Наталья Борисова
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [Х], [Х’]. Буква Х»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дифференциация звуков [Х] и [Х’] по акустическим признакам; развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Задачи: активизировать и обогащать предметный, глагольный словарь, словарь признаков; закрепить умение определять местоположения звука в слове; упражнять в звуковом анализе слогов, слов; учить составлять предложения; учить различать гласные, согласные твёрдые, мягкие звуки; учить читать открытые и закрытые слоги, научить правильно, произносить звуки [Х] и [Х’], дифференцировать их на слух и в произношении; развивать фонематический слух и внимание; развивать речь детей, образное мышление, произвольное внимание и память, воспитывать способность детей взаимодействовать друг с другом.
Публикация «Развитие навыков фонематического анализа и синтеза, Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе „Звуки [Х], [Х’], Буква Х“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Область «Познание» раскрывалась в интеграции с образовательными областями «Коммуникация», «Социализация», «Физ. культура».
Оборудование:
предметные картинки со звуком [х], [х’], тетради, карандаши, фишки, мяч, «звуковые дорожки».
Ход НОД
I. Организационный момент
• Игра с мячом «Что бывает такого цвета?» (красный - помидор, белый - снег, зеленый - лист.).
• Игра с мячом «Продолжай» (апельсин - яблоко, кошка - собака, лук - помидор, сыроежка - подосиновик, чашка - кастрюля, волк - лиса, снегирь - синица, торт - печенье, суп - каша).
• Психогимнастика
- Изобразить, как старенькая бабушка поднимается по лестнице. Ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась и сказала: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» и совсем устали: «Ух, ух, ух!»
• Артикуляционная гимнастика
II. Знакомство со звуками [х], [х’]
Тихо садитесь, выпрямите спинки.
Ваши глазки внимательно смотрят,
Ваши ушки внимательно слушают.
Ваши ноги нам не мешают,
Ваши руки нам не мешают, а помогают.
Загадывается загадка
Я устраиваюсь ловко,
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой. (хомяк)
• Звук [х] (такой звук произносим, когда греем руки) - согласный, глухой. При произношении звука [х] язык делает «горку», произносим звук коротко.
• Дидактическая игра «Слушай внимательно».
(Дети хлопают в ладоши, услышав звук [х] в ряду звуков :
К - Х - Г - Х - П - Х - Г - К - Г - Х – К;
ха - хо - пу – мы – ху – ка – хы – ах – ок – ух;
хлеб, носок, хомяк, кот, уха, каша, чашка, муха.
• «Чистоговорки»
Ха - ха - ха - вкусная уха. Ху - ху - ху - мы едим уху.
Ох - ох - ох - растет в лесу мох.
• «Доскажи предложение» (добавить слово со звуком [х])
- Я в чай положу. сахар.
- Мама к обеду режет. хлеб.
- Утром громко поет. петух.
- Эту картину нарисовал. художник.
• Звук [х] — согласный, глухой, твердый;
звук [х'] — согласный, глухой, мягкий.
• Дидактическая игра «Услышь звук».
(услышав звук [х'] показать зеленую фишку)
в ряду слогов: ха-хи-хо-хе-хи.
в словах: мухи, хлеб, хижина, духи, орех, хомяк.
• «Чистоговорки»
Хи-хи - во дворе петухи. Ух-ух - идет по двору петух.
Хи-хи - подрались петухи. Ха-ха - мы прогнали петуха.
Хи-хи- в поле пели петухи.
III. Физкультминутка Хомка-хомка
Хомка-хомка хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка рано встает,
Щечки моет, глазки трет.
Подметает Хомка хатку,
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять -
Хомка сильным хочет стать.
Все ребята по порядку,
Сейчас сделают зарядку.
• Работа с картинками (холодильник, мухомор, халат, охотник, хлеб, художник; орехи, мухи, петухи, подсолнухи)
• «Звуковая дорожка» (где находится звук в слове : в начале, в середине, в конце)
• Работа с фишками (анализ ах, ух, хи, мох)
- Сколько звуков я сказала?
- Какой первый звук? второй? третий?
• знакомство с буквой Х (Х – все ходит, ходит, ходит,
места, что, ли не находит)
• повтори слоги: ах, их, ух, ох, ха, хи, ху, хо.
• «Чудесный мешочек» (достать предметы и назвать их и составить предложения)
• Работа в тетради («Умные ручки»)
IV. Итог занятия
- Какие звуки мы учились правильно говорить и различать?
- Назвать слова со звуком [х], потом со звуком [х’].