Мария Чуварова
Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Зима-волшебница»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Название НОД «Зима-волшебница»
II. Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
III. Цель НОД: в занимательной, интересной форме расширить знания детей о зиме, вызвать интерес к эксперементированию.
IV. Программные задачи:
1. Речевое развитие :
- учить составлять описательный рассказ по мнемотаблице о зиме;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы „Зима-волшебница“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- учить употреблять прилагательные: пушистый, чистый, блестящий, холодный, легкий; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
- обогащать словарный запас по теме «Зима», активизировать словарь детей : сырой, чистый, холодный, влажный, ажурные, кружевные, хрустальные снежинки;
- дать понятие однокоренных слов;
- пополнять литературный багаж детей загадками, поговорками;
- развивать связную речь, фонематический слух, речевое внимание, логическое мышление.
2. Познавательное развитие :
- вызвать у детей интерес к эксперементированию, к опытам со снегом и льдом;
- закреплять умение определять свойства снега и льда, высказывать предложения и делать простейшие выводы;
- обобщать представление о зиме, называть характерные признаки.
3. Социально-коммуникативное развитие :
- развивать игровую деятельность детей;
- формировать у детей понимание необходимости соблюдать меры предосторожности при снегом и льдом.
4. Художественно-эстетическое развитие :
- учить детей пользоваться нетрадиционной техникой рисования «Рисование манкой»;
- приобщать детей к музыкальной культуре;
- воспитывать художественно-эстетический вкус.
5. Физическое развитие :
- формировать у детей потребность в двигательной активности.
V. Материал и оборудование:
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
- песня «Три белых коня» - полоски цветной бумаги (синяя, красная)
- одноразовые стаканчики для опытов со снегом и льдом - одноразовые стаканчики для опытов со снегом и льдом, ложка
- снежки для игры, корзина - манка для рисования
- эмблемы «льдинки», «снежинки» - клей ПВА
- набор картинок с однокоренными словами - кисти для клея
- буквы из бумаги, квадраты красные, синие, зеленые - влажные салфетки
- фишки
- коллективная работа детей «Лес»
VI. Предварительная работа с детьми:
- беседа о зиме и ее приметах,
- чтение художественных произведений: А. Пластов «Первый снег», В. Одоевский «Мороз Иванович», А Пушкин «Зима! Крестьянин торжествуя…»;
- разгадывание загадок о зиме;
- разучивание пословиц и поговорок о зиме;
- рассматривание иллюстраций и презентаций о зиме;
- наблюдение на прогулках за погодой, погодными изменениями, рассматривание снежинок;
- коллективное рисование леса.
VII. Ход НОД:
Звучит песня «Три белых коня». Входит девочка с куклой негретенком в руках и озвучивает ее. (Дети сидят на стульчиках).
ЛУ: - Ой, как холодно. Куда я попала?
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ты находишься у ребят в детском саду. А как тебя зовут, девочка?
ЛУ: -Меня зовут Лу. Я живу в Африке и у нас очень жарко. Я загадала желание очутится там, где холодно. Закрыла глаза и вот я здесь. Привезла меня к вам тройка быстрых белых коней.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Лу, ты оказалась в России, сейчас у нас зима. И кони эти не простые, и имена у них необычные. Ребята, о каких лошадях поется в песне, какие у них имена?
ДЕТИ: - Декабрь, Январь, Февраль. Это зимние месяцы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Правильно ребята – это три зимних месяца. У нас каждое время года состоит из трех месяцев. Как называется первый зимний месяц? Второй зимний месяц? Третий зимний месяц? (Полные ответы детей).
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Лу, как ты думаешь, без чего не бывает зимы? Отгадай загадку: одеяло белое не руками сделано. Не ткалось и не кроилось – с неба на землю свалилось.
ЛУ: - Не знаю. Ребята, помогите мне. (Ответы детей). А что такое снег?
ДЕТИ: - Снег – это замершие кристалики воды. (Воспитатель вносит емкость со снегом. Приглашает детей пройти к столам. Каждый ребенок берет по стакану со снегом).
ЛУ: - Интересно, что будет со снегом, если его взять в руки?
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Это мы сейчас вместе с тобой проверим. Ребята, возьмите ложкой немного снега и положите его к себе на ладошку и понаблюдайте. (Пока снег тает воспитатель беседует с детьми).
- Ребята, расскажите какой снег? Какой он на ощупь? (Холодный, мягкий). Какой он по весу? (Легкий).
- Когда снег бывает пушистый, сухой, легко рассыпается? (Такой снег бывает в морозную погоду,
- А почему в сильный мороз снег скрипит под ногами? (Потому, что ломаются под ногами лучики снежинок).
- В какую погоду снег бывает липкий, тяжелый, влажный, сырой? (Во время оттепели).
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, пока мы рассказывали нашей гостье о снеге, что же с ним произошло?
ДЕТИ: - Снег растаял и превратился в воду.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Почему это произошло?
ДЕТИ: - Снег тает от тепла, а ладошка теплая, поэтому снег и растаял.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, а ваша ладошка осталась такой же теплой, как и прежде?
ДЕТИ: - Она стала холодной.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Вот почему нельзя долго держать снег в руках без варежек, чтобы не было переохлождения и вы не заболели.
- Ребята, после игры со снегом необходимо всегда мыть руки. Вы знаете почему?
ДЕТИ: - Снег грязный.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Предлагаю протереть руки влажными салфетками, чтобы продолжить наше занятие. (Дети протирают руки влажными салфетками и складывают их на поднос).
- Вот видите, ребята, снег может быть разным: белым, пушистым, влажным, липким, сухим, липким… И как много слов можно сказать о снеге.
- А сейчас предлагаю отдохнуть:
За окном у нас зима – (разводят руки в стороны)
Стали белыми дома. – (складывают руки над головой в виде крыши)
Снег на улице идет, – (поднимают и опускают медленно руки)
Дворник улицы метет. – (покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо)
Мы катаемся на санках, – (приседают, руки вытягивают перед собой)
Пишем на катке круги. – (убирают руки за спину, поворачиваются кругом)
Ловко бегаем на лыжах, – (выполняют движение руками, как при ходьбе на лыжах)
И играем мы в снежки. – (имитируют метание).
ЛУ: - Мой друг загадал мне тоже загадку и я ее не отгадала. Ребята, вы мне поможете?
Зимнее стекло – весною потекло (Лед).
- Я никогда не видела льда. (Воспитатель вносит снег и лед)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, а вы знаете из чего образуется лед? (Из замерзшей воды)
- А чем лед отличается от снега?
ДЕТИ: - Лед твердый, а снег рассыпчатый.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Предлагаю узнать еще одно отличие. Какого цвета снег? (Белого). Положите полоски красного и синего цвета под снег. Изменил ли снег цвет? (Нет). Возьмите синюю полоску бумаги и положите под лед. Какого цвета стал лед? Уберите синюю полоску, положите красную. Какого цвета стал лед?
- Какой можно сделать вывод? Цвет льда меняется в зависимости от того, какого цвета бумага помещена под кусочек льда. Лед имеет свой цвет? – Лед своего цвета не имеет. Он бесцветный. Повторите, какой лед?
ЛУ: - А интересно, что быстрее тает – снег или лед?
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, давайте вместе с Лу сейчас проверим. Опустите в стаканчик с водой кусочек льда и ложечку снега. Что мы видим? (Лед и снег плавают в воде). А почему это происходит? (Лед и снег легче воды).
ЛУ: - Ребята, а как вы играете зимой?
(Катаемся на санках, на лыжах, коньках, строим снежные крепости, лепим снеговиков, играем в снежки)
- Предлагаю вам поиграть в снежки «Перекинь снежки на поле соперника».
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, давайте вернемся к столам и посмотрим, что произошло со снегом и льдом. Что вы видите в своих стаканчиках? Что быстрее растаяло? (Снег и лед растаяли, снег растаял быстрее, а несколько льдинок еще плавают на поверхности воды).
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, а как вы думаете, вода в стаканчиках после того, как мы опустили лед, осталась прежней температуры? (Дети предлагают ответы).
- Давайте проверим. Опустите указательный пальчик в стакан безо льда, а теперь в стакан, где был лед. Что вы почувствовали? (Где был лед вода холоднее). Какой можно сделать вывод? (Лед охлаждает воду). А ведь это свойство – охлаждать жидкость люди используют в быту. Как вы думаете как? (Можно кусочками льда охлаждать сок, чай, кофе).
ЛУ: - Мне у вас очень понравилось, я много узнала о зиме, льде, снеге.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Оставайся с нами дальше на занятии дети еще много интересного тебе расскажут о зиме.
- Ребята, посмотрите на таблицу, но таблица не простая, это таблица помощница, такие таблицы нам помогают заучивать стихи, составлять рассказы. Вот послушайте мой рассказ:
- Пришла зима и накрыла землю белым одеялом. Идет снег, дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метель, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще лепить снеговика, строить крепость, играть в снежки. Мы очень любим зиму!
- Интересный рассказ про зиму я составила? А теперь попрошу вас ответить на вопросы.
- Кто пришел к нам в гости? Чем зима накрыла землю? Какие подарки принесла зима?
Для чего нужны людям эти подарки? Предлагаю еще раз послушаем мой рассказ.
- А теперь попробуйте вы, используя таблицу – помощницу, составить рассказ (3-4 рассказа детей).
ВОСПИТАТЕЛЬ: - А сейчас предлагаю поиграть в игру «Зимушка-зима». Предлагаю встать и разделиться на две команды, я буду задавать вопросы по теме зима, а вы быстро отвечайте.
ЛЬДИНКА СНЕЖИНКА
1. Как мы можем назвать зиму? Какая она? (белая, пушистая, морозная, волшебная)1. Назавите характерные признаки зимы? (идет снег, на улице холодно, люди одеты в теплую одежду и т. д)
2. Какой месяц год кончает, а зиму начинает? (Декабрь)
2. О каком зимнем месяце говорят: году-начало, зиме-середина? (Январь)
3. Вы видели снежинки? Расскажите какие они? (ажурные, серебристые, пушистые, легкие, узорчатые, холодные и т. д.)
3. С чем вы могли бы сравнить снежинки? (Белые, как сахар, легкие будто пух, ажурные словно кружево)
4. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать при играх со льдом?
4. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать при играх со снегом?
- Молодцы, отлично справились с моими вопросами.
- А сейчас предлагаю украсить нашу коллективную работу «лес», нарисованную на предыдущем занятии снегом и сугробами манкой. Проклейте тот участок, который вы хотите украсить снегом клеем, и насыпьте на него манку.
- Вот теперь у нас получился настоящий зимний лес.
- С девочкой ЛУ мы прощаемся ей пора возвращать к себе в Африку, где она расскажет своим друзьям о зиме.
- Вам понравилось наше занятие? Что мы сегодня делали? Во что играли? Что вам понравилось больше всего и почему? Какие задания у вас вызвали затруднения? Молодцы. Вы показали отличные знания о зиме, были внимательными и активными.