Любовь Гончарова
Конспект НОД по обучению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Бюджет, доходы и расходы семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники: доход (заработная плата); расход (обязательный и необязательный). Сформировать у детей понимание важности процесса планирования получения и расходования денежных средств в семье.
Задачи:
Образовательные: Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет. Познакомить с понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);
Публикация «Конспект НОД по обучению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста „Бюджет, доходы и расходы семьи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейный бюджет
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Активизировать словарь: заработная плата, бюджет доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.
Воспитательные: Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.
Развивающие: создать игровую образовательную ситуацию развития познавательной активности, начало формирования финансово-экономического мышления, социальных и нравственных качеств, ответственности ребёнка через наблюдение и общение.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель: Чтобы что- то купить, что нам нужно иметь? (деньги)
Расскажите, как в вашей семье появляются деньги. (Предположения детей)
Кто мне скажет, кем работают ваши родители? (Ответы детей).
Как вы думаете, зачем родители работают? (Зарабатывают деньги)
Да, за то, что люди работают, им платят зарплату.
Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги. Если сложить вместе — зарплату папы, зарплату мамы, то получается доход семьи, составляющий часть семейного бюджета. Запомните это, ребята.
Так что же такое семейный бюджет? (Ответы детей.)
А теперь поговорим о том, что же такое «расходы».
Вспомните, на что тратятся деньги у вас в семье? (Рассуждения детей.)
Следовательно, за деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели, оплату услуг.
Часть бюджета, при которой деньги нужно отдавать называется – расход.
Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются. Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, стиральную машину, а можем купить сосиску в тесте. Стиральной машиной мы будем пользоваться долго, а насколько нам хватит сосиски в тесте? (Ответы детей)
Воспитатель: Значит, стиральную машину мы называем товаром длительного пользования, а сосиску в тесте - товаром кратковременного пользования.
Игра «Доскажи словечко»
Мама может стирать бельё (в стиральной машине).
Папа может пылесосить ковёр (пылесосом).
Дочь может гладить белье (утюгом).
Бабушка достаёт продукты из (холодильника).
Можно готовить на (плите).
Когда все дела сделаны, можно отдохнуть:
Посмотреть (телевизор,
Послушать (радио,
Поговорить по (телефону,
Почитать книгу, сидя около (настольной лампы).
Воспитатель: Это товары длительного пользования. Назовите их.
(Машина, утюг, пылесос, телевизор, компьютер, мясорубка и т. д.)
Воспитатель: Назовите товары кратковременного пользования.
(Продукты питания, зубная паста, мыло, шампунь, порошок и т. д.)
Воспитатель: Еще, ребята, родители должны расходовать деньги из семейного бюджета на услуги, т. е. это:
а) плата за жилье (за квартиру, воду, газ);
б) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.). За какие услуги платят ваши родители?
(За телефон, за детский сад, за свет, и т. д.)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, все ли деньги своего бюджета нужно тратить (Рассуждения детей)
Воспитатель: Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями: расходы, доход, бюджет.
Поисковый этап
Проблемная ситуация для формулирования детских советов «Как планировать расходы, чтобы экономить семейный бюджет?»
Практический этап (Совместное освоение социального опыта)
Давайте представим, что нам нужно экономно потратить деньги из бюджета. Каждый из нас отправится в магазин, где проходит акция.
Проводится сюжетно-ролевая игра «Супермаркет», где дети тратят деньги на товары, спрятанные в красивых упаковках.
Игровая ситуация
По завершению игры коробки открывают и оценивают необходимость данной покупки. Делают вывод про обязательные и необязательные расходы, всегда ли следует спешить с покупкой по акции, как важно правильно планировать расходы и экономно, разумно использовать деньги, которые нелегко зарабатываются.
Подведение итогов
Рефлексивно-оценочный этап
Напомните, что же такое семейный бюджет?
Откуда берется доход в семейный бюджет?
Что такое расходы?
Какими бывают они?
Как можно экономить семейный бюджет?
Домашнее задание
Побеседовать с родителями, как складывается семейный бюджет, как распределяются и планируются расходы из семейного бюджета на покупку товаров длительного пользования и товаров кратковременного пользования, на оплату услуг, как и на что экономят семейный бюджет.