Александра Расламбекова
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Мыло-фокусник»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое). Уточнить и закрепить знания детей о том, для чего используют мыло в повседневной жизни; уточнить знания о геометрических формах (овальная, прямоугольная). В процессе экспериментальной деятельности познакомить детей со свойствами жидкого мыла: растворяется в воде, пенится, образуя множество пузырьков. Продолжать учить работать по алгоритму. Учить делать простейшие зарисовки при фиксировании результата опыта.
Развивать память, внимание, мышление.
Публикация «Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе „Мыло-фокусник“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыло, свойства мыла, КГН. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Фокусы для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Воспитывать культурно-гигиенические навыки, интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предшествующая работа: знакомство со свойствами мыла во время умывания; упражнения в определении цвета окружающих предметов; проведение опытов «Тонет – плавает», «Легкий – тяжелый», «Поиск воздуха»; дидактической игры «Узнай по запаху». Чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр».
Оборудование: посылка с кусками мыла разной формы, цвета и запаха; бутылочка с жидким мылом; конверт с картинками, изображающими последовательность умывания; три узкие дорожки; баночки с водой, трубочки, камешки, пёрышки, «Мыльные пузыри» по количеству детей; аудиозапись песни «Цирк».
Ход.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, посылка. Интересно, от кого? Читаем: «Детям средней группы детского сада № 209 из страны Чистоты от Мойдодыра». Так она для нас! Интересно, что в ней. Подумайте, что мог прислать нам Мойдодыр? (Ответы детей).
Вы сможете это узнать, если отгадаете загадку.
Этот наш хороший друг
Терпеть не может грязных рук.
На грязь оно сердится,
В руках оно вертится.
От страха грязь бледнеть начнёт
И побежит, и потечёт,
Исчезнет без следа.
А руки станут чистыми,
Чистыми, душистыми.
Узнали без труда?»
Правильно, это мыло. Теперь можно и посмотреть, берите по кусочку – кому какое мыло нравится. Здесь его много, всем хватит. Вот какой сюрприз от Мойдодыра!
- Ребята, зачем нужно мыло? (Умываться, мыть руки).
- А разве нельзя помыть руки и лицо просто водой? Они тоже станут чистыми. (С мылом будут руки чище).
- Давайте посмотрим, какое мыло прислал нам Мойдодыр. Какого оно цвета?
- Есть у мыла запах? (ответ). Одинаково ли пахнут все кусочки мыла? Понюхайте два разных кусочка. Да, мыло имеет разный запах. Про него говорят, что оно душистое, ароматное.
- Погладьте кусочек мыла. Какое оно на ощупь, гладкое или шероховатое?
- Положите на стол все кусочки мыла. Посмотрите и скажите:
«Какой формы эти куски мыла?» (Прямоугольной и овальной формы). Давайте мыло овальной формы положим на синий поднос, а кусочки прямоугольной формы – на разноцветный поднос.
Вывод: мыло, которым мы моем руки, называется туалетным. Оно может быть разного цвета, формы и иметь разный запах.
- Как вы думаете, почему бывает такое разное мыло? (Потому что людям нравятся разные запахи, цвета).
Воспитатель выкладывает из посылки на стол несколько кусочков цветного мыла по форме груши, вишенок, яблока.
- Каким мылом вам бы хотелось сейчас помыть руки? Да, такое мыло выпускают для детей, поэтому вам оно так понравилось.
- Смотрите, в посылке ещё что-то лежит. Я догадалась. Мойдодыр хочет узнать, умеете ли вы правильно мыть руки? Он прислал картинки и просит вас расставить их по порядку.
Алгоритм, изображё нный на картинках: закатываем рукава, открываем кран, моем руки с мылом, закрываем кран, вытираем руки полотенцем, опускаем рукава.
- Картинки сложим по порядку и отправим Мойдодыру.
Смотрите, ребята, в посылке ещё одно письмо. Мойдодыр приглашает вас совершить путешествие по «волшебным» дорожкам. Если вы по ним пойдёте, что-то новое найдёте. Пойдём?
Вот первая дорожка. По ней мы пойдём, поставив руки на пояс, с высоким подниманием коленей. Вот мы и пришли – открываем коробочку. Поглядим, что же в ней? (Дети нюхают, трогают, определяют, что это тоже мыло).
- Это мыло не такое ароматное, да и кусок намного больше, чем кусочек туалетного мыла. Кто из вас видел такое мыло? Для чего оно нужно? Как оно называется? (Хозяйственное).
- Давайте двигаться дальше. По второй дорожке мы будем прыгать как зайчики. На пенёчке что-то лежит. Бутылочка. А на ней написано: «Жидкое мыло». Интересно, почему оно называется жидким? (Потому что оно течёт). А для чего оно необходимо? (Ребята по этикетке определяют, что оно предназначено для купания маленьких детей).
Пойдем дальше. По этой дорожке мы пойдём на носочках. Шли-шли, в лабораторию пришли.
На столах стоят баночки с водой.
- Ребята, как вы думаете, что в баночках? (Вода). А как вы это определили? (Посмотрели, понюхали). Правильно, чистая вода не имеет цвета и ничем не пахнет.
- А если мы нальём в банку жидкого мыла, что произойдёт с водой? (Появится пена).
Воспитатель наливает немного мыла в каждую баночку, дети наблюдают, как оно растворяется в воде.
- Мойдодыр предлагает провести опыт «У кого пена выше и пышнее?» Для проведения этого опыта мы должны потренироваться, как правильно дуть в трубочку. Через нос вдохните воздух, а теперь подуйте на свои ладошки. Выдыхаем воздух через рот.
Провести упражнение 2-3 раза. Потом дети 2-3 раза выдыхают воздух в трубочку.
- А теперь опустите конец трубочки в банку с водой и дуйте в мыльную воду. (Дети выполняют). Что произошло с водой? (Появились пузырьки, пена.) Откуда появились пузырьки? (Мы выдули их из мыльной воды).
Вывод: мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.
Опыт «Подушка из пены».
- Вы взбили хорошую пену. Эта пена может быть и подушкой. Давайте проверим: положим сначала на пену перо (оно держится, а потом камешек (он провалился, утонул). Почему? (Перо лёгкое, а камень тяжелый.)
- Значит, какие по весу предметы могут лежать на подушке из пены? (Лёгкие).
Вывод: мыльная пена может быть очень высокой и держит лёгкие предметы.
Воспитатель просит детей встать из-за стола и подойти к мольберту. На листе нарисована баночка с водой. Воспитатель дорисовывает много пузырьков в банке, потом, по подсказке детей, на подушку из пены прикрепляет изображение пёрышка, а на дно банки – изображение камешка, который утонул.
- Понравились вам, ребята, пузыри, которые вы выдували? Вот какое мыло : и микробы убивает, и опыты с ним можно проводить. А ещё оно может всех нас повеселить. Давайте представим, что мы с вами – фокусники, выступаем в цирке.
Воспитатель раздаёт детям баночки с «Мыльными пузырями» и предлагает сказать волшебные слова: «Раз, два, три – появитесь, разноцветные пузыри!».
Звучит аудиозапись песни «Цирк». Дети выдувают мыльные пузыри, ловят их, соревнуются, у кого больше пузырей получилось, чей пузырь самый большой. По окончании звучания песни дети завинчивают крышечки на банках с мыльными пузырями и помещают их на полочку в экспериментальном уголке группы.