русского народа; Предварительная работа: - Работа с родителями: - привлечь родителей к сбору материала для проведения нод по музейной педагогике (овечья шерсть, веретено, прялка, клубки ниток); - организация выставки совместного творчества родителей и детей «Русский кокошник»; - Посещение детьми нод по музейной педагогике на тему : быт и культура русского народа: - Беседа «История о том, как подружились сарафан с рубахой», - «Друг самовара - чайник» и т. д. - Чтение рассказа Г. Я. Снегирев «Верблюжья варежка»; - Пословицы и поговорки о труде; Материал к занятию: Прялка, веретено, овечья шерсть, русский народный костюм для пряхи. Клубок ниток в корзине, свеча в подсвечнике, текст сказки «Золотое веретено», угощение. Аудиозапись мелодии песни «Золотая, моя прялица»

Словарь: Кудель, пряха, веретено, крестьянка, прялка.

Ход занятия:

У окна на скамеечке сидит пряха (взрослый, рядом в подсвечнике горит свеча. Дети входят в музей под русскую народную мелодию «Золотая, моя прялица». Воспитатель: В низенькой светелке огонек горит. Молодая пряха у окна сидит. Воспитатель и дети: Здравствуй, пряха! Пряха : Здравствуйте, дети и взрослые! Проходите, присаживайтесь рядышком. Дети садятся рядом с пряхой. Воспитатель: Скажите, пожалуйста пряха, что ты делаешь? Из кудели нитку пряду. Кудель (показывает на шерсть, прикрепленную к прялке, к прялке привязала. А вытянутую нить наматываю на веретено. Веретеном его назвали потому, что оно постоянно вертится. Пряха читает стихи : «Жужжит веретено и кружит оно!» Воспитатель показывает и называет детям предметы: прялка, веретено, кудель. Пряха продолжает прясть. Дети: Нитку прядете. Пряха – хозяйка : Правильно, нитку пряду. На чем пряду? (Обращает внимание на прялку). Я вам подскажу, это прялка. Такие прялки прежде в деревнях были в каждой избе, да и сейчас у многих еще сохранились. Прялка был верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Ребята, как изготовлена прялка? К верхней части прялки привязывалось волокно – кудель (шерсть, донце устанавливалась на лавке. Садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее пальцами. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено и повторяла всю операцию сначала. Красивая прялка был гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку так, чтобы все видели ее резной или расписной наряд прялки. На посиделках девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни, частушки. Я, например родом из села. Все женщины нашего села прядут нитки, чтобы потом соткать из них коврики, связать шапки, шарфы, кофты и многое другое. А в каких селах живут ваши дедушки и бабушки? Дети: Перечисляют название сел. Хозяйка: А сейчас я еще раз покажу вам, как работает прялка. Пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку, начинаю прясть, а нитки наматываются вот сюда. Это называется веретено. Чем больше наматывается ниток, тем толще становятся веретено. Посмотрите, что веретено делает? Пряха читает стихи : «жужжит веретено и кружиться оно!». Дети: Крутится, вертится. Хозяйка: Вот за то, что оно вертится, его и назвали веретеном. Давайте я вас научу, нитку прясть. (Хозяйка берет шерсть и объясняет). Сначала нужно намочить пальчики, растянуть шерсть и скрутить ее в тонкую нитку. Хозяйка раздает детям шерсть, предлагает растянуть и скрутить ее. По ходу работы задает вопросы: Что ты делаешь? Дети: Растягиваю шерсть. Скручиваю нитку. Пряду нитку. Хозяйка: Вот как нелегко прясть нитки: нужно шерсть держать, нитку вытягивать и скручивать, и на веретено наматывать. Для этого есть у меня помощница – прялка. Вот я сколько ниток напряла (Хозяйка показывает корзину с разными клубками – шерстяными, шелковыми, хлопчатобумажными.) Достает из корзины шерстяные нитки и спицы. Для чего нужны эти нитки. Дети: Чтобы вязать. Хозяйка: Что можно связать из этих ниток? Дети: Кофту, варежки, носки, шарф. Хозяйка: Почему лучше связать из этих ниток? Дети: Потому, что они шерстяные, толстые, пушистые и мягкие. Из них получится теплая одежда. Воспитатель: Дети, какая у нас хозяйка? Дети: Хозяйка трудолюбивая, гостеприимная, добрая она рукодельница. Хозяйка: Спасибо, мои дорогие. Как приятно, когда твой труд ценят! Воспитатель: Да, простой русский человек всегда умел трудиться сам и уважал труд других. А лентяев, и неумех никто не любит. Давайте выучим несколько пословиц и поговорок о труде: - Рабочие руки не знают скуки. - Дело мастера боится. - У ленивой пряхи, и для себя нет рубахи. Звучит мелодия песни «Золотая моя прялица». Физкультминутка: игра «Кто быстрее перемотает с одного клубка на другой». Пряха : Ай, да, молодцы! Быстро вы нитки перемотали. Продолжает прясть. Воспитатель: Пока пряха занята работой, я вам расскажу русскую народную сказку: «Золотое веретено». Жил старик со старухой, у них была дочка Аннушка. Скоро старуха умерла и оставила дочь Аннушку старику. Старик вскоре женился на другой, у которой тоже была дочь Машенька. Невзлюбила мачеха падчерицу и всячески старалась принести ей, какой – нибудь вред. Один раз она посылает ее прясть на колодец. Аннушка послушалась матери, пришла, села на край колодца и стала прясть, да про свою долю вполголоса петь. Но вдруг беда: она уронила веретено в колодец, достать его, никак не достанет. Нечего делать пошла она со слезами к матери и думает, что сейчас ее будут бить, ругать. Пришла Аннушка домой и говорит про свое горе матери, а мать рассердилась на нее и говорит: - Поди, доставай веретено, а без него домой не ходи! Заплакала Аннушка и пошла опять к колодцу. Пришла, слезла в колодец, ищет веретено, и никак не найдет. Вдруг она видит старика, бел, как снег. То был хозяином воды в этом колодце. Аннушка спросила, не видал ли он ее веретено, а он ей в ответ сказал, что оно у Бабы – Яги, и показал ей дорогу к ней. Пошла Аннушка по указанной дороге: встретила ручей, он и говорит ей: Девочка, девочка попей моей водицы. Аннушка нагнулась, попила и пошла дальше. На дороге она встретила березку, та тоже говорит ей: Девочка перевяжи меня ленточкой. Аннушка взяла из косы ленточку, перевязала и пошла дальше. Встретила она еще коней, те ей говорят: Девочка возьми у нас из хвоста по волоску. Взяла она по волоску у каждого коня и пошла дальше. Вдруг она увидела: перед ней дом стоит, а в дому Баба – Яга сидит и ее веретеном прядет: вошла Аннушка к Бабе – Яге и спрашивает, бабушка не видала ты моего веретена? А баба – Яга и говорит: Поди, сначала натопи баню, воды в нее наноси решетом, вымой меня, причеши, тогда отдам твое веретено. Пошла Аннушка истопила баню, замазала глиной решето и наносила воды. Пришла за Бабой – Ягой и привела ее в баню, а Баба – Яга и говорит: парь меня головней, мой золой, чеши бороной, а тащи домой за волосы. Но Аннушка была умная: парила она Бабу – Ягу веником, мыла водой, чесала гребешком, а домой вела за руку. Пришли домой Баба – Яга и говорит: Спасибо тебе за твою доброту, поди на чердак, бери сундучок, там твое веретено, да смотри – по дороге не открывай. Аннушка послушалась, взяла сундук и пошла старой дорогой. Встретила тех же коней. Они взяли у нее сундук и помогли ей его нести, березка, чтобы не мешать подняла ветви вверх. Ручей тоже, чтобы не утопить сделался уже, и так кое – как Аннушка добралась до дому, открыла сундук. И что ж? В нем лежало золотое веретено да золото. Увидев сундук, Аннушки мачеха послала свою дочь Машеньку на колодец и научила, как это делать. Машенька пришла к колодцу, да нарочно и бросила веретено – то. И не спросив у матери, спрыгнула в колодец, и пошла по той же дороге, где шла Аннушка. Когда она подошла к ручью, то он попросил попить его водицы. Она ему сказала: Не видала ли, я твоей водицы. И пошла дальше. Береза попросила перевязать ее ленточкой. Она ответила: И ниточкой не перевяжу, не только ленточкой! Пошла дальше и встретила лошадей и им также грубо ответила. Вдруг она видит перед собой избушку, в избушке Бабу – Ягу. Вошла и говорит: Бабушка, не видала ли ты моего веретена? А та ей и говорит: Оно у меня, поди сначала истопи баню, воды наноси решетом да вымой меня, а потом же и веретено получишь. Закапризничала, была Машенька, да делать нечего: пошла истопила баню, воду стала носить решетом, да никак в решете не нацедит, бегала, бегала, да так и без воды и осталась. Пришла за Бабой – привела ее в баню, Баба – Яга и говорит: парь, меня головней, мой золой, чеши бороной, домой за волосы тащи. Баба – Яга, видя, это рассердилась, но не сказала ничего, велела взять сундучок. Обрадовалась Маша, пошла старой дорогой. Дошла она до коней, они ей не стали помогать. Хотели было истоптать - ты у нас по волоску не выдернула. Пошла дальше. Дошла до березы Она тоже стлал ее хлестать и не пропускать, говоря: ты меня не перевязала. Пробралась кое – как, а там глядишь ручей всю дорогу затопил, и пришлось ей идти по воде. Вышла кое – как на дорогу и думает: Ну, ладно, как ни плохо было идти, да зато столько золота принесу, видишь, как тяжело. Пришла Машенька домой, мать выбежала ее встречать и наскоро раскрыли сундук: И что ж? Вместо золота и золотого веретена, сундук полнехонек жару да простое тлеющее веретено. Мачеха так и ахнула, да нечего делать, надо было с этим мириться, А Аннушка нашила себе приданое да вышла замуж, и живет себе, поживает, да добра наживает. Воспитатель: Понравилась сказка? (Ответы детей) Кто больше всего понравился в этой сказке? (Ответы детей) Почему? Хозяйка благодарит за то, что они пришли к ней в гости и угощает.

Публикации по теме:

Использование музейной педагогики в ознакомлении дошкольников с искусством в соответствии с ФГОС С переходом на ФГОС ДО большой интерес представляет технология музейной педагогики в условиях детского сада. Музейная педагогика представляет.

Использование игровых педагогических технологий в работе педагога по музейной педагогике C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) — новый тип документа,.

«Осенний калейдоскоп». Конспект НОД по музейной педагогике и рисованию нетрадиционным методом тычка Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №97 Калининского района Конспект непосредственно - образовательной.

Конспект ННОД с использованием элементов музейной педагогики в подготовительной группе «Знакомство с гончарным делом» Автор конспекта непрерывной непосредственно образовательной деятельности – Захарова Екатерина Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад.

Конспект занятия по музейной встрече «Чугунок» Конспект занятий по музейной встрече тема «чугунок» ЦЕЛЬ: Дать представление о предмете старинного русского быта - чугунке. Воспитатель:.

Отражение регионального компонента путем музейной педагогики в детском саду Технология музейной педагогики. Что такое музей? Это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Как часто мы.

Проект по музейной педагогике «Они защищали Родину» для детей старшего и среднего дошкольного возрастаПроект по музейной педагогике «Они защищали Родину» для детей старшего и среднего дошкольного возраста ПРОЕКТ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ «ОНИ ЗАЩИЩАЛИ РОДИНУ» для детей старшего и среднего дошкольного возрастаПроект подготовили и провели: Новоселова.

Проект по музейной педагогике «Природа парка Сокольники» для детей старшего дошкольного возрастаПроект по музейной педагогике «Природа парка Сокольники» для детей старшего дошкольного возраста Проект подготовили и провели: Новоселова С. А., Суворова Е. В. Цель: Систематизировать знания детей о деревьях и их отличительных особенностях.

Технологии ТРИЗ и РТВ как средства музейной педагогики Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предусматривает новое, современное качество дошкольного образования. В связи с этим.

Эвфемистические способы выражения в коррекционной педагогике Эвфемистические способы выражения в коррекционной педагогике Изучение эвфемизмов в области коррекционной педагогики является актуальной.

Автор публикации:
Конспект НОД по музейной педагогике «В гостях у пряхи»
Опубликовано: 13 января 2017 в 17:56
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД