Лучший педагог года

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования (старшая группа). Тема: «Воздух-невидимка».

Елена Александровна Примак
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования (старшая группа). Тема: «Воздух-невидимка».

Конспект НОД

Область «Познание» (ознакомление с окружающим с элементами экспериментирования).

Тема : «Воздух - невидимка».

Цель: знакомство с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.

Задачи:

1. Дать детям представление о свойствах воздуха (прозрачный, невидимый, безвкусный, без запаха, издаёт звуки).

2. Развивать внимание, мышление, коммуникативные способности.

3. Продолжать воспитывать бережное отношение к окружающей среде и птицам.

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования (старшая группа), Тема: „Воздух-невидимка“,» размещена в разделах

Материалы:

- 2 воздушных шарика (1-ый надутый, 2-ой нет, книга, салфетка, освежитель воздуха, духовые музыкальные инструменты, скатерть, свисток, бассейн резиновый (сдутый, марлевая повязка;

- полиэтиленовые пакеты, веры из бумаги, тарелочки с водой, стаканчики с салфетками, кружки с водой, соломинки (по количеству детей).

Образовательные области: познание, коммуникация, художественная литература, социализация, здоровье.

Ход:

(дети стоят полукругом лицом к воспитателю)

В-ль: Ребята, вы любите разгадывать загадки?

Дети: Да!

В-ль: Я приготовила для вас очень интересную загадку, послушайте.

Если надуть меня, я улечу,

Смирно лежать я никак не хочу.

Я лёгкий, круглый, но не мяч,

И не прыгаю я вскач…

На верёвочке вешу,

Если зазеваетесь – вмиг я улечу!

Дети: Воздушный шарик!

группу влетает воздушный шарик)

В-ль: Ой, ребята, к нам прилетел воздушный шарик. Как вы думаете, почему его называют воздушным?

Дети: Потому что внутри него воздух и летает он повсюду.

В-ль: А вы хотите узнать о воздухе много интересного?

Дети: Да.

В-ль: тогда давайте сегодня этим и займёмся. А как вы думаете, где ещё находится воздух?

Дети: Он повсюду.

В-ль: А в нашей группе он есть?

Дети: Да!

В-ль: А как это можно проверить?

(Дети высказывают свои предположения)

В-ль: Мы можем поймать воздух с помощью этих пакетов? (Раздаёт детям пакеты)

Дети отвечают.

В-ль: Потрогайте пакеты и скажите, есть в них что-нибудь?

Дети: Нет, они пустые.

В-ль: А теперь давайте поймаем воздух пакетами (дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками). Попробуйте сейчас сжать пакет…

Дети: Не сжимается.

В-ль: а что же нам мешает?

Дети: Мешает воздух.

В-ль: Так смогли мы поймать воздух с помощью пакетов?

Дети: Да!

В-ль: Молодцы! Скажите, ребята, а вы видите воздух?

Дети: Нет.

В-ль: Я тоже его не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. А раз мы его не видим, значит, как можно его назвать?

Дети: Невидимка, невидимый

В-ль: Верно. А как ещё можно про него сказать?

Дети: Прозрачный, через него всё видно.

В-ль: А вы хотите почувствовать воздух?

Дети: Да!

В-ль: Посмотрите, на столе лежит салфетка и книга. Как вы думаете, если я пронесу книгу над салфеткой, что произойдёт с салфеткой?

Дети высказывают свои предположения.

В-ль: Давайте проверим и посмотрим кто же из вас прав.

(В-ль взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка слетает на пол).

В-ль: Как вы думаете, почему салфетка упала?

Дети: Книга привела воздух в движение, получился ветерок, он и сдул салфетку на пол.

В-ль: Молодцы, да это так! А сейчас я предлагаю вам почувствовать воздух при помощи вееров. Возьмите их и помашите на себя. Что вы чувствуете?

Дети: Ветерок.

В-ль: А какой он – тёплый или прохладный?

Дети: Прохладный.

В-ль: Мы видим, что при помощи веера и воздуха можно создать прохладный ветерок.

(Воспитатель подводит детей к следующему столу).

В-ль:

Фокусник во фрак одет,

Факел превратит в букет.

Фея выскочит оттуда.

Фокус это или чудо?

Ребята, скажите о ком это стихотворение?

Дети: О фокуснике.

В-ль: А кто такой фокусник?

Дети: Это человек, который делает чудеса.

В-ль: Мы сегодня с вами тоже станем фокусниками и проделаем фокус. Но вначале я хочу показать вам один фокус. Хотите посмотреть?

Дети: Да.

(В-ль берёт стаканчик и помещает в него салфетку).

В-ль: Что находится в стакане?

Дети: Салфетка.

В-ль: Потрогайте, она сухая или мокрая? (дети трогают и говорят, что она сухая).

В-ль: Как вы думаете, если я положу её в стакан и стакан опущу в воду, что произойдёт с салфеткой?

Дети: Она намокнет…

В-ль: Сейчас проверим (в-ль переворачивает стакан вверх дном, осторожно погружает его в воду, не наклоняя до самого дна ёмкости. После этого ставит его на стол).

В-ль: Пока водичка стекает со стакана, скажите, какой праздник скоро мы будем отмечать?

Дети: Женский день – 8 Марта.

В-ль: А вы помогаете своим мамам?

Дети: Да.

В-ль: Сейчас мы это проверим.

Проводится физминутка «Маме дружно помогаем».

Маме дружно помогаем,

Мы бельё полощем сами.

1, 2, 3, 4 – подтянулись, наклонились.

Все мы чудно потрудились.

В-ль: Молодцы! Ну что, ребята, посмотрим, намокла ли салфетка?

(в-ль предлагает одному из детей вынуть салфетку из стакана и определить)

Реб: Она не намокла. Салфетка сухая (передаёт другим детям).

В-ль: Как вы думаете, что могло помешать воде намочить салфетку?

Дети:….

В-ль: Конечно, ей помешал воздух, который находился в стакане. А как вы думаете, если опуская стакан в воду, я слегка наклоню его, что тогда произойдёт с салфеткой?

Дети высказывают своё мнение.

В-ль: А хотите проверить? (воспитатель наклоняет стакан и опускает его в воду). Посмотрим (один из детей достаёт салфетку). Она намокла (предлагает потрогать другим детям и убедиться в этом).

В-ль: Как вы думаете, почему?

Дети: Воздух вышел, а его место заняла вода.

В-ль: Совершенно верно. А как вы узнали о том, что воздух вышел из стакана?

Дети: Появились пузырьки.

В-ль: А пузырьки это что?

Дети: Это воздух (дети проводят опыт самостоятельно).

В-ль: Скажите, раз пузырьки поднимались вверх, значит они тяжелее или легче воды?

Дети: Воздух легче воды.

В-ль: Правильно, воздух легче воды. А я для вас приготовила ещё одно интересное задание. Посмотрите, у вас на столах стоят кружки с водой и трубочками. Если опустить трубочку в воду и подуть в неё, как вы думаете, что произойдёт?

Дети высказывают свою точку зрения.

В-ль: Давайте проверим. Только потихоньку дуйте в трубочку (дети выполняют). А почему они появились?

Дети: Воздух, который мы вдыхаем через трубочку, выходит из воды.

В-ль: А теперь вдохните воздух полной грудью и сильно подуйте в трубочку (дети выполняют). Что вы заметили?

Дети: Пузырьков стало больше.

В-ль: Почему?

Дети: Чем больше и сильнее воздух мы вдуваем в воду, тем больше и крупнее пузырьки (дети садятся на стульчики).

В-ль: Ребята, мы с вами уже сказали, что воздух есть везде : и в группе, и на улице, и дома. А какого же он цвета?

Дети: Он без цвета – бесцветный.

В-ль: Вдохните ртом воздух, попробуйте какого он вкуса?

Дети: Воздух без вкуса, он безвкусный.

В-ль: А сейчас вдохните воздух носом и скажите, какого он запаха?

Дети: Воздух без запаха.

В-ль: Верно, чистый воздух не имеет не запаха, не вкуса. А сейчас? (в-ль распыляет в сторону освежитель воздуха).

Дети: (вдыхают) Воздух пахнет цветами.

В-ль: Почему?

Дети: Вы распылили освежитель воздуха.

В-ль: Но ведь я распыляла его не на вас, а в сторону окна, почему же вы смогли почувствовать запах?

Дети: Воздух передал.

В-ль: Значит, какой мы можем сделать вывод?

Дети: Воздух передаёт запах.

В-ль: Правильно! А что нам нужно сделать, чтобы воздух в нашей группе снова стал чистым?

Дети: Открыть окно и проветрить группу.

В-ль: Совершенно верно. Посмотрите, ребята, в коробочке лежат предметы, они вам знакомы?

Дети: Да! Это музыкальные инструменты!

В-ль: Назовите их.

Дети: Дудочки, свистульки, труба.

В-ль: К каким видам музыкальных инструментов они относятся?

Дети: К духовым.

В-ль: Почему?

Дети: Для того, чтобы они заиграли, в них необходимо подуть, вдохнуть воздух…

В-ль: Правильно. А давайте попробуем в них подуть (дети играют на инструментах). Вот видите, эти предметы лежали и не играли, но стоило вам в них подуть, как они заиграли весёлые мелодии. Но это ещё не всё. У меня есть скатерть-самобранка, вы хотите узнать, что под ней?

Дети: Да, хотим!

В-ль: Сим-сим-силя-бим! Самобранка, поднимись! (скатерть поднимается) Ой, ребята, здесь лежат какие-то предметы. Что это?

Дети: Воздушный шарик (не надутый, свисток, бассейн резиновый и т. д.

В-ль: А для чего они нужны?

Дети:…

В-ль: Разве? А мне кажется, что они сейчас бесполезны. Может с ними что-то нужно сделать?

Дети: Их нужно надуть!

В-ль: Значит, что необходимо для них?

Дети: Воздух.

В-ль: Конечно, и здесь без воздуха не обойтись, без него эти предметы были бы бесполезными.

(Раздаётся стук в дверь. Влетает поникшая и грязная сорока).

В-ль: Ой, ребята, кто это?

Дети: Сорока.

В-ль: Посмотрите на неё, что-то она очень плохо выглядит. (Воспитатель предлагает ей сесть на стул, сорока садится.)

В-ль: Ребята, ей тяжело дышать, как мы можем её помочь?

Дети: Помахать на неё, чтобы больше было свежего воздуха, дать попить чистой воды. (Дети дают ей стакан с водой и машут на неё).

Сорока: Ой, спасибо вам, ребята. Мне стало намного легче.

В-ль: Что с тобой случилось, расскажи нам пожалуйста.

Сорока: Летела я к вам в детский сад с открыткой, чтобы поздравить мальчиков с Днём Защитника Отечества, а также вручить благодарственное письмо от моих друзей и от меня за то, что вы подкармливали нас всю зиму крошками хлеба и зёрнами, но вижу, что опоздала….

В-ль: Так что же тебе помешало прилететь вовремя?

Сорока: Я очень торопилась и решила сократить путь, полетела над цементным заводом, а там столько труб…И вот когда я пролетала над трубами, мне вдруг стало очень плохо: закружилась голова, стало трудно дышать. Я не заметила, как стала падать на землю. Когда мне стало получше, я решила продолжить свой путь… И вот, я у вас. До сих пор не могу понять, что со мной случилось? А вы не знаете, ребята?

Дети высказывают мнение.

В-ль: Да, ребята, с труб выходит очень много пыли, которая засоряет воздух и делает его не очень чистым, что вредно для здоровья и людей и птиц.

Сорока: А как же я полечу обратно?

В-ль: А мы подарим тебе марлевую повязку, которая защитит тебя от пыли. Вся пыль останется на маске и не попадёт тебе в организм.

Сорока: Спасибо! Вы сделали мне очень нужный подарок!

Помню я ещё молодушкой была.

И о Спасске-Дальнем слава лучшая была.

Воздух чистым, свежим и прозрачным был.

Аромат сирени по городу плыл.

А сегодня очень плохо мне летать,

Стало трудно в Спасске воздухом дышать.

Весь полёт до Спасска был он мне невмочь!

Кто же сможет Спасску-Дальнему помочь!

В-ль: Не волнуйся, сорока! Мы вчера с ребятами написали письмо директору цементного завода с просьбой и пожеланиями. Если он их выполнит, то воздух в нашем городе снова станет чище. Когда полетишь в обратный путь, передай, пожалуйста, ему наше письмо.

Сорока: Какие вы молодцы! Обязательно передам! Спасибо вам за всё, до свидания! (сорока улетает с маской).

В-ль: Дети, как вы думаете, удобно ли постоянно ходить в таких масках?

Дети: Нет.

В-ль вместе с детьми:

Не хотим маски носить,

Мы хотим счастливо жить!

Чтобы птицы распевали,

Все свежим воздухом дышали!

В-ль: Так что же вы узнали сегодня о воздухе?

Дети отвечают.

В-ль: Да! Без чистого воздуха нет жизни на земле!

Публикации по теме:

НОД «Наблюдение за воздухом (Невидимка-воздух)» Цели: -подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас Задачи: -дать представление о том, что он занимает место и обладает.

Структура педагогического совета по теме «Органиация экспериментальной деятельности» Педагогический совет «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром». Повестка дня: 1.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования (старшая группа). Тема: «Воздух-невидимка».
Опубликовано: 10 апреля 2013 в 13:28
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД