МААМ-картинки

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Национально-культурные традиции народов России»

Ирина Павлова
Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Национально-культурные традиции народов России»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель занятия: сформировать представление детей о том, что Россия многонациональная страна; дать детям определенный уровень знаний об обычаях и традициях, жизни, деятельности и культуре русского, башкирского, татарского, марийского народов.

Задачи занятия: обучающие: дать понятие: Россия – многонациональная страна; побудить интерес детей к русским, башкирским, марийским национальным костюмам; обогатить словарный запас детей;

Публикация «Конспект НОД по патриотическому воспитанию „Национально-культурные традиции народов России“» размещена в разделах

развивающие: развить представление детей о различных национальных костюмах нашей страны; развить у детей память, сообразительность, логическое мышление, любознательность;

воспитательные : воспитать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Оборудование и материалы:

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ, карта России, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах и куклы, одетые в национальные костюмы, иллюстрации и предметы национальных промыслов народов России; аудиозапись песни о Родине

Предварительная работа: чтение сказок народов России, разучивание танца «веревочка», стихов, рассматривание иллюстраций разных народов, предварительная беседа о национальных праздниках, о национальных костюмах.

Ход занятия

Воспитатель :

Встаньте дети, встаньте в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вправо, влево повернитесь,

И друг - другу улыбнитесь

Руку к солнцу потянули,

Лучики поймали и скорей к груди прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди.

-Ребята, как называется город, в котором мы живем?

Дети: город Тейково

Воспитатель : В какой области мы живем?

Дети: мы живем в Ивановской области

Воспитатель : Как называется наша страна?

Дети: наша страна называется Россия. Россия наша Родина

Воспитатель : Россия является нашей Родиной. Родина – это место, где мы живём, где живут наши родители, друзья; город, в котором мы живём; страна, в которой мы живём.

Аудизапись песня о Родине

Воспитатель : какая наша страна?

Дети: большая, красивая, сильная

Воспитатель : Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего, люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих, а народов этих очень много. Русские, мари, чуваши, мордва живут в средней полосе России (Слайд № 1, чукчи, ненцы живут на севере России (показ на карте России, осетины, ингуши – на юге страны (показ на карте России) и многие другие. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру. У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, танцы, национальные блюда, устное народное творчество, национальная одежда, праздники, обычаи и традиции.

- Что такое традиции?

(Ответы детей)

Воспитатель : Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции.

Воспитатель : Сегодня мы познакомимся с некоторыми народами нашей страны и их культурой.

Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Воспитатель : (обращает внимание на экран) Посмотрите на национальный костюм. Как вы думаете, какого народа этот костюм? (Слайд № 2)

Дети: это одежда русского народа.

Воспитатель : это русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина?

( дети перечисляют: у женщин: нарядный сарафан, рубашка, кокошник,

у мужчин: рубашка, штаны, шапка)

Воспитатель : У русского народа есть свои праздники. Какие вы можете назвать?

Дети: Масленица, Рождество, Пасха, Осенины и др.

Воспитатель : Сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру, которая называется «Заря» (Приложение № 1)

Воспитатель : На южном Урале (Слайд № 3) живут трудолюбивые люди – башкиры. Они занимаются земледелием, животноводством, пчеловодством. У башкирского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ, где можно услышать их любимые песни, посмотреть и поучаствовать в различных видах соревнований. Башкирский народ очень гостеприимный. Они любят собирать гостей за праздничным столом и угощать их своими национальными блюдами.

Посмотрите, особенности башкирского национального костюма (Слайд № 4) Женская одежда: платье, безрукавка. Платья вышивались бисером или стеклянными пуговицами. Мужская одежда: рубаха, поверх рубахи камзул, штаны, на голове меховая шапка - бурек, на ногах - сапоги.

. Среди дремучих лесов и красивых озер начиналась история марийского народа. (Слайд №5). Вы видите девушку в национальном костюме. Назовите элементы женского марийского костюма.

Дети: Платье, передник, платок, лапти. (если затрудняются, воспитатель называет)

Воспитатель : Правильно, ребята.

У народа мари красив старинный марийский танец «Веревочка» в переводе «Тывырдык». Воспитатель приглашает детей на танец.

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

У каждого народа свой язык. На каком языке мы разговариваем?

Дети: на русском языке

Воспитатель : Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.

Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. У чувашей даже был такой обычай: если человек делал другому что то хорошее, то ему в знак благодарности рассказывали сказку.

Все сказки похожи одна на другую.

Воспитатель : Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

Да, в них добро побеждает зло, они учат детей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

Воспитатель : Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)

Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг к другу на помощь.

Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.

- Вспомните, какие русские народные промыслы вы знаете? (филимоновские, каргопольские игрушки, хохломская посуда, палехские шкатулки, жостовские подносы, матрёшки.) (Слайд №6)

Другие народы России тоже занимаются народными промыслами : на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины, ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать. (Слайд №7)

У каждого народа есть свои любимые блюда. (Слайд №8). Любимым национальным блюдом русского народа являются блины, у осетин и ингушей – пахлава, халва, татары и башкиры делают вкусные сладости, например, чак-чак, у удмуртов – перепечи, у кавказцев одним из национальных блюд являются хинкали, у армян блюда – лаваш, толма.

Итог занятия

Воспитатель : О чем мы сегодня говорили? (ответы детей)

Какие национальности живут в России? (ответы детей)

Какие обычаи вы запомнили? (ответы детей)

Как должны жить люди разных национальностей? (ответы детей)

Молодцы, ребята!

Воспитатель : Наша страна сильна единством, дружбой разных народов. Все народы России равноправны.

Стихотворение И. Гусева «Берегите Россию».

(Слайд №9)

Берегите Россию,

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе!

Я хочу подарить вам на память открытки с изображением карты России.

Публикации по теме:

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Государственные символы России: герб, флаг, гимн» Программное содержание: Закрепить знания детей о государственных символах России. Формировать уважительное отношение к государственным символам,.

Конспект ООД по патриотическому воспитанию в старшей логопедической группе «Служу России» Конспект организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в старшей логопедической группе «Служу России». Цель:.

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию, для детей старшего дошкольного возраста «Символика России» Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию на тему: «Символика нашей России» для детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель:.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию для подготовительной группы «Мой посёлок — уголок России»Конспект занятия по патриотическому воспитанию для подготовительной группы «Мой посёлок — уголок России» «Мой посёлок – уголок России» Цель: Формирование патриотических чувств, совершенствование знаний воспитанников о родном поселке, о Черемховском.

«Государственные символы России». НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Государственные символы России» Цель: 1. Обобщение и расширение знаний о символах России. 2. Развитие познавательной активности. 3. Воспитание.

НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе с использованием ИКТ технологий «Путешествие по России» Цель: Сформировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство патриотизма и любви.

Проект по патриотическому воспитанию. Я — часть России.Проект по патриотическому воспитанию. Я — часть России. Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». К. Паустовский Актуальность проекта: Родина, Отечество. …В корнях.

НОД по патриотическому воспитанию «Традиции русского народа» (подготовительная группа) Цель: продолжать знакомить с культурным наследием (устным народным творчеством, народно-прикладным искусством); воспитывать уважение и положительное.

Занятие по нравственно патриотическому воспитанию подростков «Я гражданин России» Целевая аудитория: несовершеннолетние 13-18 лет. Форма и методы работы: занятие, беседа – диалог, практическое задание. Цель: Воспитание.

Занятие по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Я гражданин России» Я гражданин России! Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-личностное развитие. Программное содержание:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Национально-культурные традиции народов России»
Опубликовано: 11 мая 2017 в 13:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Национально-культурные традиции народов России»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Павлова (УИ 1171037) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД