Людмила Гильгенберг
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Как придумали утюг»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи. Познакомить детей с историей возникновения утюга; его назначением, функциями, а также его значением в жизни человека.
Расширять представления детей о многообразии утюгов прошлого.
Развивать память, внимание, мышление, познавательный интерес, речь, обогащать словарь детей. Закрепить правила пользования утюгом.
Вызвать интерес к занятию.
Демонстрационный материал. Посылка, современный утюг, предметные картинки.
Словарь: угольный утюг, чугунный утюг, рубель.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Как придумали утюг“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Темочки
Предварительная работа: сюжетно – ролевые игры, наблюдения из жизни, беседа об электроприборах.
Образовательная область. Познавательное развитие.
Ход ОД.
Дети организованы на стульях на ковре.
Воспитатель: Дети, сегодня нам в детский сад пришла посылка от наших друзей из деревни Простоквашино. Но чтобы узнать, что в ней лежит надо отгадать загадку.
Если мятая одежда,
На него одна надежда,
Юбка, брюки, покрывало…
И морщин как не бывало!
Дети. Утюг.
Воспитатель. Правильно, утюг (достать из посылки утюг). И сегодня предлагаю вам отправиться путешествовать в прошлое утюга. Но сначала, давайте рассмотрим наш утюг.
- Из какого материала сделан утюг? (ответы детей)
- Что есть у утюга? (ответы детей)
- На что похож утюг? (ответы детей)
- Для чего утюгу нужен острый нос? (ответы детей)
- Для чего человеку нужен утюг? (ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей.
- Мы с вами рассмотрели современный утюг, такой, каким сегодня пользуется человек. А раньше всю было по-другому. Итак, дети, предлагаю вам заглянуть в прошлое.
Рассказ воспитателя.
В старину, когда еще не было утюгов, люди не ходили в мятой одежде. Постирав свою одежду в реке, они ее отжимали, тщательно встряхивали, чтобы она чуть-чуть разгладилась, потом сушили. Главное, одежду нельзя было пересушивать, чтобы легче было ее отгладить. Для глажки одежды и другой ткани люди использовали скалку и рубель.
Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой. Отжатое и высушенное белье туго наматывали на скалку, а рубель использовали для прокатывания и размягчения недавно постиранной льняной ткани.
Воспитатель. - Дети, как вы думаете, хорошо ли разглаживалась одежда?
Дети. Нет.
Воспитатель. Конечно нет. Нельзя было таким способом хорошо разгладить одежду, оставалось много складок. Да и трудно было несколько раз наматывать и разматывать - уставали руки и на это уходило много времени.
- Люди заметили, что одежду может хорошо разгладить какой-нибудь тяжелый предмет, к тому же горячий.
И придумали угольный утюг.
Это железная коробка с заостренным носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробку накладывали горячие угольки. Через некоторое время угольки нагревали утюг, и им гладили одежду и другие вещи.
- Дети, как вы думаете, удобен был такой утюг? (Ответы детей).
Воспитатель. Такой утюг был не удобный.
- Как вы думаете, почему? (предположения детей)
Воспитатель. Нужно было все время готовить горячие угли. Углями можно об-жечься, они быстро остывали. Но чтобы угли дольше не остывали, нужно было утюгом размахивать, в отверстия проникал воздух, и угли внутри утюга разгорались вновь. Угли могли упасть на одежду, и мог произойти пожар.
Прошло немного времени и на смену утюгу с углями пришел новый утюг - чугунный (картинка 5).
Новый утюг был сделан из тяжелого металла, в него не нужно было накладывать угли. Такой утюг ставили на огонь, нагревали, а потом им гладили. Этот утюг был очень тяжелый.
Воспитатель. Дети, как вы думаете, такой утюг был удобен людям? (предположения детей)
Воспитатель. Конечно, и этот утюг был не удобный в обращении. Он был тяжелый, надо было долго ждать, пока он прогреется, такой утюг быстро остывал.
- Но люди на этом не остановились. И со временем, когда появилось электричество, человек догадался, что утюг можно нагревать электрическим током. Такой утюг называется электрический. Вначале, это были простейшие утюги. Сначала их нагревали, потом отключали и только после этого гладили. Затем люди придумали регулятор (показать, которым можно было регулировать температуру нагревания, и таким образом гладить разные ткани, не боясь их прожечь.
В наше время современным утюгом можно не просто гладить вещи, но и отпаривать их. Вот такой путь прошел утюг, чтобы стать таким какой он есть сейчас.
Воспитатель. Дети, мы с вами совершили путешествие в прошлое утюга.
- Вам понравилось наше путешествие?
- С помощью чего в старину гладили белье? (ответы детей)
- Как называется первый утюг? (ответы детей)
- Какой потом люди придумали утюг? (ответы детей)
- Нужен ли человеку утюг? Почему? (ответы детей)
- А как надо обращаться с утюгом? (ответы детей)
- А можно ли детям включать утюг в розетку? (ответы детей)
В конце занятия можно предложить детям рассмотреть иллюстрации о том, как люди в старину чем и как гладили одежду, белье.