Папки-передвижки

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Люби и знай родной свой край» в старшей группе

Лала Резник
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Люби и знай родной свой край» в старшей группе

Цель: формировать познавательный интерес детей к культуре народов Крыма через знакомство с традициями обычаями, праздниками. Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Люби и знай родной свой край“ в старшей группе» размещена в разделах

В ходе занятия реализуются задачи по следующим образовательным областям:

Образовательные области «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие»

- знакомить детей с понятиями: семья, семейные традиции, большая и малая Родина;

- обогащать знания детей о своей малой Родине- Республике Крым, п. Школьное.

- воспитывать у детей любовь к большой и малой Родине и желание приумножать культурно- историческое наследие;

-воспитывать уважение к различным национальностям Крыма, их культуре, языку, национальной одежде и традициям; воспитывать чувство любви к родному краю, дружеские взаимоотношения в детском коллективе

Образовательная область «Речевое развитие»

- закрепить умения детей правильно соотносить существительное с прилагательным : большая и малая Родина, родная страна, родной Крым, любимый поселок ; семейная традиция, народные костюмы; учить детей выразительно рассказывать художественные произведения крымских и российских детских поэтов.

Образовательная область «Физическое развитие»

-развивать двигательную активность детей средствами и народных игр;

Предварительная работа:

Беседы о стране, о Крыме; чтение стихов о Родине, легенд о Крыме рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением Народов Крыма, народных костюмов и достопримечательностей городов Крыма, поселка Школьное; экскурсии по родному поселку.

Материал: презентация «Народы Крыма в национальных костюмах»; аудиозапись (русская народная, украинская, крымско-татарская мелодии, разрезные картинки

«Собери картинку и скажи какие народные традиции изображены»

Ход:

Мир Вам, гости долгожданные,

Что пришли к нам в добрый час!

Встречу тёплую желанную

Приготовили для вас!

Родной наш край

родной наш край

Собрал народов братства.

И каждый рад сказать сейчас

Сердечное всем «Здравствуй»

Рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

Воспитатель: Дети послушайте стихотворение.

«Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном!»

Воспитатель: как вы думаете, о чем это стихотворение?

Дети: Это стихотворение о Родине.

Воспитатель: как вы понимаете слово «Родина»?

Дети: Родина – это дом, в которой мы родились и живем, где живут близкие люди -мама. папа, дедушка, бабушка и т. д. Это место где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь далеком краю.

Родина – это страна в которой мы живем.

- Как она называется? (Россия)

Воспитатель: Россия – это большая страна. В этой большой стране есть замечательный край под названием Крым.

Наш край большой, в нем много городов, полей, лесов, рек, лугов.

Воспитатель: - Ребята, Крыму живут разные народы – армяне, цыгане, татары, русские, немцы, греки. Посмотрите на эти картинки и вспомните, люди каких национальностей проживают в Крыму? Слайды.

Дети: Русские, украинцы, армяне, крымские татары, греки, немцы, .

Воспитатель: У каждого человека и у каждого из нас есть малая Родина.

Стихотворение:

Малая Родина – островок земли,

Под окном смородина,

вишни расцвели,

Яблоня кудрявая, а под ней скамья –

Ласковая, малая Родина моя!

И малой Родиной для нас является наш поселок- Школьное. (Слайд)

А еще у нас есть детки с близ лежащих сел и деревень.

-Лиза, в каком селе ты живешь? (Ответ ребенка…

Воспитатель: Ребята, все мы жители Симферопольского района.

В Симферопольском районе много поселков, сел и деревень.

Главное богатство наших поселков и сел - это люди.

Воспитатель:

В наших поселках так же проживают люди разных национальностей.

Посмотрите, к нам в гости пришли дети в разных национальных костюмах:

(Выходят дети в национальных костюмах)

У каждого народа существует национальный костюм. В разные времена, в одной и той же стране носили люди разную одежду. Национальные костюмы, созданные много поколений назад, не меняются и сегодня. Сегодня его надевают очень редко, в основном на национальный праздник или фольклорный праздник.

(Выходят дети в национальных костюмах)

(Воспитатель вместе с детьми рассматривают и называют элементы национальных костюмов)

-Это украинский национальный костюм.

Женский костюм состоит из вышитой рубахи (вышиванки, шерстяной юбки, На голове был венок, с лентами.

-Это русский национальный костюм. Основными элементами русского женского костюма были: рубаха, сарафан. Рубаху красиво украшали вышивкой. Поверх рубахи надевали сарафан и передник. На голову платок или кокошник.

-Это крымско-татарский костюм.

Длинные изящные платья имели широкие рукава. Цветные шаровары (шалвар) завязывались вокруг щиколоток шнурком. Большое внимание девушки уделяли и верхней одежде. Розовые или малиновые кафтаны, украшали серебристыми вставками. Волосы, покрывали шапочкой из бархата (фес). Их принято было украшать мелкими монетками, расшивать золотистыми и серебристыми нитями. Сверху головного убора накидывается белая ткань. Неотъемлемой частью костюма является илик – короткая безрукавка, которая пошита из бархатной ткани и декорирована золотистыми нитями.

Воспитатель: Вот какие народы живут в нашем поселке, наших селах,ходят в наш детский сад.

А теперь ребята, я предлагаю вам прогуляться по нашему поселку.

Физминутка:

По поселку мы идем (маршируют)

Звонко песню мы поем (покачивают головой вправо -влево)

Мы по улице шагам (маршируют)

Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги)

Прыгнем вместе высоко (прыжок на месте)

И побегаем легко (бег на месте)

Воспитатель предлагает детям занять свои места.

Воспитатель: У каждого народа есть так же свой язык, традиции и обычаи.

Ребята, а как вы понимаете слово традиция? Что это такое? (Предположения детей.)

традиция — это то, что передаётся от одного поколения другому. Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семье? (Новый год; День Рождения; 8 Марта)

Например, почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки в этот день. В нашей стране есть традиция на праздник 8 Марта дарить женщинам цветы и подарки, во всех странах существует традиция отмечать Новый год в 12 часов ночи. В нашей стране есть традиция на праздник 8 Марта дарить женщинам цветы и подарки, во всех странах существует традиция отмечать Новый год в 12 часов ночи, Масленица- прощание с зимой. На масленицу пекут блины – это главное праздничное блюдо. Блины обильно поливают маслом.

В Крыму мы отмечаем крымско – татарские праздники: Наврез и Хыдырлез, Курбан байрам и Дервиза.

Проводится дидактическия игра «Угадай праздник»

Воспитатель: У каждого народа есть свои собственные традиции, связанные с рождением малыша. В каждой семье появление ребенка ждали с нетерпением и трепетом. И это событие сопровождалось определенными традициями и обрядами.

Общим обычаем, который существовал у многих народов-это обычай, когда мама с ребенком старались не кому не показываться в течении 40 дней, кроме самых близких родственников. Это делалось для того чтобы мать и ребенка не зглазили.

Давайте отправимся в гости к нашим соседям, в семьи разных национальностей и узнаем их семейные традиции и обычаи. (Звучит русская народная музыка, выходит ребенок в русском костюме)

Воспитатель: Здравствуй, русская красавица! Как зовут тебя? Вот в гости мы к тебе заглянули, можешь рассказать нам, какой-нибудь русский обычай?

Ребенок: Здравствуйте, гости дорогие! Хорошо я с удовольствием расскажу вам об одном очень интересном обычае:

На Руси давным-давно, когда купали младенца, в первый раз, бабушки и дедушки клали в таз с водой - уголек, зернышки и монетки.

Воспитатель: А зачем клали эти вещи?

Ребенок: Когда клали уголек, говорили - привыкай к домашнему теплу. Зернышки, чтобы всегда был сыт. А монетки к богатству.

И, конечно же, что бы всегда был здоров. Воду после первого купания девочки выливали под кусты малины – для красоты малышки, а воду после купания мальчика выливали на дорогу – для счастливой жизни.

Воспитатель: Спасибо вам.

Ребята, в какой семье мы побывали? (в русской).

я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Заря -заряница».

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые –

За водой пошла!

С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется.

Звучит украинская музыка, выходит ребенок в украинском костюме)

Воспитатель: Где же мы ребята оказались, в какой семье? (в украинской). Давайте поздороваемся на украинском языке:

Дети: «Добрий день!»

Воспитатель: Как зовут тебя? Не расскажешь ли ты нам об обычаях своего народа?

При рождении ребенка, делали куклу-мотанку. Такая кукла выглядела как

ребенок в пеленках. Ее клали в колыбельку к ребенку, как оберег от сглаза,

она охраняла сон.

Спасибо вам (имя, очень интересен был ваш рассказ.)

Ну, что ж заглянем еще в одну семью.

Запись крымско-татарской музыки (выходит ребенок в национальном костюме)

Воспитатель: Где же мы ребята оказались, в какой семье? (в крымско-татарской).

-Давайте поздороваемся на татарском языке: «Селям Алейкум!»

- Как зовут тебя красавица?

Ребенок: Алейкум селям! Миляра.

Ребенок: Обычно на третий день после рождения младенца приглашается мулла. Мулла, прочитав обязательную для этого случая молитву, берет ребенка сначала на левую руку и, После этого также вслух над ухом малыша произносится имя матери и имя, которым нарекают младенца. Это повторяется три раза. Затем, переложив новорожденного на правую руку, Потом также над левым ухом произносится имя матери и имя, которое выбрали для малыша.

Так ребенку давали имя.

Воспитатель: Богаты на обычаи были крымские татары. А еще тому, кто первым сообщал новость о появлении на свет младенца отцу, бабушкам и дедушкам, дарили деньги или подарок особенно ценный, если рождался мальчик. Так же в колыбель к малышу клали:

-кусочек хлеба, чтобы был сыт;

-монету, чтобы был богат:

-ремешок, для мужской силы.

Воспитатель: Спасибо и вам огромное. Нам всем было очень интересно побывать и у вас в гостях.

Воспитатель:

А в азербайджанских семьях после родов младенца купали в соленой воде, чтобы ребенок был правдивым, отличался смелостью и сообразительностью.

-Ребята, сегодня на занятии мы с вами говорили о разных народах Крыма об их традициях, обычаях, национальных костюмах.

Рефлексия:

1. О каких народах, живущих в Крыму мы сегодня говорили?

2. А как назывались игры, в которые мы играли?

3. Как должны жить люди всех национальностей?

Дети в национальных костюмах хотят угостить вас своими национальными блюдами.

1. Ребенок:

Даже если мало места,

Все равно нам здесь не тесно.

Вместе мы одна семья

Все народы здесь друзья.

2. Мудрость народов вы берегите,

В дружбе и в радости вместе живите,

Дружбой народов славься всегда,

Город родной и родная земля.

Воспитатель:

Но мне хочется, чтобы вы запомнили главное: «Не важно, кто какой национальности. Главное,чтобы все народы жили в мире и согласии»

Используемая литература:

1. В. П. Ватаман «Воспитание детей на традициях народной культуры»;

2. Сборник стихов В. Орлова;

3. Сборник стихов В. Степанова;

4. П. П. Котельников «Легенды Крыма»

Методическое сопровождение:

Д/игра «Собери картинку и скажи какие народные традиции изображены»

Публикации по теме:

Образовательная деятельность «Люби и знай, свой родной край Башкоростан» Содержание программы: Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и соответствует.

Дидактические игры «Люби и знай свой родной край»Дидактические игры «Люби и знай свой родной край» Родной край. Милый дом. Что может быть дороже и милее? Мы, взрослые, имея большой жизненный опыт за спиной, это можем понять, принять.

Долгосрочный творческо-познавательный проект «Люби и знай родной свой край»Долгосрочный творческо-познавательный проект «Люби и знай родной свой край» Что мы Родиной зовём? Дом, где мыс тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом,.

Фотоотчёт об открытом занятии по итогам нравственно-патриотического проекта «Люби и знай свой край родной»Фотоотчёт об открытом занятии по итогам нравственно-патриотического проекта «Люби и знай свой край родной» В родной степи шумят моря и реки, Цветут сады, колышутся поля, Очаровала ты меня навеки, Моя Донщина, родина моя! Дон… Земля донская… Донские.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Родной свой край, люби и знай» Задачи: Формировать начальные представления о своей малой Родине. Познакомить с природой и животным миром Омской области. Расширять представления.

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Знай и люби родной край» Конспект НОД для детей подготовительной группы «Знай и люби родной край». Татьяна Назарова (Подготовительная группа) Цель: закрепить и.

Конспект викторины «Родной свой край люби и знай» в средней группе.Конспект викторины «Родной свой край люби и знай» в средней группе. Заключительное занятие совместное с детьми и родителями проходит в музее «Симбирской Чувашской школы. Квартиры И. Я. Яковлева» с сотрудниками.

Лэпбук «Люби и знай свой Хабаровский край»Лэпбук «Люби и знай свой Хабаровский край» 20 октября 2018года Хабаровскому краю исполнилось80 лет. В связи с этой знаменательной датой, мною был изготовлен Лэпбук «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ.

Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!» Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!" Структура проекта.

Викторина «Люби и знай свой край»Викторина «Люби и знай свой край» Викторина для детей старшего дошкольного возраста. Цель: воспитывать любовь к родному краю, дошкольников в духе уважения и интереса к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Люби и знай родной свой край» в старшей группе
Опубликовано: 27 февраля 2022 в 16:10
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД