МААМ-картинки

Эвфемистические способы выражения в коррекционной педагогике

Юлия Сидорова
Эвфемистические способы выражения в коррекционной педагогике

Эвфемистические способы выражения в коррекционной педагогике

Изучение эвфемизмов в области коррекционной педагогики является актуальной проблемой, поскольку в последние десятилетия процесс образования новых методов обучения и воспитания детей, отстающих в развитии, протекает с особой интенсивностью. Это объясняется природой эвфемизмов. Эвфемизмы - мощное средство формирования новых общественных установок, причем эвфемизмы получают исключительно широкое распространение в общественно значимых сферах речевой деятельности, таких, как средства массовой информации.

Публикация «Эвфемистические способы выражения в коррекционной педагогике» размещена в разделах

Социальные знания включают такие понятия, как социальные нормы, социальный статус, социальная роль и др. В зависимости от этих параметров определяется «уместность» употребления эвфемизмов в конкретной ситуации общения, которая может характеризоваться различными показателями: официальным или неофициальным стилем, тендерными и возрастными особенностями.

Для того, чтобы более подробно рассмотреть данную проблему, обратимся к определениям тех понятий, которые мы рассматриваем.

«ЭВФЕМИЗМ - стилистически нейтральное слово или выражение, употребляемое вместо синонимичной языковой единицы, которая представляется говорящему неприличной, грубой или нетактичной; эвфемизмы нередко вуалируют, маскируют суть явления».

По данным Министерства образования РФ примерно у 60% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются специфические расстройства речи по типу алалии - это системное недоразвитие речи, при котором страдают фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая её стороны и дизартрии. В целом, большинство дошкольников с умственной отсталостью овладевают элементарной речью только к 4-5 годам. Звукопроизношение нарушено. Фразовая речь изобилует фонетическими и грамматическими искажениями, недосформирована семантическая сторона речи.

Свыше 60% детей, поступающих в первый класс, относятся к категории риска школьной дезадаптации. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2– 2,5 раза, достигнув 30% и более. Несомненно, в плане преемственности работы школы и детского сада коррекционная работа с детьми, отстающими в развитии, уже в дошкольном возрасте играет весомую роль.

Увеличение числа детей с отклонениями в развитии и поведении привело к возникновению особой педагогики - педагогики помощи и защиты, так называемой коррекционной педагогики.

Коррекционная педагогика — область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей. Среди решаемых в настоящее время проблем кардинального социально-экономического оздоровления общества особое и важное место занимает создание и внедрение в педагогическую практику работающей системы профилактики социально-психологической и прежде всего дезадаптации дошкольников и младших школьников. Дезадаптационные проблемы, осложняющие развитие и социализацию детей, объектом научного внимания стали сравнительно недавно.

Употребление эвфемистических способов выражения в области коррекционной педагогики, прежде всего, обусловлено социальными ограничениями, которые существуют в этой сфере. В коррекционной педагогике часто затрагиваются такие понятия, как «отклонение от нормы», «недостаток», «аномалия», «нарушение», «недостаток в развитии», именно поэтому в данной сфере замечается широкое употребление эвфемистических выражений, так как говорящему зачастую нужно завуалировать многие явления.

Важнейшая особенность речи педагога состоит в том, что она связана с социальными условиями. Слово же выступает в качестве основного элемента языка и может иметь, как уже отмечалось, различные значения в зависимости от той или иной ситуации. Именно поэтому важно обращать внимание на социальный аспект, от которого в основном зависит употребление эвфемизмов.

Употреблять или не употреблять? Вот в чём вопрос!

Каковы же нормы употребления эвфемизмов и есть ли они вообще? На самом деле, их нет. Нормы употребления зависят от общества, в котором находится педагог, от самого педагога, от дошкольника, речевого или письменного сообщения.

Эвфемизмы, как и многие лексические средства языка и сам язык в целом, чутки к различным изменениям тех или иных явлений жизни. То, что человечество принимает за эвфемизм в одно время, может стать грубым выражением в другое.

Прежде чем установить правила употребления эвфемизмов, необходимо выяснить цели, которые преследует говорящий при использовании эвфемистических способов выражения в речи.

Советский и российский ученый Л. П. Крысин отмечает следующие цели употребления эвфемизмов :

Для осуществления употребления эвфемистических способов выражения в области коррекционной педагогики необходимо знать цели, которые преследует педагог, употребляя эвфемизм. Для осуществления процесса эвфемизации существенны следующие моменты:

1) оценка говорящим предмета речи как такового, прямое обозначение которого может быть квалифицировано (в определенном контексте) как грубость, резкость и т. д., поэтому эвфемизации подвергается не всякая речь, а речь, связанная с определенными темами и сферами деятельности;

2) подбор говорящим таких обозначений, которые не просто смягчают те или иные кажущиеся грубыми слова и выражения, а маскируют, вуалируют суть явления.

3) зависимость употребления эвфемизма от контекста и от условий речи: чем жестче социальный контроль речевой ситуации и самоконтроль говорящим собственной речи, тем более вероятно появление эвфемизмов

4) представления о том, что является эвфемизмом, а что нет: то, что в одной среде расценивается как эвфемизм, в другой может получать иные оценки.

Однако, нельзя четко поставить границы целям употребления эвфемизмов. Таким образом, мы видим сложности, образующиеся при использовании эвфемизмов педагогом в речи. Их употребление зависит только от самого педагога, и именно это составляет главную трудность данного вопроса.

Публикации по теме:

Лэпбук «Крылатые выражения»Лэпбук «Крылатые выражения» Дидактическое пособие Лэпбук «По крылатым выражениям». Авторы: Куклина О. Н. Комлева К. А. Цель: В игровой форме систематизировать знания.

Импровизация — есть средство выражения детской индивидуальности Этюды можно рассматривать как небольшие сюжетные и несюжетные игры творческого характера, исполняемые группой детей и индивидуально. Этюды.

Интегрированное занятие по музейной педагогике «Вы скажите нам, откуда появилось это чудо?» Цель: Обобщение знаний о двух видах народно-прикладного искусства: дымковских и филимоновских глиняных игрушек. Задачи: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:.

Консультация для воспитателей. «Медиа-образование в современной педагогике» Говоря обобщенно, медиа-образование - это направление в современной педагогике, выступающее за изучение детьми массовой коммуникации (пресса,.

Проект по музейной педагогике «Они защищали Родину» для детей старшего и среднего дошкольного возрастаПроект по музейной педагогике «Они защищали Родину» для детей старшего и среднего дошкольного возраста ПРОЕКТ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ «ОНИ ЗАЩИЩАЛИ РОДИНУ» для детей старшего и среднего дошкольного возрастаПроект подготовили и провели: Новоселова.

Проект по музейной педагогике «Сокольники — Начало московского метро» (для старших и подготовительных групп)Проект по музейной педагогике «Сокольники — Начало московского метро» (для старших и подготовительных групп) ПРОЕКТ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ «СОКОЛЬНИКИ – НАЧАЛО МОСКОВСКОГО МЕТРО» (для подготовительных и старших групп)Подготовили и провели: Клягина.

Проект по музейной педагогике «Сокольники» — начало московского метро» (для старших и подготовительных групп)Проект по музейной педагогике «Сокольники» — начало московского метро» (для старших и подготовительных групп) ПРОЕКТ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ «СОКОЛЬНИКИ – НАЧАЛО МОСКОВСКОГО МЕТРО» (для подготовительных и старших групп)Подготовили и провели: Клягина.

Проект по музейной педагогике. Тема: «История одного предмета» средняя группаПроект по музейной педагогике. Тема: «История одного предмета» средняя группа Участники проекта: дети средней группы,педагоги и родители. Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий. Вид проекта: краткосрочный.

Проект по музейной педагогике Тема: «Откуда к нам пришла матрёшка?»Проект по музейной педагогике Тема: «Откуда к нам пришла матрёшка?» Участники проекта : дети 2-ой младшей группы, воспитатели, родители. Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий. Вид проекта:.

Эссе «Мое понимание выражения У. Джеймса «Сознание есть хозяин психических функций»: за и против» Проблема сознания являлась важным аспектом в работах многих психологов. Так, одним из первых, кто начал изучать данный вопрос, был выдающийся.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эвфемистические способы выражения в коррекционной педагогике
Опубликовано: 30 октября 2016 в 22:58
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД