Наталья Шех
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте
(подготовительная к школе группа)
Тема: «Грамотеи».
Цель: закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
• Продолжать учить детей давать характеристику звуков, дифференцировать звуки Р-Л, проводить звуковой анализ слова;
Публикация «Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
• Закреплять умение определять наличие заданного звука в слове;
• Формировать умение читать слова, делить слова на слоги;
• Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью опорных картинок.
Коррекционно-развивающие задачи:
• Развивать фонематическое восприятие;
• Развивать память и внимание;
• Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Воспитывать уважение, взаимопонимание друг к другу;
• Развивать умение использовать полученные знания в практической деятельности.
Оборудование:
Телеграмма; картинки на выделение звука из слова; опорные картинки для работы над предложением; магнитная доска; карточки со словами пословицы.
Раздаточный материал: кружки красного, синего и зеленого цвета; карточки на определение места звука в слове; набор предметных картинок на определения количества слогов в слове; карточки с элементами букв, простые карандаши; картинки-смайлики.
Ход НОД:
- В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь.
(Дети встают в круг).
Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Мы играем и поем, дружно в группе мы живем.
- Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим!
- Ребята, нам пришла телеграмма от жителей страны «Грамотейка».
(Дети садятся за столы).
"Здравствуйте дорогие ребята! Хотим поздравить вас, ведь вы скоро пойдёте в школу, и знаете все буквы и звуки. Мы, жители страны «Грамотейка», получили задание от Мудрой Совы составить из слов пословицу о дружбе. Чтобы составить пословицу, надо пройти испытания. Но мы затрудняемся и просим у вас помощи».
- Ну что ребята, поможем жителям страны «Грамотейка». Попробуем пройти испытания?
- Посмотрите, на доске спрятаны слова. Вам интересно узнать, какая пословица здесь прячется? Открыть мы их сможем, если выполним определенные задания. Согласны?
1 задание «Загадки».
- Для начала отгадаем загадки:
1. Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).
- Какие звуки вы знаете?
(Дети называют несколько звуков, дают им характеристику).
2. Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).
- А чем буква отличается от звука?
(Буквы мы видим, пишем, а звуки слышим и произносим).
3. Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).
4. Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту (слово).
5. Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я (предложение).
-Мы загадки отгадали, слово первое открываем - ДЕРЕВО.
2 задание. Игра «Кто внимательный».
- Я буду называть звуки. Если это гласный звук, кружок какого цвета мы поднимаем? А если твердый (мягкий согласный?
А, В,Д, Ж,Ш,К, Л, У, Н,Э. (Ответы детей).
Игра «Найди звук».
На доске картинки: робот, рыба, барабан, помидор.
- Ребята, скажите, что изображено на экране? Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова? (Звук «Р).
- А теперь нам нужно определить место звука Р в слове (дети ставят фишку в нужную позицию – начало, середину или конец слова).
На доске картинки: лампа, слон, кресло, пенал.
- Посмотрите, и скажите, что изображено на картинках? Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова? (Звук «Л»).
- А теперь нам нужно определить его место в слове.
- Теперь предлагаю выделить эти звуки в других словах, если слышим звук «Л» - хлопаем, если звук «Р» - топаем. Поиграем?
Слова:
РАМА. -ЛАМА, РОЗА-ЛОЗА, ВАЛ-ВАР, БОЛОТО-РАБОТА, УКРОП-КЛОП.
(Дети выполняют задание).
- Умницы, и это задание вы выполнили правильно. Открываем и читаем второе слово – ДЕРЖИТСЯ.
3 задание. Звуковой анализ слова.
- Ребята, отгадайте загадку:
•Стоит весёлый, светлый дом. Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают, рисуют и читают.
(На доске ребенком проводится звуковой анализ слова «ШКОЛА»).
- Молодец! Предлагаю открыть и прочитать второе слово – КОРНЯМИ.
4 задание «Раздели слово на слоги».
-Ребята, из чего состоят слова? (Из слогов).
-Как узнать, сколько слогов в слове?
(При помощи хлопков, сколько в слове гласных, столько и слогов).
- Сейчас каждому из вас я раздам по картинке, а вы с помощью хлопков определите, сколько слогов в вашем слове (картинки по количеству детей).
(Дети называют слово и прохлопывают количество слогов в нем).
- Молодцы! Открываем четвертое маленькое слово – А.
- Сейчас всех в круг я приглашаю, вместе с вами поиграю.
Физкультминутка (под музыкальное сопровождение)
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз, два, три, четыре, пять!
(Руки к плечам, вращение плечами вперед и назад).
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде.
(Руки перед грудью, рывки руками в стороны).
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука, другая вниз, плавными движениями одна рука опускается, а другая одновременно поднимается).
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте).
- Для выполнения следующего задания предлагаю вам сесть за столы.
5 задание «Закончи предложение».
- Ребята скажите, а что такое предложение?
( Ответы детей: «Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой и связаны по смыслу»).
- Посмотрите, у вас на столе разложены карточки с картинками (самолет, цветок, стол, воздушный шарик, рыба, носок, грибы).
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Придумай предложение». Сейчас вы будете работать в парах. Я раздам каждой паре по картинке. Один из вас должен придумать предложение по этой картинке. А другой – воспоизвести его с разной интонацией. ( картинки: рыба, цветы,стол, воздушный шарик, носок, гриб).
- Хорошо, и с этим заданием вы справились.
- Вы ребята, очень умные. Поэтому мы можем открыть еще одно слово. (Открывают и читают пятое слово – ЧЕЛОВЕК).
6 задание «Восстанови буквы»
- Ребята, в стране «Грамотейка» произошло землетрясение. Все буквы упали и рассыпались. Давайте поможем жителям страны восстановить буквы? У вас на столе еще карточки и карандаши. Восстановите пожалуйста все буквы. Будьте внимательны, не ошибитесь. Раз, два, три, четыре пять, начинаем рисовать!
(Дети дорисовывают элементы, чтобы получилась буква).
- Ребята, покажите, что у вас получилось.
(Дети показывают и называют получившиеся буквы)
Сколько букв вы восстановили, какие красивые буквы у вас получились. Ну а теперь мы можем открыть последнее слово и прочитать всю пословицу - ДРУЗЬЯМИ.
«Дерево держится корнями, а человек друзьями».
Рефлексия.
- Молодцы ребята, справились со всеми испытаниями. Вам понравилось проходить испытания? Чем мы сегодня занимались? Какое у вас настроение? Жители страны «Грамотейка» рады и благодарны, что вы им помогли. И они приготовили вам сюрприз. Посмотрите – это смайлики. Они разные: радостные, задумчивое, грустные. Если вам сегодня было интересно на занятии, вы справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем было трудно - грустного.
(Дети выбирают смайликов).