Ольга Горбачева
Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе «Путешествие по зимнему лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Обогащать представления детей о зимовье диких животных средствами интеграции познавательной и коммуникативной деятельности.
Программные задачи:
Продолжать знакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой, закрепить знания детей о том, как обитатели леса приспособились к долгой и холодной зиме;
Развивать речевые навыки детей, логическое мышление, внимание, память, общую и мелкую моторику пальцев рук;
Публикация «Конспект НОД по образовательной области „Познание“ в старшей группе „Путешествие по зимнему лесу“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает;
Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза с элементами гимнастики, су-джок массаж.
Методы и приё мы:
Словесные (объяснение, беседа,
Наглядные (презентация, карточки,
Игровые (физминутка,
Практические (изготовление групповой аппликации).
Формы организации детей: фронтальные, коллективная работа.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная, двигательная.
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, елочки, картинки с изображением диких животных, ватман с изображением леса, игрушки: зайца, белки, лисы, следы зайца, разрезные картинки капусты, моркови и яблока, две корзинки, шишки и орехи, су-джок масажеры по количеству детей.
Ход НОД:
Воспитатель: Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Что это?
Дети: Зима.
Воспитатель: Ребята вы любите гулять? Сегодня я предлагаю вам отправиться на прогулку в зимний лес. Только это необыкновенный лес, а сказочный, хотите со мной?
Сначала мы с вами пойдем по дорожке (дети идут спокойным шагом, снегу становится все больше и больше, теперь мы идем по глубокому снегу, поднимаем ноги высоко, в коленях сгибаем (дети идут, высоко понимая ноги).
(Слайд №1 «Зимний лес»). Вот и очутились мы с вами в лесу. Посмотрите на экран, какой красивый лес!
Воспитатель: А вы как думаете какими словами можно назвать его?
Дети: Зимний, красивый, снежный, волшебный…
Воспитатель: Да, он волшебный и я думаю, что нас ждет много сюрпризов, и мы встретим много интересного.
Воспитатель: Скажите а кто живет в лесу, лес для зверей - это родной и любимый дом, а мы пришли в гости, поэтому должны соблюдать определенные правила. Какие правила поведения в лесу вы знаете?
Дети: Нельзя шуметь, чтоб не спугнуть зверей, птиц. В лесу не надо убегать далеко, иначе можно заблудиться.
Как красиво в лесу, спокойно, тихо, а какой в лесу свежий воздух. Смотрите! Вот чьи-то следы! Как вы думаете, кто здесь побывал? (На полу лежат следы зайча).
Дети: Заяц.
Воспитатель: Вот он и сам (Слайд № 2 «Заяц зимой в лесу», (Находим его под елкой).
Воспитатель: Как вы думаете, от кого он прячется, кого боится заяц?
Дети: Лиса, волк, охотник, сова.
Воспитатель: Чем питается заяц зимой? (Ответы детей). Трудно зайчику зимой в лесу, голодно, холодно, давайте поможем ему, оставим ему гостинец? У меня есть картинки морковки, капусты и яблока, но к сожалению пока я к вам ехала они рассыпались, помогите мне их собрать (дети собирают разрезные картинки морковку, капусту, яблоко.)
Вот зайчик кушай на здоровье, а нам с ребятами пора идти дальше.
(Слайд № 3 «Зимний лес»)
Воспитатель: Ребята, смотрите, падает снег с пушистой ветки, кто-то здесь хозяйничает?
Дети: Белка. (Слайд № 4 «Белка», (Беру игрушку, показываю детям).
Воспитатель: Чем питается зимой белка?
Дети: Ягодами, грибами, плодами деревьев и кустарников.
Воспитатель: Правильно ребята белка зимой питается припасами, которые заготавливает осенью. Где она устраивает своё жилище?
Дети: В дупле. (Слайд № 5 «Дупло»). А наша белка бежала по лесу и рассыпала свои запасы, давайте ей поможем их собрать и сосчитать (дети делятся на две команды, одна команда собирает и считает орехи, другая шишки). Сколько вы собрали шишек? Сколько орехов?
Вот белочка тебе твои запасы, а нам с ребятами пора идти дальше. (Слайд № 6 «Белка ест орехи»)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот нора, интересно, чья она? Как вы думаете? (Слайд 7 «Нора лисы»)
Дети: Лисья.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кого лиса под снегом вынюхивает? (Слайд № 8 «Лиса ищет мышей под снегом»).
Дети: Мышей.
Воспитатель: Зимой главным лисьим кормом становятся мыши – полёвки. Лисица мышкует – это значит, охотится на мышей. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках под снегом, а как услышит, спасайтесь тогда мыши!
(Слайд № 9 «Лиса») Наша лисонька хитра и пытается всех запутать, она предлагает поиграть с ней в такую игру: «Слова наоборот» я буду говорить вам слово, а вы должны подобрать к нему слова противоположные по смыслу, например: Сахар сладкий, а лимон кислый.
Луна видна ночью, а солнце…
Огонь горячий, а лед…
Река широкая, а ручей…
Камень тяжелый, а снежинка.
Дерево высокое, а куст…
Медведь храбрый, а заяц…
Воспитатель: Ребята отгадайте о ком эта загадка, ходят, рыщут, что-то ищут серые… (Волки). (Слайд № 10 «Волк»).
На кого охотятся волки?
Дети: Волки охотятся на оленей, лосей.
Воспитатель: Недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются. (Слайд №11 «Вожак и волчья стая»)
Воспитатель: Ребята, послушайте еще такую загадку:
Чуть копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Слайд №12 «Лось»).
Лось - большое животное, которое питается ветками деревьев.
Посмотрите, мы с вами незаметно пришли на полянку (Слайд №13 «Лесная полянка») и я предлагаю вам тут немного поиграть.
Игра у «Оленя дом большой» водящий (обычно взрослый) показывает движения и поёт песенку, а все остальные дети повторяют за ним.
На каждую фразу стиха выполняется своё движение:
У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)
Дом большой (руки над головой «домиком»)
Он глядит (правую руку над глазами)
В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)
Заяц (ладони к голове, как уши зайца)
по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)
В дверь к нему стичится: (кулаком «посутчаться»)
«Стук-стук
Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)
Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)
Охотник злой!» (сердитое лицо)
«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)
Лапу мне давай!» (подать руку)
Долго мы с вами по лесу бродили, но почему-то не встретили следов медведя?
Дети: Медведь зимой спит в берлоге. (Слайд №14 «Медведь в берлоге»)
Воспитатель: Почему медведь зимой спит?
Дети: Зимой медведю трудно найти пропитание.
Воспитатель: Дело в том, что ему необходимо большое количество пищи. Медведь, всеяден, т. е. ест все, что похоже на пищу. Но зимой медведь просто не сможет прокормиться. Поэтому он уходит в спячку. Давайте не будем здесь шуметь, а то разбудим косолапого, пусть спит до весны.
А как вы думаете, кто еще зимой спит?
(Слайд №15 «Еж в норе») Еж это хищный зверь, который питается мышами, мелкими змеями, в свою норку он натаскивает много сухих листьев и травы, и получается теплое уютное гнездышко. А с наступлением первых холодов еж впадает в спячку.
Ежик очень хотел с вами увидеться, но так как он не смог, передал вам шакрик-ежик, этот шарик сделает нам приятный массаж. Я вам буду показывать движения, а вы повторяйте их за мной.
«Ежик»
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(Катаем шарик между ладошками)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения шариком по пальцам)
Воспитатель: Пришла пора нам возвращаться в детский сад. Посмотрите, вот и наша тропинка. (Слайд №16 «Лесная тропинка»). Ноги поднимаем высоко, в коленях сгибаем. (Дети идут высоко поднимая ноги) Вот и вышли на чистую дорожку. Воспитатель: Ребята, понравилась вам прогулка в зимний лес? (Ответы детей)
Воспитатель: Кого мы сегодня встретили в лесу? (Ответы детей)
Воспитатель: Скажите, как называют животных, которые живут в лесу? (Ответы детей)
Воспитатель: Зимой многие звери почти весь день проводят в поисках корма. Другие пользуются своими запасами. Вот так, по-разному, животные приспособились к суровой зиме. А сейчас, друзья, мы с вами выполним очень интересную работу – создадим свой зимний лес, полный диких животных. Перед вами лежат изображения диких животных. Я предлагаю вам выбрать себе по одному животному и с помощью клейкой полоски по очереди приклеить на эту зимнюю полянку своего животного
Дети под музыку приклеивают свою картинку. В итоге получается целостная картина леса с дикими животными.
Итак, всё готово. Ну что ж, вы замечательно потрудились! Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась! Вам нравится? (да). В таком случае, эта картина останется у вас, и будет украшать собой группу.