Светлана Александровна Мажова
Конспект НОД по познанию «Путешествие в страну здоровья» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для формирования у детей желания заботиться о своем здоровье.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать формированию у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье;
Способствовать формированию у детей представлений о зависимости здоровья от двигательной активности, питания;
Познакомить детей с дыхательными упражнениями, массажем ушной раковины;
Выявить и уточнить знания о предметах личной гигиены;
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД по познанию „Путешествие в страну здоровья“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Способствовать развитию у детей внимания, познавательного интереса, мыслительной активности, воображения;
Воспитывающие:
Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье, стремление вести здоровый образ жизни; воспитывать сострадание, взаимопомощь, взаимовыручку.
Материал:
Цветик-семицветик с разноцветными лепестками на липучке; имитированная полянка (ИКТ); дерево, с подвешенными на нем предметами личной гигиены (ИКТ); «волшебный» мешочек с загадками; плакат с изображением уха; словесная игра «Я начну, а ты продолжи!»; разрезные картинки режима дня (2 экземпляра) для игры «Режим дня»; картинки с вредными и полезными продуктами для игры «Составим газеты с полезными и неполезными продуктами»; игрушка – гном; подвижная игра «Вперед четыре шага» (ИКТ);
дорожки здоровья.
Предварительная работа:
Беседы «Береги себя»; «Если хочешь быть здоровым»;
Дидактические игры «Здоровый образ жизни», «Вредно и полезно» (ИКТ);
Просмотр видеоролика «Полезные продукты для детей»;
Чтение рассказов Т. А. Шорыгиной «Беседы с детьми 5-7 лет о здоровье».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте мы поздороваемся!
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: А знаете, ребята, вы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: «Здравствуй-те, то есть пожелали всем здоровья. Русская народная поговорка говорит: «Здороваться не будешь – здоровья не получишь».
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в группе вырос необыкновенный цветок всего лишь с одним лепестком. Дети к нему подходят. На нем прикреплена записка: «Здравствуйте, дорогие ребята. Я – волшебный цветок здоровья. Каждый мой лепесток – лепесток здоровья, но я потерял свои лепесточки… помогите мне, пожалуйста, их найти. Растут такие цветы в волшебной стране – стране здоровья». Ребята, поможем цветочку отыскать лепестки? А попасть в страну здоровья нам поможет дорожка.
Перед ребятами на полу разложены две дорожки «здоровья», на которых нарисованы следы. Дети идут по следам под музыку и выходят на поляну.
Воспитатель: Посмотрите ребята, мы очутились на полянке, но она очень необычная. Почему?
Дети: Здесь растет дерево, а на нем вместо плодов – расческа, зубная паста и щетка и другие.
Воспитатель: Как правильно назвать их одним словом?
Дети: Предметы личной гигиены.
Воспитатель: Правильно предметы личной гигиены. А под деревом мешочек, а в мешочке записка. Прочитаем: «Отгадайте загадки, найдите на дереве отгадки и получите цветочный лепесток». Интересно, кто это решил с нами поиграть. Будем выполнять задание, ведь нам нужен лепесточек.
Дети по очереди достают карточки с загадками, воспитатель читает их, и дети ищут отгадки среди предметов на дереве.
Загадывание загадок:
Чтоб грязнулею не быть, следует со мной дружить.
Пенное, душистое – руки будут чистыми.
Если в глазки попаду, то немножко пощиплю.
Но как только пену смыло, перестало щипать. (мыло)
Костяная спинка, жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит, нам усердно служит (зубная щетка)
Мойдодыру я родня, отверни-ка ты меня. И холодною водою
Живо я тебя умою. (водопроводный кран)
Белая река в пещеру затекла
Чистит добела… (зубная паста)
Я в кармане караулю рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз, не забуду и про нос (носовой платок)
После бани помогаю, промокаю, вытираю.
Руки, ноги, тело тру, грязь любую ототру (полотенце)
Чтобы волосы блестели и красивый вид имели,
Чтоб сверкали чистотой мною их скорей помой… (шампунь)
Целых 25 зубков для кудрей и хохолков,
И под каждым под зубком лягут волосы рядком (расческа)
Воспитатель: Как, одним словом можно назвать все эти предметы? Для чего они нужны? Для чего нужно мыло?
Дети: Чтобы мыть руки.
Воспитатель: Когда нужно мыть руки?
Дети: Перед едой, после прогулки. После туалета. После рисования и лепки.
Воспитатель: Для чего нужно полотенце?
Дети: Чтобы вытирать руки после мытья.
Воспитатель: Для чего нужна расчёска?
Дети: Чтобы расчёсывать волосы. Быть аккуратными и красивыми.
Воспитатель: Для чего нужна зубная паста и зубные щётки?
Дети: Чтобы чистить зубы. Чтоб зубы были чистыми и здоровыми и не болели.
Воспитатель: Ребята, смотрите на дне мешочка лежит наш второй лепесток от нашего цветка здоровья.
Воспитатель обращает внимание детей на пенечки на этой же полянке и предлагает одному из детей взять лепесток, перевернуть его и всем показать.
На обратной стороне лепестка нарисован нос.
Воспитатель: Как вы считаете, для чего человеку нужен нос? (ответы детей). Как нос может быть связан с секретом здоровья? Что нужно делать для того, чтобы нос был всегда здоров, дышать нам было легко и свободно? (предположения детей).
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю проверить, у всех ли нос хорошо и свободно дышит? Для этого выполним дыхательные упражнения. Чтобы легко дышалось, мы знаем с вами массаж для носа. (Дети делают массаж для носа)
Комплекс дыхательной гимнастики
Упражнение «Часики» : И. п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперед (вдох) – назад (выдох, произносить: «Тик-так».- 10-12 раз.
Упражнение «Трубач» : И. п. сидя на стуле, кисти рук сжаты в кулаки и подняты вверх перед ртом. Медленный выдох с громким произношением: «ф-ф-ф». – 4-5 раз.
Упражнение «Лыжник» : И. п. стоя, ноги полусогнуты и расставлены на ширине ступни. Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением: «м-м-м». – 1-2 раза.
Упражнение «Вырастем большими» : И. п. ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох с произнесением: «ух-х-х». – 5-6 раз.
Воспитатель: Как хорошо у вас получается, молодцы. Ребята, посмотрите, на втором пеньке лежит еще один лепесток. Давайте посмотрим, что там нарисовано.
Ребенок берет лепесток, на обратной стороне которого изображено ухо.
Воспитатель: Ребята, для чего нужны человеку уши? Как уши могут быть связаны с секретом здоровья? (ответы детей) Совершенно верно, если не беречь свои уши, то они могут заболеть. Что нужно делать для того, чтобы уши не болели и мы очень хорошо слышали? (ответы детей).
Воспитатель: А хотите, я открою вам секрет? Ведь наши уши помогают нам не только слышать и слушать, но и помогают всему нашему организму: на ушах расположено большое количество специальных точек.
Воспитатель показывает карточку с изображением уха с отмеченными на нем точками, отвечающими за работу определенных органов.
Если эти точки массажировать, то организм человека будет чувствовать себя хорошо, а человек будет внимательным, умным. Чтобы все это исполнилось, я предлагаю вам вместе со мной выполнить ушную гимнастику.
Комплекс ушной гимнастики.
Упражнение «Похлопаем ушками». Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. При этом ребенок должен ощущать хлопок.
Упражнение «Потянем ушки». Ребенок захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.
Упражнение «Покрутим козелком». Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди, захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течении 20-30с.
Упражнение «Погреем ушки». Ребенок прикладывает к ушам ладони и тщательно трет ими всю ушную раковину.
Дети расслабляются и слушают тишину.
Воспитатель: Ну, вот ребята у нас, сколько лепестков от нашего цветка здоровья? Сколько нам осталось найти?
Дети: У нас уже есть 4 лепестка, осталось найти три.
Заиграла музыка и на полянку вбегает гном Здоровячок.
Гном: Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Я - гном Здоровячок. Я слышал, что вы ищите лепестки от «цветочка здоровья». Это я вам задавал такие задания. Вы такие молодцы! Ребята, а что еще нужно делать, чтоб быть сильными и здоровыми :
Дети: Чтобы не болеть, нужно заниматься спортом, закаливаться, делать зарядку.
Гном: А давайте поиграем в игру. Она называется «Я начну, а ты продолжи!»
Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите. Хорошо?
Игра «Я начну, а ты продолжи!»
Здоровый человек – это тот, кто… (занимается спортом)
Мое здоровье… (мне помогает быть сильным)
Иногда я болею, потому что… (у меня слабый иммунитет)
Когда я болею, мне помогают… (витамины)
Когда у человека что-то болит, он… (идем к врачу)
Когда я думаю о своем здоровье, мне хочется делать (зарядку)
Гном Здоровячок : Молодцы, тогда давайте все вместе, сделаем зарядку.
Подвижная игра «Вперед четыре шага» (ИКТ)
Гном Здоровячок : Молодцы ребята, видно что вы каждый день делаете зарядку. Держите пятый лепесток.
- У меня, ребята, есть небольшая проблема, я постоянно путаюсь в режиме дня, научите меня, пожалуйста, правильно соблюдать режим дня по порядку.
Воспитатель: Поможем ребята гномику?
Дети: Конечно!
Дидактическая игра «Режим дня»
Дети делятся на две команды и подходят к столам. Детям предоставляются разрезные карточки режима дня, их нужно разложить в правильном порядке. Пока звучит музыка, дети собирают картинку, затем объясняют гномику по очереди последовательность режима дня.
Гном Здоровячок : Ой, спасибо ребята, теперь я точно ничего не перепутаю и все буду выполнять правильно. Держите, заслужили лепесток.
Воспитатель: Нам, ребята, осталось найти последний лепесток. Здоровячок, подскажи, пожалуйста, где его найти!
Гном Здоровячок : Идите по этой дорожке и найдете.
Воспитатель: Ребята пойдемте, может быть, найдем последний лепесток.
Желающий ребенок открывает лепесток, на обратной стороне которого изображены продукты питания.
Воспитатель: Что нарисовано на этом лепестке?
Дети: Еда, продукты, соки.
Воспитатель: Как назвать их, одним словом? Да, здесь нарисованы продукты питания. А как вы думаете, зачем человеку они нужны? (ответы детей). Может ли человек прожить без еды, питья? Почему? (предположения детей).
Воспитатель: Как вы считаете, вся ли еда полезна для организма? (ответы детей).
Воспитатель: Да, не вся еда полезна. В некоторых продуктах содержаться полезные вещества – витамины, а в некоторых – вредные вещества, которые вредят нашему организму. Какой человек будет здоровым : тот, который ест продукты, содержащие витамины, или тот, который ест вредную еду?
Дети: Тот, который ест продукты, содержащие витамины.
Рефлексия.
Воспитатель: Какие полезные продукты вы знаете? Ответы детей.
Воспитатель: А какие витамины в них содержаться? Ответы детей.
Воспитатель с детьми рассматривает картинку (ИКТ, на которой, изображены полезные продукты питания, обсуждает, какие полезные для организма человека витамины в них содержатся, и уточняет, для чего они необходимы.