Светлана Карташова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Земля — наш дом во Вселенной»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить знания детей о космосе, Солнечной системе и созвездиях.
Задачи:
- Формирование у детей понятие «космос», «космическое пространство»;
- Активизирование специфического словаря детей;
- Развитие навыков творческого рассказывания, умения придерживаться избранной сюжетной линии в рассказывании;
- Развитие творческих способностей в конструктивной деятельности.
Активизация словаря:
Небо, звездное небо; звезды, созвездия; Солнце, Луна, Земля; планеты, космос; космический корабль, космический полет, космонавт, скафандр; спутник.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Земля — наш дом во Вселенной“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Обогащение словаря:
Вселенная, галактика, Млечный Путь, Солнечная система, планеты: Венера, Меркурий, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Земля, спутник Земли – Луна, космодром, ракета-носитель, невесомость, орбита, космическая станция, орбитальная станция, генеральный конструктор Сергей Павлович Королёв.
Организация детей:
Для более продуктивной работы и более эффективного усвоения детьми знаний следует разделить их на микро группы по 3-4 человека. Воспитатель не препятствует общению детей во время НОД.
Материалы и оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация. Разрезные картинки с космическим сюжетом. Карта – схема Солнечной системы. Рисунки с изображением созвездий. Набор маленьких мячей, фломастеры темного цвета на каждого ребенка. Конструктор «Лего» большой, магнитный конструктор, мягкий модуль. Солнечная система модуль. Звезды: 6 больших, 6 маленьких.
Ход НОД
1. Введение в тему: Д/и «Разрезные картинки»
В: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня много гостей. (Дети приветствуют гостей).
Чтобы узнать, о чем сегодня мы будем говорить, необходимо выполнить задание.
Возьмите по одному фрагменту картинки и посмотрите на их оборотную сторону. У кого картинки с «рубашками» желтого цвета, приглашаются к столу с желтым кубиком и составляют на нем свою картинку. Дети у кого «рубашка» с зеленым цветом, отправляются к столу с зеленым кубиком, а у кого красная «рубашка» к столу с красным кубиком. И все составляют свою картинку.
(Воспитатель готовит картинки на тему «Космос». Картинок может быть 3-5 в зависимости от того, сколько детей на занятии, на сколько подгрупп дети разделены. На оборотную сторону каждой картинки приклеивается цветная «рубашка». Картинки разрезаются на фрагменты, так чтобы совпало с количеством детей. Фрагменты раскладываются на столе «рубашками» вверх. На данном этапе, дети не сидят за столом - они работают стоя).
В: Ребята, что вы можете сказать о своей картинке? Как вы думаете, о чем сегодня наша беседа?
2. Рассказ воспитателя
В: Ребята, а вы знаете, где мы с Вами живем? А в какой стране? Россия – одна из множества стран на нашей планете Земля.
(Новая Усмань, Россия)
А вы знаете, какая она, наша планета? (Предположения детей)
В древности люди считали, что Земля огромная и плоская как блин. И что можно добраться до края. (Слайд 2)
Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть: а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть.
Они отправлялись в путь пешком или верхом на лошади. (Слайд 3)
Рано или поздно они добирались до большой воды – моря или океана – и считали, что их путешествие окончено. Вот он край Земли, и дальше, кроме воды ничего нет.
Но были и такие, кто пересаживался на корабли и продолжал свои путешествия. Вот эти мореплаватели и убедились, что отправляясь в путь из одного места и двигаясь в одном направлении, они почему-то возвращались туда же, откуда и начинали свое путешествие.
У нас на столах лежат небольшие мячи. Возьмите их. А еще нам понадобятся фломастеры. А теперь представьте, что вы путешественники и каждый из вас стоит на верхушке шара. Поставьте туда кончик фломастера. Теперь ваш путь пойдет все время вниз. Ведите фломастер аккуратно, двигая в одном направлении, и скоро вы окажетесь в той же точке, откуда начали свой путь.
В: Почему же так происходит? (Предположение детей).
Правильно, потому что Земля не плоская, как блин, а круглая как шар.
Вот так и наши путешественники убедились, что Земля – это шар.
А что же, окружает Землю? (Слайд 4)
( Предположение детей: окружает ее огромное пространство, которое называется космическим или космосом).
В: Как вы думаете, чем заполнено космическое пространство?
(Космическими телами – звездами, планетами, кометами и метеоритами)
В: Ребята, а какой праздник отмечает наша страна в апреле? (Слайд 5)
(12 апреля – День всемирной авиации и космонавтики)
А вы знаете кто такой Юрий Гагарин? Чем он прославился?
(Первый человек, полетевший в космос, который сделал 1 круг вокруг Земли и вернулся обратно)
3. Самостоятельная работа детей. П/и «Строим ракету» (из мягких модулей)
В: А вы хотите отправиться в космическое путешествие? Я предлагаю стать вам строителями космической ракеты. Каждый из Вас возьмет по одному мягкому модулю, и мы всей командой построим ракету, для нашего путешествия.
В: Ребята, наш космический корабль готов к полету.
Ф/мин. «Полет к звездам» (Слайд 6)
Оправляется в полет
Наш волшебный космолет. (ходьба вокруг ракеты)
Надевай скорей скафандры! (имитация движения)
Занимай скорей места! (присаживаются)
С космодрома мы взлетаем,
Прямо к звездам улетаем! (встают, поднимают руки через стороны вверх и подпрыгивают)
Полетели, полетели, (бегут вокруг космического корабля)
До планет мы долетели. (останавливаются) (Слайд 7)
4. Беседа с детьми «Что такое Солнечная система?» (работа с модулем Солнечная система)
Синее небо открыло
Желто-оранжевый глаз
Солнце – дневное светило
Ласково смотрит на нас.
В: У нашей звезды Солнце есть своя «семья». Планеты – это ее дети, а спутники – это ее внуки.
- Какие вы знаете планеты? Что вы можете рассказать о планетах.
(Меркурий – самая близкая к Солнцу планеты. Ее называют планетой жары и холода, т. к одна сторона планеты повернута все время к Солнцу, а на другой всегда тень и холод.
Венера – утренняя звезда. Ее видно рано утром и она кажется серебристым шаром. Еще она самая жаркая, несмотря на то, что 2 по счету. Т. к. окутана толстыми облаками.
Земля – имеет жизнь, т. к есть вода, воздух и достаточное количество тепла.
Марс – красная планета. Схожи условия с Землей : есть кислород, зима и лето.
Юпитер – планета гигант. Газовая планета, не имеет твердой поверхности. Видно большое красное пятно – это ураган, который бушует более 300 лет
Сатурн – имеет 3 видимых кольца, состоящие изо льда и камней.
Уран – ленивая планета, которая вращается боком относительно своей оси.
Голубая планета, состоящая изо льда
Нептун – самая удаленная планета, очень холодная)
- Что общего у всех планет? (имеют форму шара, кружатся вокруг Солнца по своим орбитам)
В: А мы продолжаем свое путешествие и отправляемся дальше. (Слайд 8)
«Созвездия, какие они?»
Над Землею ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звезды:
Рядом кажутся они. (Слайд 9)
- почему звезды кажутся нам маленькими сверкающими точками? (находятся очень далеко).
В: На самом деле звезды – это раскаленные газовые шары, похожие на Солнце. Мир звезд очень разнообразен. Ни одна звезда не похожа на другую.
- Чем они отличаются? (размером и цветом).
- Как называются большие звезды (Звезды – гиганты, а маленькие (Звезды - карлики).
- Какого цвета бывают звезды?
Древние астрономы объединили находящиеся рядом звезды в группы – созвездия. А вы знаете, что в нашей Галактике более 80 созвездий и все они имеют разные названия? Сейчас мы это проверим. Посмотрите на экран, что вы видите? (Звезды на небе)
5. Интерактивная игра «Звезды в небе» (Слайд 10)
(На экране появляются созвездия, дети подбирают к нему рисунок и называют его).
В: Наше космическое путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться домой.
Отправляется в полет
Наш волшебный космолет. (Ходьба по кругу, взявшись за руки)
Полетели, полетели (Руки подняты вверх)
И на Землю прилетели. (Присаживаются)
В: Вот мы и дома, на планете Земля. (Слайд 18)
6. Звездолет будущего. (Слайд 19)
В: Люди уже сделали свои первые шаги в космос: они построили ракеты, долетели до Луны. А следующим шагом будет полет к звездам.
Может быть кто – то из вас сможет совершить такой полет. Для этого нужно не бояться мечтать и фантазировать.
Я предлагаю вам построить звездолеты будущего.
(Дети используют разные виды конструктора, воспитатель оказывает помощь и создает ситуацию успеха).
7. Подведение итогов.
В: Дети, вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? Что было для вас трудным?