«Тайна сибирской тайги». Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (старшая группа)

Юлия Соловьева
«Тайна сибирской тайги». Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (старшая группа)

Тема: «Тайна Сибирской тайги» (старшая группа).

Цель: Формирование доброго отношения к природе родного края - Югры.

Задачи:

Поддерживать интерес детей к изучению природы родного края.

Развивать любознательность.

Закрепить знания детей о хвойных и лиственных деревьях;

различать и называть ягоды, птиц и животных.

Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Предварительная работа:

Рассматривание картин «Животные и птицы нашего края";

чтение познавательной литературы о ХМАО

просмотр презентаций «Мой край, моя Югра», «По страницам Красной книги ХМАО».

Словарная работа: хвойный, лиственный.

Оборудование: ИКТ, аудиозапись, магнитная доска; иллюстрация хантыйский национальный костюм, 2 обруча, 2 корзинки, кедровые, еловые и сосновые шишки, шапочки – маски.

Демонстрационный материал:

слайд-шоу "Тайна Сибирской тайги";

герб города Мегион,

д/и "Птицы", "Дикие животные", "Деревья"; раздаточные карточки.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный момент: - Ребята, сегодня вас ждёт увлекательная прогулка по родному лесу – тайге. Давайте, подарим друг другу наши красивые улыбки.

2. Беседа: - Ребята, скажите, где мы с вами живём? Как называется наш округ? (Ханты-Мансийский автономный округ.) Молодцы, правильно. А что изображено в гербе нашего города Мегион?

1 слайд (Показ герба Мегион)

А вы узнаете этот символ? Дети: - это герб нашего города.

А что изображено на гербе нашего города?

Дети: Соболь - как символ пушного богатства страны, показывает богатый экономический, творческий, духовный потенциал жителей города Мегион.

Ель – одно из немногих деревьев, показывает природу вокруг города. Богат наш Югорский край лесами. Много деревьев растет в них. Но больше всего хвойных.

На верхних углах элемент национального орнамента и герба Ханты-Мансийского автономного округа, на территории которого расположен город.

Это символизирует о том, наш край богат лесом, тайгой. В таёжных лесах обитает дикие животные, пушные звери.

- Ребята, как называют коренных жителей нашего округа? (ханты и манси.) Давным-давно здесь в поселке Мегион жили ханты и манси, которые занимались охотой и рыболовством.

2 слайд (Рисунок с изображением коренных жителей Югры)

3. Сюрпризный момент:

Стук в дверь. Звучит хантыйская мелодия.

Входит пом. воспитателя в хантыйском национальном костюме.)

Слайд 3

Хантыйка Аннэ: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аннэ. Я в гости к вам пришла, рассказать о земле, о нашем крае, где с вами живем. В красивом городе вы живёте. А вот раньше здесь были болота, раньше здесь был кругом лес, олени паслись. Мне об этом моя бабушка рассказывала. А потом нефтяники пришли, нефть добывать стали. А мой народ – ханты, ушли в другие места, жить в тайгу. Сегодня я вас приглашаю в гости в лес - тайгу. Вы согласны? (Да)

Воспитатель: - Ребята, мы с вами отправимся в интересную прогулку в тайгу

- Ребята, скажем волшебные слова: 1, 2, 3. Вокруг себя повернись и в лесу – тайге очутись.

Посмотрим тайгу в разные времена года, каким он бывает.

Давайте, повторим это слово - тайга.

4 слайд

Аннэ читает.

Здравствуй, лес,

Дремучий лес!

Полон сказок и чудес!

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится,

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи.

Ты же видишь, мы – свои!

Воспитатель: - Ребята, просмотрите, сколько здесь деревьев. Мы с вами находимся в тайге. Скажите, что такое тайга?

5 слайд – Весенняя тайга.

6 слайд – Летняя тайга – это густой лес, где растут лиственные и хвойные деревья.

7 слайд - Осенняя тайга.

8 слайд - Главные богатства тайги хвойные деревья. (Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница, можжевельник)

Каких деревьев называют хвойными?

Дети: - Это деревья, на которых растут иголки- хвоинки.

9 слайд - Назовите лиственные деревья.

Игра: «Хвойный и лиственный лес». Дети по команде разложат отдельно хвойные и лиственные деревья в обручи.

10 слайд АННЭ о кедре рассказ.

Хантыйка Аннэ: - Молодцы, ребята, как вы много знаете о деревьях. Лес – это наша родная природа. Мы должны оберегать наши леса! А вот дерево кедр растет только в наших лесах. Ханты считают это дерево - священным деревом. Кедр – считался символом мужества и вечности. Поэтому люди верили в его могущества. Они верили в то, что первое дерево, которое появилось на земле – это кедр. Они думали, что давным-давно жили на земле только люди и кедры. Кедры росли до неба, люди были маленькими. Людям было холодно, они болели. Это Северный Старик - Болезней зло рассыпал. Больно было деревьям на людей смотреть. Корни свои мощные из-под земли вытащили и в сторону Севера на защиту людей пошли. Не выдержал Северный Старик Болезней - отступил. Но кедрам отомсти – заколдовал их. С тех пор, если человеку плохо – кедр чувствует…»

ФИЗМИНУТКА

«Утром мы в тайгу пошли

Шишки там, в лесу нашли.

Наклонялись, собирали

Ни одной не растеряли.

11 слайд (Звучит грамзапись «Пение птиц»)

Воспитатель: - Ребята, слышите, как красиво поют птицы! Мы слышим их голоса, они спрятались от нас, и радуются наступлению весны.

В это время на доску вывешиваются картины птиц.

12 слайд. Назовите, какие птицы сидят на деревьях?

(Дети называют названия птиц сорока, сова, снегирь, синица, глухарь, дятел и т. д.)

Воспитатель: - Давайте, ребята, поиграем в игру «Перелетные и зимующие птицы». Сейчас вы по одному подойдете к столу, возьмёте одну карточку, внимательно рассмотрите птицу, и определите какая это птица: перелётная или зимующая она птица?

Дети определяют и прикрепляют в магнитную доску птиц по группам.)

13 слайд Какие дикие животные живут в тайге?

(Называют диких животных: медведь, заяц, белка, волк, лось, олень, кабан и т. д.

14 слайд

- Молодцы, ребята! Вы любите отгадывать загадки? Давайте, я вам буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать их.

1. У рыженькой малышки

В дупле грибы и шишки.

(Белка)

2. Шуба серая - для лета.

Для зимы – другого цвета.

(Заяц)

3. Какой зверь опасный

Ходит в шубке рыжей,

Снег разгребает,

Мышек хватает?

(Лиса)

4. Летом ест клубнику, мёд,

А зимой сосет он лапу.

(Медведь)

5. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

6. Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами – кисти-рожки.

С виду красавец, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь!

(Рысь)

7. На реке строитель первый.

Валит лес без топора,

На глазах растет плотина.

Что за мастер, детвора?

(Бобер)

8. Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежную тайгу.

(Олень)

ФИЗМИНУТКА

«Олень»

У оленя дом большой,

Он глядит в свое окно.

Зайка по полю бежит

В дом к нему стучит:

-«Тук-тук! Дверь открой!

Там в лесу охотник злой…»

-«Зайка, зайка, забегай,

И лапу мне давай!»

Воспитатель: - Ребята, лес – родной дом для диких животных, деревьям, растениям, насекомым. А мы – гости в лесу. Его надо беречь! И должны правильно вести себя.

(Игра «Правила поведения в лесу» подбирают карточки)

1.«Лес – богатство страны. "

2.«Лес – богатство и красота – береги свои леса»

3.«Много леса – не губи,

Мало леса – береги

Нет леса - посади»

4. Люби лес, люби природу –

Будешь мил всему народу!»

Воспитатель: - До свидания, Аннэ! Спасибо тебе большое! На этом наше путешествие закончилось, и мы возвращаемся с вами в детский сад.

Рефлексия:

Ребята, если вы еще захотите попасть в тайгу, то берите зеленые листики, а если сомневаетесь, что туда попадете, то –желтые листики.

Список литературы:

1. Соколова З. П. "Страна Югория" - М., 1978 г. ;

2. "Ханты-манси - кто мы? " (сост В. Лахно, О. Фидорович) - С. П., 1996 г. ;

3. О. М. Газина, «Животные, растения и другие обитатели леса» 2004 г.

4. Н. А. Рыжова, «Экологическое воспитание в детском саду».

Публикации по теме:

Конспект НОД в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Пластилинография «Ёлочка» (старшая группа) Цель: совершенствовать навыки развития мелкой моторики рук через пластилинографию, пальчиковую гимнастику. Задачи: ОО «Художественно-эстетическое.

Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Перелётные птицы» (старшая группа) Разработала воспитатель Сорокина Ю. Н. Цель: формирование представлений детей о перелётных птицах. Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» «Домашние животные» Тема занятия: «Домашние животные» Цель: активизация словаря по теме. Воспитательные задачи: • воспитание любви к домашним животным. • воспитание.

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» «Домашние животные» Цель: познакомить детей с домашними животными и их детенышами. Задачи: Образовательные: • Закрепить в речи детей названия некоторых домашних.

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Волшебница-Водица» Программное содержание: 1. Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды. 2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:.

«Сорока-белобока». Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (подготовительная группа) Програмные задачи: - дать детям понятие о сороке, месте ее обитания, пище, строении ее тела, повадках; - расширять и активизировать словарь.

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» «В стране Математике» (старшая группа)Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» «В стране Математике» (старшая группа) Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Программное содержание: Развивать умения.

«Путешествие по лесным тропинкам». Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (подготовительная группа) Тема: «Путешествие по лесным тропинкам» Цель: расширить и обогатить кругозор детей о природе Приморского края, познакомить с растением.

Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе «Наблюдение за цыпленком» Конспект НОД в средней группе Образовательная область - познавательное развитие Наблюдение за цыпленком Задачи: 1. Учить детей узнавать.

НОД по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Обувь» (старшая группа) Интеграция с другими областями. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие. Физическое развитие Программное.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Времена года и погода
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Тайна сибирской тайги». Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (старшая группа)
Опубликовано: 20 марта 2017 в 13:16
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий 1 сентября 2018 «Здравствуй, школа!»
Торжественная линейка 2018 «Здравствуй, школа! » Звучит музыка Выход детей 1. Внимание! Внимание! Сегодня 1 сентября! Мы говорим школе: « Здравствуй! »...
Конспект занятия «Наблюдение за пауком»
Наблюдение за пауком. Елена Владимирова. Цель: Расширение и закрепление знаний о характерных особен¬ностях внешнего вида паука, его жизненных проявле¬ниях;...
Картотека «Дидактические экологические игры»
«Что было бы, если из леса исчезли… » Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А...
Сценарий осеннего развлечения для старшей группы «Осень золотая»
Осеннее развлечение для старшей группы «Осень золотая» Цель: создать у детей радостное настроение, проявляя свои творческие способности Задачи: -закрепить...
Конспект ОД по познавательному развитию «И на пустырях растут цветы» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному развитию «И...