Светлана Отясова
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Утиная история»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
«Утиная история»
Автор: Отясова Светлана Александровна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 30 пос. Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края
Образовательная область: «Коммуникация»
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе „Утиная история“» размещена в разделах
Интеграция с образовательными областями: «Социализация», «Познание», «Здоровье»
Программные задачи :
Коммуникация:
• Формировать и развивать средства общения: учить детей ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука; искать в словах одинаковые звуки; определять место звука в слове, подбирать слова определенной звуковой структуры, гласные и согласные звуки;
• Обогащать словарь детей, необходимый им для освоения ими других образовательных областей: отражать в речи представления о транспорте, перелетных птицах, нормах этического поведения;
• Развивать навыки чистого произношения всех звуков родного языка;
• Воспитывать фонематический и речевой слух.
Социализация:
• Приобщать к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
• Формировать первичные гендерные представления.
Познание:
• Формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей;
• Развивать навыки счета, умение сравнивать предметы по количеству.
Здоровье:
• Развивать ценностное отношение к собственному здоровью, закреплять навыки здоровьесберегающего поведения.
Оборудование: таблицы с рисунками уток и швейной иглы, карточки с четырехзвуковыми схемами у каждого ребенка, фишки красные и синие у доски и у каждого ребенка, макет «Озеро с утками», игольница с иголкой, рисунок самолёта, жетоны, наряд для утки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
(Дети заходят в группу из приемной, встают в круг).
- Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются.)
- А как еще можно поздороваться? (Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер)
2. Эмоциональная настройка.
(В руках у воспитателя клубочек.)
- У меня в руках клубочек. Этот клубочек непростой, он волшебный. У того кто возьмет его в руки, сразу станет хорошее настроение. Сейчас будем передавать клубочек друг другу, согревать его теплом своих рук и произносить хорошие добрые слова. (Дети передают клубочек и произносят добрые слова). Клубочек вернулся снова ко мне, но он изменился: стал теплее от ваших рук и добрее. Поставим его на полочку, пусть он дарит весь день нам хорошее настроение.
3. Артикуляционная гимнастика.
(Подготовка речевого аппарата к занятию.)
4. Актуализация имеющихся знаний.
- Произносим звуки: [а, о, у, ы, э, и. ]
- Как называются эти звуки. Почему? (Это гласные звуки. Когда их произносят, воздух не встречает преграду.)
- Произносим другие звуки: [л, р, м, н, д, т, з, с, б, п, в, ф, ж, ш, г, к, х, ш, щ, ц, ч. ]
- Как называются эти звуки. Почему? (Это согласные звуки. Когда их произносят, то воздух встречает преграду.)
- На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные.)
4. Основная часть.
- Ребята, а вы любите путешествовать? (Да. Любим.)
- А на чем можно путешествовать? (Самолет, машина, автобус, поезд)
- Отгадайте, на каком транспорте будем мы путешествовать.
Вот стальная птица
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица? … (Самолет)
(На доску поместить картинку с изображением самолета.)
- Самолет – это какой это вид транспорта? (Воздушный)
- Кто управляет самолетом? (Пилот, летчик)
- Пилот, летчик – это мужская профессия, но есть на воздушном судне и женская профессия. Знаете какая?
- В самолете пассажиров встречает приветливая … стюардесса.
(Воспитатель надевает пилотку стюардессы)
Стюардесса: – Уважаемые пассажиры прошу вас сесть и пристегнуть ремни. Приятного полета. Во время полета вы можете поспать, прошу всех закрыть глазки. (Звучит приятная музыка. Воспитатель в центр круга помещает изображение озера с утками.)
- Наш самолет совершил посадку. Всего доброго, вам ребята.
(Воспитатель снимает пилотку)
- Ребята, что-то мне очень жарко. Как вы думаете, где мы оказались? (В теплых странах, на берегу озера)
- Кто плавает по озеру? (Утки)
- К какому виду животных относятся утки? (Птицы)
- Чем покрыто их тело? (Перьями)
- Что вы знаете об утках? (Это перелетные птицы, питаются рыбой, живут у воды.)
- Посчитайте, сколько уток на озере? (Дети считают)
- Все ли утки одинаковы? (Одна утка отличается, она белая.)
- Эта утка очень расстроилась. Она потеряла свое красивое платье. А без иглы уточка не может сшить себе красивый наряд, и она просит нас о помощи. Если вы правильно выполните задание, у уточки появится новая игла. Согласны помочь уточке и выполнить звуковой анализ слова «игла»? (Да, согласны.)
(Дети рассаживаются за столами.)
Звуковой анализ слова игла.
- Что изображено на картинке? (Игла)
- Сколько звуков в слове игла? (Четыре.)
- Как вы определили? (Четыре клеточки)
- Давайте прочитаем слово «игла» по клеточкам. (Читают, двигая пальчиком по схеме слова)
- Я прочитаю слово, выделяя голосом первый звук, а вы внимательно слушайте. (Произносит, двигая указкой по схеме, интонационно выделяя первый звук)
- Назовите первый звук. ([и])
- Какой это звук? (Гласный)
- Фишкой какого цвета обозначим на схеме звук [и]? (Красного)
- Я прочитаю слово, выделяя голосом второй звук. (Произносит, двигая указкой по схеме, интонационно выделяя второй звук)
- Назовите второй звук. ([г])
- Какой это звук? (Согласный)
- Фишкой какого цвета обозначим в схеме второй звук? (Синей.)
- Я прочитаю слово, выделяя голосом третий звук. (Произносит, двигая указкой по схеме, интонационно выделяя третий звук)
- Назовите третий звук. ([л])
- Какой это звук? (Согласный.)
- Фишкой какого цвета обозначим в схеме третий звук? (Синей.)
- Я прочитаю слово, выделяя голосом последний звук. (Произносит, двигая указкой по схеме, интонационно выделяя последний звук)
- Назовите последний звук. ([а])
- Какой это звук? (гласный)
- Фишкой какого цвета обозначим в схеме последний звук? (Красной)
- Сколько гласных звуков в слове игла? (Два)
- Назовите эти звуки. ([и, а])
- Сколько согласных? (Два)
- Какие? ([г, л])
- Уточка, ребята выполнили задание, пожалуйста, получай новую иглу. Можешь шить себе нарядное платье. (Положить возле уточки игольницу с иглой).
(Уточка благодарит детей.)
Физкультминутка.
- Дети, пока мы искали иглу, уточки проголодались. Чем будем кормить их? (Рыбой)
(Игра «Рыбка – движение» Оранжевая рыбка – прыжки, желтая – хлопки в ладоши, зеленая – приседания и т. д.)
- Давайте сосчитаем сколько рыбок?
- Хватит ли этих рыбок всем уточкам? (Да. Рыбок больше, чем уток)
(Разминка для глаз).
Посмотрели высоко,
Посмотрели низко,
Посмотрели далеко,
Посмотрели близко.
- Погрели ладошки, а теперь приложите ладошки к глазам.
- А теперь закройте глазки и подумайте о чем-нибудь приятном…
- Ребята, как хорошо и красиво на берегу озера. Но скоро наступит весна, и уточки прилетят к нам. И чтобы они благополучно добрались, давайте выполним еще одно задание - звуковой анализ слова утки.
Звуковой анализ слова утки.
(Дети выполняют самостоятельно, у доски разбирает один ребенок.)
- Похоже ли слово утки на слово игла? Чем эти слова похожи? (В обоих словах по краям гласные звуки, а в середине согласные.)
- Найдите одинаковые звуки в словах утки и игла.
- Определите позицию этого звука в слове утки., игла.
Игра.
- Дети, уточка дошила свой наряд, а теперь приглашает вас поиграть. (Прикрепить уточке наряд.)
- Кто назовет больше слов с таким расположением звуков – согласный, гласный, согласный? (Фишки выставить на доску. За правильный ответ ребенок получает жетон. Подводятся итоги игры.)
- Молодцы. Справились с заданием. Теперь можно возвращаться домой.
Воспитатель надевает пилотку стюардессы.
– Уважаемые пассажиры прошу вас сесть и пристегнуть ремни. Приятного полета. (Звучит музыка) Самолет произвел посадку в старшей группе детского сада.
5. Подведение итогов.
- Ну что ж, со всеми заданиями вы справились. Помогли уточке сшить красивый наряд.
- Понравилось вам помогать уточке?
- Чем занимались сегодня на занятии?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Какое задание показалось трудным?
-Кто сегодня занимался хорошо?
- А кто думает, что он сам сегодня очень старался?
- Давайте погладим себя по голове и скажем: «Я сегодня молодец!». Вы мне тоже сегодня на занятии очень понравились. Большое спасибо клубочку, за то, что он подарил всем хорошее настроение. На этом наше занятие окончено, давайте попрощаемся с нашими гостями.
– До свидания!