Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

оксана ноздрина
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

Задачи:

Образовательные: Знакомить детей с понятием «СЛОГ». Уметь делить слова на слоги, определять количество слогов, придумывать слова на заданное количество слогов. Уточнить представление о животных и птицах. Обогащать словарный запас.

Развивающие: Развивать чувство ритма, фонематический слух, слуховую память. Упражнять в различении одно-, двух-, и трехсложных слов.

Воспитательные: Воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя, детей. Поощрять активность и самостоятельность.

Словарная работа: слог, слово, кроссворд.

Материал:

Демонстрационный: Игрушка заяц. Иллюстрации по теме «Животные». Рисунок кроссворда. Карточки с изображением одно-, двух- и трехэтажных домов.

Предварительная работа:

1) Беседа о домашних животных и птицах.

2) Рассматривание иллюстраций животных и птиц.

3) Знакомство с термином «слово», занятия по теме «слово».

Организационный момент.

Дети стоят в кругу на ковре. Воспитатель предлагает сыграть в игру «Слово или нет?»

- Если я говорю слово, вы хлопаете в ладоши. А если я говорю не слово, ничего не делаете.

- Корова. (Дети хлопают, коро (что это, слово? нет); ло, лошадь, петух, пе. Молодцы, хорошо справились, никто не ошибся. А сейчас займите свои места за столами. (Дети садятся).

Алгоритм проведения:

Мы с вами вспомнили слова. С их помощью люди могут разговаривать. На прошлом занятии мы узнали, какие бывают слова, узнали, что со словами можно играть. А помните, кто приходил к нам в гости? Да, заяц Зай.

Он обещал прийти и сегодня. Да вот и он. (Выхожу за дверь, вношу зайца).

- Здравствуйте, дети, (здоровается заяц)

- Здравствуй, Зай, - говорят дети.

Заю очень понравилось беседовать вместе с вами о словах. И сейчас ему хочется узнать что-нибудь новое о словах.

- Садись, Зай вот здесь. Ты пришел как раз вовремя. Помните, дети, что мы с вами играли со словами.

I. 1). А ещё слова можно делить на части. Вот послушайте, как я скажу, ма-ма. Какое слово я сказала? (Мама). Послушайте ещё: Ми-ша. Что я сказала? (Миша). Да, я произнесла слово но частям. Сколько частей в слове? (Две). Правильно, дети. А теперь попробуйте сказать своё имя по частям.

(Ответы детей: Ма-ша, И-лья, Ди-а-на и т. д. спрашиваю 5-6 человек).

- Очень хорошо, молодцы. Вы услышали, что в каких-то именах больше частей, а в каких-то меньше. А как вы думаете, сколько частей в имени зайца, послушайте, я скажу: Зай! Сколько частей? (Одна). Правильно, одна.

Зай говорит, что приготовил для вас картинки животных. Давайте их посмотрим и скажем, как можно разделить слова, изображенные на этих картинках по частям. Посмотрите, первая картинка-коза. Скажи, Женя, это слово по частям. (Ко-за). Правильно. Следующая картинка-петух. Лена, скажи это слово по частям (пе-тух). Молодец! Сколько частей в этом слове? (Две).

А кто это? (картинка кролика). Да, это кролик. Таня, скажи это слово по частям.

А это кто? (Корова). Арслан, скажи, сколько частей в этом слове?

Правильно, три. Давайте скажем по частям вместе: ко-ро-ва. А какие все эти животные, назовите одним словом? (Домашние).

А в слове «домашние» сколько частей? (Четыре части). Какое длинное слово.

2). Дети, наш Зай предлагает поиграть в игру «Расселим животных».

Я выставляю на мольберте разные дома. Здесь будут жить животные.

Как вы думаете, какие животные будут жить в этом доме? (1 этаж)

Здесь будут жить животные, в названии которых один слог. Например: кот. Сколько слогов? (один). А в этом доме? (2 этажа).

Да, животные, в названии которых два слога. А в трехэтажном доме будут жить животные, название которых состоит из трех частей.

На моем столе лежат картинки. Сейчас выйдут сюда Женя, Лиза, Алёна.

Ты, Женя расселишь животных с одним слогом в одноэтажный дом.

Ты, Алёна, будешь расселять животных, название которых состоит из двух частей. А ты, Лиза, расселишь животных в трехэтажный дом. (На столе лежат картинки животных и птиц. Кот, коза, пес, гусь, лошадь, петух, кролик, индюк, курица, овечка, корова).

-Женя, каких животных ты поселил в одноэтажный дом? (Кот, пес, гусь). Почему? Да, в их названии только один слог.

А Алена правильно поселила животных в двухэтажный дом? (Коза, лошадь, петух, индюк, кролик). Да, верно. Сколько частей во всех этих словах? (Два). Правильно ли расселила животных и птиц Лиза? Да, правильно.

Назови своих животных (корова, овечка, курица).

Молодцы! Садитесь, спасибо.

Дети, Зай очень вами доволен. И ему хочется, чтобы вы сделали сейчас пальчиковое упражнение «Зайка».

3). Пальчиковая гимнастика.

- Приготовили своих «зайчиков».

- Ушки длинные у Зайки -

- Из кустов они торчат

- Он и прыгает и скачет

- Веселей своих зайчат

- сгибание и разгибание указательного и среднего пальцев.

- разводить и сводить пальцы (указательный и средний) в стороны - вместе.

- сгибание-разгибание по очереди то указа-тельного, то среднего пальцев.

- «потирание» указательным пальцем среднего и наоборот4). А сейчас немного отдохнем. Поиграем в игру «Эхо». Я называю слово, а стоящий рядом со мной Алёша повторит его по частям. Затем придумает свое слово, а следующий за ним повторяет по частям Алешино слово и придумывает свое. Встали в круг. Начали: - Машина. (Алеша -«ма-ши-на» и говорит свое слово). Так все дети говорят по очереди.

- Молодцы, все справились. Садитесь на Свои места.

5). Видишь, Зай, какие наши дети внимательные. А что это у тебя?

Сюрприз? (Воспитатель достает лист с кроссвордом).

Что это? Кроссворд? Дети, это кроссворд. Кроссворд-это такая игра.

Нужно в ней отгадать слово, расположенное в центральных клетках. Для этого необходимо вписать недостающие слоги в центральную колонку.

Эти слова-названия животных. А в колонке получится слово-имя подружки зайца Зая.

.

1. ЛА (МА)

2. КРОКОДИ (ЛЫ)

3. КО…. (ШКА)

Первое слово узнаем из стихотворения. «Этот зверь зовется лама. Лама дочь и лама мама.

Какое это слово? (Лама) Есть только часть - ла. Какой части не хватает? (Ма) Да, первую часть слова отгадали - «Ма».

- Запомните её.

2. Второе слово - картинка (крокодилы). Кто это?

Да, крокодилы. Но в этом слове известно лишь вот что: крокоди.. .

Чего не хватает? слога «Лы». Это вторая часть слова. Первая? -«Ма»,

Вторая? -«Лы».

2. А последняя часть тоже картинка. Кто это? (Кот, кошка). Зай говорит, что это кошка. Известна лишь часть «ко». Чего не хватает? (Шка).

Правильно. Попробуем сложить эти части-слоги вместе. Что получится, кто догадал-ся? (Если затрудняются, повторяю утрированно части слов).

Да, это слово «Малышка». Какие вы молодцы! Подружка Зая - цыпленок Малышка. Зай очень доволен, что вы справились.

6). Зай, ты, знаешь, что со словами можно играть по разному. Сейчас мы отгадывали слово. А теперь поиграем в игру «Скажи ласково».

Я буду говорить название животного, а вы скажете о нем ласково.

Например: кот - котик. А теперь вы сами:

собака. (собачка)

курица. (курочка)

лошадь. (лошадка)

петух. (петушок)

козел…. (козлик)

осел …. (ослик)

III. Очень хорошо. У нас были слова - названия животных, а вы назвали их ласково. Молодцы! Видишь, Зай, как можно играть со словами. Можешь поиграть со зверями в лесу.

А наше занятие заканчивается. Вспомните, о чем мы говорили на занятии? Что вам запомнилось, понравилось? Что показалось трудным?

Спасибо вам за работу.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Путешествие по вселенной. Цель: образовательная – продолжать освоение звукового анализа и синтеза слов, а также образовывать имена.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. «Буква Л, обозначающая [л] и [л’]» Цель: - повторить звук [л] и познакомить с буквой Л, научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Цель: формирование звуковой активности, как предпосылки обучения грамоте. Задачи: 1. Познакомить детей с буквой К. 2. Упражнять детей в.

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие по Африке» Ребята сегодня у нас будет необычное занятие, а очень интересное! Мы с вами отправимся в путешествие по Африке. Чтобы начать наше путешествие,.

Конспект занятий по обучению грамоте в подготовительной группе. Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. Различать гласные и согласные звуки. Учить выделять словесное.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе МАДОУ «ЦРР – Д/сад№21» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Составила: воспитатель подготовительной группы Старикова.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Обучение грамоте в подготовительной группе Программное содержание: Учить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Незнайка» Цель: Закрепить представления детей о слове, обозначающие предмет действие. Закрепить знание о предложении и составлении из 3-х и более.

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Грамоте учиться — всегда пригодится!»НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Грамоте учиться — всегда пригодится!» Цель занятия: помочь детям в игровой форме освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
Опубликовано: 27 сентября 2016 в 17:22
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 октября.День Золушки на МААМ

Сказку про бедную девушку, которая была вознаграждена за свое трудолюбие, доброту и терпение, любят взрослые и дети. История про Золушку не только поучительная, но и красивая. Какая девочка не мечтает...

24 октября. Всемирный День без бумаги

В четвёртый четверг октября отмечается экологический праздник – День без бумаги. Эта ежегодная международная «безбумажная» акция проходит под лозунгом «Научимся использовать бумагу рационально!» Дело в...

Фоторепортаж «Путешествие в Абхазию. Город Гагра»
Фоторепортаж «Путешествие в Абхазию. Город Гагра» Гагра – город в Абхазии, в котором можно отдохнуть экономно, но при этом увидеть все краски природы и...
Организация наблюдений и мероприятий осенью с детьми старшего дошкольного возраста
Ежедневно дети на прогулках соприкасаются с миром природы, и она не перестаёт их удивлять. Ведь Природа умеет преподносить сюрпризы не только детям, но и...
Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники «Одуванчик» в...
Цель: Развивать у детей художественно-творческие способности с помощью нетрадиционной техники рисования – набрызг. Задачи: * обучать особенностям...