Оксана Владимировна Матвеева
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Озеро в опасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование начал экологической культуры.
Вид детской деятельности : познавательно-исследовательская.
Интеграция областей:
• «Познавательное развитие»
• «Социально – коммуникативное развитие»;
• «Художественно - эстетическое развитие»;
• «Речевое развитие».
Задачи:
• закрепить в процессе игры знания детей о свойствах воды;
• расширять знания детей о воде; познакомить со способами очистки воды- фильтрованием;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы „Озеро в опасности“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• уточнить значение воды для всего живого(«Познавательное развитие»).
• Развивать речевую активность, обогащать словарь («Речевое развитие»).
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, желание помогать друг другу;
• воспитывать бережное отношение к окружающей среде («Социально – коммуникативное развитие»).
Методы и приемы:
• Практические
• Наглядные
• Словесные
Материал и оборудование.
Для опытов: пластиковые стаканы 16 шт., воронки 6 шт., вата, 2 больших стакана, воронка.
Игрушки: капелька и её подружки-2шт., рыбки, уточка, лягушки, растения.
Камни, сачки, фартуки, рюкзаки, бинт, зелёнка, вата, лист бумаги, карандаши, кубики.
Мусор- фантики, пробки, шарики и др.
Бассейн с водой, бумажные лилии, ручей из обоев, зигзагообразная дорожка.
Медали «Юные защитники природы».
Предварительная работа: чтение сказки Н. А. Рыжовой «Как люди речку обидели».
Знакомство со свойствами воды (текучесть, прозрачность, не имеет формы, без запаха и вкуса) через экспериментальную деятельность.
Изготовление коллективного панно «Кому нужна вода»
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты - мой друг.
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Улыбнёмся и гостям.
Здравствуйте, гости!
Поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла –
Только в садик я зашла
Ко мне Капелька пришла.
Плачет бедная, грустит,
А потом и говорит:
— У моих друзей беда!
Помогите, детвора!
В: Капелька! А кто твои друзья и что за беда с ними случилась?
К: У меня есть подружки: такие же капельки, как и я, они живут в озере, их обидели люди.
В: Дети, надо срочно нам идти
И озеро спасти.
Где находится оно, Капелька, скажи?
К: Вдоль ручья пойдёте и как раз придёте.
В: Надо нам друзей спасать и водичку выручать.
А кому нужна вода?
В: Все идём мы на подмогу,
Что же взять с собой в дорогу?
На столе лежат: фартуки, кубики, машинки, сачки, карандаши, мешки под мусор, альбомные листы, бинт, вата, зелёнка, рюкзаки.
В: Всё укладываем в рюкзак и в путь! Капелька, веди нас.
Друг за другом наш отряд-
Он идёт не на парад.
Дайте нам скорей дорогу
Все идём мы на подмогу,
Надо озеро найти
И быстрей его спасти.
В:Ой, что же тут случилось?
Д: Мусор в озере. В такой воде нельзя жить.
К: Плачут капельки не зря
В этом озере беда – очень грязная вода.
В: Сейчас попробую зачерпнуть воду из озера.
Воспитатель незаметно достаёт банку с мутной водой.
В: Вода действительно грязная. Что делать?
Д: Воду надо очистить.
В: Как можно очистить воду? (ответы детей)
В: Тут придётся нам поработать, наденем фартуки и засучим рукава.
Существует много способов очистки воды. Мы познакомимся с самым простым из них – фильтрованием. Для очистки воды беру ёмкость, вставляю воронку и делаю очистительное устройство – фильтр. Из чего можно сделать фильтр? Мы его сделаем из ваты и бинта. Вкладываю в воронку и наливаю грязную воду тонкой струйкой.
Хотите сами очистить воду? Всё необходимое стоит на столе. Не спешите. Наливайте воду тоненькой струйкой. Пока вода проходит через фильтр надо очистить озеро от крупного мусора. Чем воспользуемся?
В: Мы выловили сачками мусор, а куда теперь его денем?
К: Посмотрите, пока мусор убирали, вода профильтровалась (очистилась).
В: Рассмотрите воду в ваших стаканчиках. Какая она стала? Что вы видите на ватке?
В: С помощью чего мы очистили воду?
В: Что мы делали с водой?
В: Понюхайте воду. Что можете сказать?
В: Что ещё знаете о воде? Какой у воды вкус, цвет, а форма
В: А что это такое – вода?
В: Предлагаю вернуть чистую воду в озеро. Как это можно сделать?
В: Выливайте. Что делает вода?
В, обращаясь к Капельке: Капелька, теперь твои подружки, наверно, рады.
К: Что-то я их не вижу,
Кругом тихо и пустынно,
Чего-то не хватает.
В: Дети, чего не хватает?
В: Попрошу закрыть глаза.
Раз, два три, четыре, пять можно глазки открывать.
Воспитатель незаметно достаёт рыбок в банке, растения, лягушек, насекомых и предлагает заселить озеро.
В: А ещё я знаю один секрет: только в чистой воде могут жить и цвести кувшинки. Хотите проверить?
Воспитатель даёт каждому ребёнку бумажную кувшинку с закрытыми лепестками, дети опускают их в воду, кувшинки раскрываются.
В: Цветы распустились, значит вода чистая. Что мы делали, чтобы очистить воду?
В: А вот, Капелька, и твои подружки.
(Воспитатель достаёт двух маленьких капелек из озера.)
К: Спасибо, ребята, вы спасли от гибели воду и само озеро. Но как вам это удалось?
К: Вы такие молодцы, помогли моим друзьям.
Вода – это жизнь, её надо беречь.
В: Как мы с вами можем беречь воду?
К: У меня есть значок, который запрещает мусорить. Его можно показать другим детям, вашим друзьям.
В: Мы с Капелькой хотим услышать дружные ответы на наши вопросы:
Мы будем воду защищать? (Да.)
И если надо – очищать? (Да.)
Без воды нам не прожить? (Да.)
С нею надо нам дружить? (Да.)
Защищать, оберегать и в обиду не давать.
Радость всем и хвала,
Если будет чистой вода!
К: Всех детей благодарю, и медали вам дарю!
Медали с надписью «Юный защитник природы!».
Итог занятия:
-Ребята, что мы делали на занятии?
- О чем новом вы узнали?
Дети здороваются друг с другом и гостями.
Внимательно слушают воспитателя.
Дети отвечают, используя панно «Кому нужна вода».
Дети выбирают необходимые вещи и складывают их в рюкзаки.
Дети идут под слова.
Подходят к импровизированному
озеру.
Отвечают на вопросы,
Высказывают свои мнения (ответы детей).
Отвечают: у нас есть сачки.
Дети предлагают разные варианты (взять с собой, закопать в землю и др.)
Ответы детей:
Вода стала чистая, а на ватке грязь.
С помощью фильтра.
Фильтровали.
Она без запаха.
Вода не имеет формы, у неё нет вкуса и она бесцветная.
Вода-это жидкость.
Вылить.
Льётся, течёт.
Растений, рыб, насекомых.
Дети закрывают глаза.
Фильтровали.
Ответы детей.
Не рвать растения, не мусорить.
Дети делятся впечатлениями.
- Ответы детей Сформирован положительный настрой, к предстоящей деятельности.
Дети обсуждают, отвечают на вопросы.
Умеют слушать воспитателя.
Внимательно слушают, выполняют правильно упражнения, выражают положительные эмоции.
Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач
Акцентируется внимание на более эмоционально запомнившиеся моменты занят
Сформирован интерес к дальнейшим действиям.
Сформировано умение отвечать на вопросы полным ответом, высказывать свое мнение