КАТЕРИНА ЩЕРБИНИНА
НОД по познавательно-речевому развитию с детьми средней группы «Птичка-синичка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Уточнение и расширение словаря по теме зимующие птицы;
- развивать связную речь, мелкую моторику кистей рук; речевой слух;
- добиваться четкого произношения звуков в слогах и фразах;
- развивать мышление, внимание, память, творчество.
-воспитание доброжелательности, умения слушать товарища, воспитание бережного отношения к природе.
Материал:
Демонстрационный:
Публикация «НОД по познавательно-речевому развитию с детьми средней группы „Птичка-синичка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Синица, синичка
- Синички. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
• предметные картинки с изображением зимующих птиц, кормушка, игра – пособие «Кто где?», запись «Пение синицы», игрушка птичка, презентация «загадки о птицах», магнитная доска.
Раздаточный:
• геометрические фигуры в конвертах (по количеству детей).
Словарная работа:
Зимующие птицы - ворона, воробей, голубь, синица, снегирь, сорока.
Методические приемы.
• Игровые: сюрпризный момент (прилетела синичка)
• Наглядные: предметные картинки с изображением птиц, игрушка – синичка, презентация «Загадки о птицах».
• Словесные: вопросы, рассказ.
• Практические: геометрические фигуры, игра.
- пособие «Кто где?».
Ход занятия.
1. Организационный момент. Звучит музыка «пение синицы». В группе появляется голубой (облачко) гелиевый шарик, а к нему подвешена синичка.
В. : - Посмотрите, кто к нам прилетел?
Д. : - Птичка.
В. : - А что это за птица?
Д. : - Синичка.
В. : - Правильно, это синичка. Расскажите, каких ещё птиц можно увидеть в это время года, зимой?
Д. : - Ворона, воробей, голубь, синица, снегирь, сорока.
В. : - Эти птицы зимуют у нас и не улетают в теплые края. Таких птиц называют зимующими. (хоровые и индивидуальные повторения детей).
В. : - На улице зима, холодно, тяжело приходится птицам. Вот и эта синичка залетела к нам погреться.
В. : - Детки, давайте подумаем, а как можно ласково назвать синицу?
2. Упражнение «Назови ласково».
В. : - Синица?
Д. : - Синичка.
В. : - Клюв?
Д. : - Клювик.
В. : - Перо?
Д. : - Перышко.
В. : - Крыло?
Д. : - Крылышко.
В. : - Хвост?
Д. : -Хвостик.
В. : - Лапа?
Д. : -Лапка.
3. Упражнение «Кто как поёт?».
В. : - Замечательно, нашей синичке понравилось, как вы ласково о ней говорили. И она запела. (Звучит фонограмма – пение синицы).
В. : - Наша синичка поет – тинькает. Её песенка тинь-тинь-тинь.
В. :- А как кричит ворона?
Д. :–Кар-Кар-Кар. Она - каркает.
В. :- А воробей?
Д. :– Чик-Чирик. Он чирикает.
В. : - А голубь?
Д. : –Гр-Гр-Гр. Он воркует.
В. : - Мне понравилось, как вы справились с заданием.
4. Составление рассказа – описания о синице.
В. : – Ребята, наша птичка - синичка красивая птичка. И мне кажется, синичка красуется своим оперением.
В. : - Давайте посмотрим на неё.
Воспитатель выставляет картинку (это синичка).
В. : - Какого цвета у нее грудка? Начните отвечать со слов «у синички».
Д. : - У синички желтая грудка.
В. : - Какого цвета у нее головка, спинка и крылья? Начните отвечать со слов «у нее».
Д. : - У нее чёрная голова, спинка и крылья – серенькие.
В. : - Что она любит клевать? Начните отвечать со слов «она любит».
Д. : - Она любит клевать сало.
В. : - Вы очень хорошо ответили на мои вопросы. Посмотрите на схему и послушайте мой рассказ о синичке (рассказывает и показывает на схему).
В. : - Это синичка. У нее желтая грудка. Головка чёрная, спинка и крылышки – серенькие. Она любит клевать сало.
В. : - Попробуйте повторить мой рассказ. Сначала назовите птичку. Потом расскажите, какие у нее грудка, голова, спинка и крылья. В конце вспомните, что она любит клевать.
(Дети по очереди повторяют рассказ о синичке, воспитатель по необходимости помогает – показывает указкой на картинке то, о чем рассказать дальше).
В. : - Молодцы! Вы очень старались и у вас получились хорошие рассказы.
В. : - Сейчас мы с вами говорили, описывали птицу, которую видели. А теперь я вам предлагаю, загадки, а вы должны отгадать, о какой птице идёт речь?
5. Упражнение «Отгадай мою загадку» с использованием презентации (ИКТ).
Воспитатель загадывает загадку-описание о птицах, а дети отгадывают и проверяют ответ - картинку на компьютере.
В. : - Мне и синичке очень понравилось, как вы отгадывали загадки о птицах! И она вас приглашает поиграть в игру.
6. Физминутка. Игра «Превращение» (музыкально-физкультурная).
В. : - Наша синичка – веселая птичка, любит играть. Поиграем с ней.
В. : - «Вокруг себя вы повернитесь и в синичек превратитесь». Дети под легкую музыку повторяют движения воспитателя.
Прилетела птичка, птичка - невеличка, (летают, машут руками).
Все летала и летала – зернышки клевала (имитируют клевание зернышек).
Прилетела птичка, птичка - невеличка, (летают, машут руками).
Все летала и летала, на ветке села – отдыхала (присели, руки за спину).
Какие замечательные из вас получились птички!
«Вокруг себя вы повернитесь, снова в деток превратитесь».
Ну, вот, мы немного отдохнули. Синичка рада, что вы веселые, подвижные и любите играть, а ещё её интересует насколько вы внимательные?
7. Игра «Прилетели птицы».
В. : - Я сейчас буду называть только птиц, но если я вдруг ошибусь, то вы меня поправите. Итак, начинаем.
В. : - Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и вороны, дятлы, макароны. Воробьи, снегири, комары, совы и сороки.
Д. : -Мухи, макароны, комары – это не птицы.
В. : - Молодцы, вы очень внимательные.
В. : - Скажите, пожалуйста, а когда птицам хорошо, то, что они делают?
Д. : - Поют песенки, летают.
В. : - Правильно, а петь песни они куда садятся?
Д. : - На дерево, на веточку.
В. : - Прекрасно, а давайте поиграем в игру.
8. Упражнение «Куда села птичка?» (работа с предлогами)
В. : - Ой! Наша синичка вспорхнула и куда-то полетела! Пойдемте, посмотрим. (Дети идут за воспитателем к магнитному пособию). Дети берут изображение птицы на магните, «сажают» ее на поле и, называя птицу, отвечают, куда села птичка?
В. : - Куда прилетела птичка? Начни ответ со слов «синичка».
Д. : - Синичка прилетела на дерево.
В. : - Где теперь птичка? Куда перелетела птичка? (на ветке, около елки, на пенечке, под елкой).
9. «Составь птицу из геометрических фигур».
В. : - Ребята, что-то наша синичка загрустила, наверное, ей скучно без подружек-птичек. А давайте, все вместе поможем ей их встретить.
В. : - Наверное, вот эти красивые зимние конверты нам в этом помогут? Давайте посмотрим, что в них?
Д. : - Это фигуры.
В. : - А как же они нам могут помочь? Что можно из них построить?
Д. : -Можно из этих фигур собрать птицу.
В. : - Давайте сконструируем.
Дети собирают и называют птиц.
В. :- Замечательно, вы все собрали птиц!
В. : – Ребята, вспомните, как можно назвать птиц которые зимуют с нами.
Д. : - Зимующие.
Новая столовая. (3. Александрова)
Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед, будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели. (Прикрепить на кормушку птицу – синицу)
А во вторник — снегири, ярче утренней зари. (Прикрепить снегиря)
Три вороны были в среду. (Прикрепить ворону)
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев —
стая жадных воробьев. (Прикрепить воробья)
В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей, (Прикрепить голубя)
А в субботу на пирог налетели семь сорок. (Прикрепить сороку)
Ну, а в воскресение –
Дружное веселие. (Показать, что все птицы лакомятся у кормушки)
В. : - Что же кормушка наша так и будет стоять здесь, в группе?
Д. : - Нет, её надо повесить на дерево, когда пойдём на прогулку.
10. Окончание занятия. Звучит звукозапись «пение синицы».
В. : - Наша синичка совсем отогрелась, зовет нас на прогулку. А как вы думаете, о чем может просить нас синичка?
Д. : - Не забывать кормить птиц зимой!