Получи документы

Конспект НОД по познавательному развитию и экологии для детей старшего дошкольного возраста «Приключения капельки воды»

Полина Андреенко
Конспект НОД по познавательному развитию и экологии для детей старшего дошкольного возраста «Приключения капельки воды»

Цель: закрепление полученных детьми знаний о свойствах воды, применении ее в быту, круговороте воды в природе как физического явления.

Задачи:

1. Повторить ранее изученные свойства воды.

2. Уточнить нахождение воды в окружающем мире, ее значение для всего живого.

3. Развивать навыки работы в группе.

4. Воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа:

1. Подбор соответствующего художественного материала.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию и экологии для детей старшего дошкольного возраста „Приключения капельки воды“» размещена в разделах

2. Создание картотеки стихов, опытов и их проведение.

3. Рассматривание с детьми научно-познавательных изданий (карты, схемы, иллюстрации, фотографии, плакаты).

4. Подобрано и изготовлено необходимое количество настольно-печатных и дидактических игр.

5. Разучивание различных подвижных, пальчиковых игр.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

Для того чтобы узнать, о чём сегодня пойдёт речь на нашем занятии отгадайте загадку:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос села клякса,

Кто тогда нам первый друг.

Снимет грязь с лица и рук

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтобы росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтобы варились кисели

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без ….(воды).

Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о воде.

В природе много чудес: солнце, воздух, но самое интересное чудо природы - это вода. Ведь только на земле есть вода.

Именно вода её сделала зелёной и обитаемой.

БЕСЕДА:

- Для чего нужна вода?

- Давайте рассмотрим с вами глобус, это модель Земли.

- Какого цвета на глобусе больше?

- Покажите всё, что выделено этим цветом.

РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ.

На земном шаре воды больше, чем суши и она изображается голубым цветом. Найдите океаны и моря. Необозримы их просторы. А главное, вода в них не такая, как в реках. В реках, озёрах, вода без вкуса (если она чистая). Она называется пресной. В морях и океанах вода солёная.

Кажется, что воды на Земле много – вон сколько голубого цвета на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало.

Какую воду мы пьём? (солёную или пресную)

Человек не может пить солёную воду, а её-то как раз на Земле намного больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду.

Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды всего 3 дня.

Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например, берём из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную, и она загрязняет водоёмы. Значит, воду надо беречь!

Воспитатель: Ребята, слышите, вода капает? Что это может быть?

(предполагаемые ответы детей)

В группу входит Капелька воды.

Капелька: Ой, куда я попала?

Дети: В детский сад.

Капелька: Здравствуйте дети. Позвольте представиться: я – дочка воды – Капелька.

Воспитатель: Хорошо, что ты к нам пришла. Мы сегодня как раз о воде говорим. Может, и ты нам что-нибудь интересное расскажешь.

Капелька: А я маленькая еще, ничего не знаю…

Воспитатель: Ну тогда не расстраивайся: наши ребята помогут тебе. Правда, ребята? Давайте мы сейчас расскажем Капельке все, что знаем о воде.

- Где же Капелька может встретить своих сестричек и свою маму-воду?

Дети: В море, в речке, в луже, в ручейке.

Воспитатель: Правильно. Вода в реке – как назвать ее по-другому? (Речная). Вода в море? – (морская).

Вода в роднике? – (родниковая).

- А зимой может Капелька найти свою семью?

Дети: Да, снег, сосульки, лед.

Воспитатель: А разве воду мы можем встретить только на улице, в природе? Где еще можно встретить воду? (вода в кране, в отоплении, в пожарной машине, в магазинах, в бассейне)

- Вода, которую мы пьем – это ПИТЬЕВАЯ вода. Какой она должна быть? (чистой)

Воспитатель: Вот, Капелька, какая у тебя большая семья. Ты можешь встретиться с ней повсюду.

Вода-вода, кругом вода.

И без нее нам никуда.

Цветы полить,

И просто так ее попить.

Мы открываем кран с водой

И наливаем в чайник свой.

Вода кипит, вода шипит,

И скоро чаем угостит.

И в вашей группе вода есть –

Ее капелек не счесть.

Сейчас по группе мы пойдем

И много капелек найдем. (Голубева В. А.)

Капелька: Так для чего же вода необходима? Вы знаете?

Дети: (предположительные ответы детей) Плыть по воде, для мытья посуды, для стирки белья, для умывания, для полива растений, для утоления жажды, для приготовления пищи.

Капелька: Значит и я нужна людям! Ребята, нужна я вам? А в садике у вас есть такие капельки, как Я? Очень мне интересно!

Дети: Ответы детей.

Капелька:

Покажите, расскажите,

Где у Вас в саду вода

Если будет такова! (Голубева В. А.)

Дети: Давайте мы Вам покажем и обо всём расскажем.

Капелька: Хорошо! А я вам подарю вот этот кувшинчик (силуэт вырезан из картона). Вы будете прикреплять на него наши символические капельки, которые найдём в группе.

Посмотрим, сколько их у нас наберётся. (Капелька вместе с детьми подходит к обозначенным картинками местам в помещении, где помощник воспитателя моет посуду, где установлен питьевой режим).(Обозначения раковины, титана, чайника).

1-ый ребёнок читает стихотворение.

В этом помещении

Чистота, уют,

До блеска посуда

Вымыта и тут,

Кто же потрудился

До блеска намыть,

Наша няня группы

И капельки воды. (Голубева В. А.)

Капелька: Сколько капелек вы обнаружили? Давайте их соберём и приклеим на кувшинчик. Дети: (предположительные ответы детей)

1 капелька - течёт вода из крана, 1 капелька - вода находится в титане, 1 капелька- вода находится в чайнике с кипячёной водой.

Капелька: Молодцы! 3 капельки нашли.

Дети: Пойдёмте дальше.

Капелька: Куда? (Дети приглашают Капельке подойти к входу в умывальную комнату, где находят обозначения раковины, титана, унитаза).

Воспитатель:

Ребята, а вы любите умываться по утрам

и вечерам?

Покажите мне, как вы умываетесь?

Буль-буль-буль

Журчит водица,

Все ребята любят мыться.

Руки с мылом мы помыли,

Нос и щёки не забыли,

Не ленились вымыть уши,

После вытерлись посуше.

Мы помылись, как большие.

Вот мы чистые какие.

2 -ой ребёнок читает стих:

Вот умывальник

Здесь всегда

Из крана к нам течёт вода.

Мы моем руки дочиста.

Воду набираем

Растения поливаем. (Голубева В. А.)

Капелька: А здесь сколько капелек вы обнаружили? Давайте опять соберём и приклеим их на наш кувшинчик.

Дети: (предположительные ответы детей)

1капелька- вода для мытья рук (в раковине, 1 капелька- вода в туалете, 1 капелька- вода в титане. Дети к кувшинчику прикрепляют найденные символические капельки.

Капелька: Молодцы ребятки, уже столько много капелек обнаружили! А ещё где у вас живут мои капельки- сестрёнки?

Воспитатель: Что ещё не может обойтись в вашей группе без воды? Без наших капелек?

Дети: (предположительные ответы детей) Комнатные растения.

Подходят к ним. Видят обозначение лейки.

Капелька: Значит и здесь есть капельки воды?

Ребята, а как определить какие комнатные растения надо поливать, а какие не надо?

Дети: (Ответы детей) Например, надо потрогать землю (почву).

Дети определяют, какие растения надо поливать. Поливают.

3-ий ребёнок - читает стихотворение «Фиалка».

Рано-рано по утру,

Лейку новую беру,

Мне воды не жалко,

Пей моя фиалка. (Нищева Н.)

Капелька: А теперь поставьте в наши политые растения, вот эти значки (улыбающиеся цветочки, означающие, что растения рады. И возьмите капельку на кувшинчик.

Капелька: Посмотрите, сколько мы много собрали капелек в наш кувшинчик, значит, воды в нашей жизни используется много.

Ребята, слышите, там какие-то звуки. Пойдёмте, послушаем, (включается магнитофон) Дети проходят в центр группы и садятся на стульчки. Слушают запись звуков воды разных водоёмов.

Капелька: Что вы слышали?

Дети: (предположительные ответы детей) Течёт река.

Капелька: А что ещё вода делает?

Дети: (предположительные ответы детей) Журчит, бежит, бурлит, льётся, плещется.

Капелька: Ребятки, а из чего появляется река?

Дети: Из ручейка.

Капелька: А ручеёк?

Дети: Из родничка.

Воспитатель: А давайте с вами поиграем в игру.

Проводится игра- модель «Родничок, ручеёк, речка, море, океан».

Объясняет правила игры. Воспитатель спрашивает: кто будет родничком?

Дети: один из детей - Я.

Ребёнок читает стихотворение про родник.

Родничок из-под земли

К нам пробился, посмотри,

Это чистая водица,

Из неё ручей родится. (Тюняев А.)

Ребёнок берёт модель родничка и прикрепляет его к ковролину.

Воспитатель: Кто хочет быть ручейком?

Дети: один из детей - Я буду ручейком. Читает стих про ручеёк.

Ручеёк в лесу журчит,

И по камешкам стучит

Он бежит к большой реке,

Что течёт невдалеке. (Тюняев А.)

Прикрепляет модель ручейка и садится.

Воспитатель: Кто будет рекой?

Дети: один из детей - Я буду рекой. Читает стих.

Речка водная дорожка,

Будь поласковей немножко,

Я не испугаюсь

Вдоволь накупаюсь. (Тюняев А.)

Воспитатель: А кто хочет быть морем?

Дети: один из детей - Я буду морем. Читает стих.

Папа мне сказал, что вскоре

Мы отправимся на море,

Ласты мне дадут и маску,

Посмотрю морскую сказку. (Тюняев А.)

Воспитатель: А кто у нас будет океаном?

Дети: один из детей - Я буду. Читает стих.

Нам знакомый капитан

Рассказал про океан.

На огромной глубине,

Тайны прячутся на дне.

Капелька: Молодцы. Знаете, как рождается ручеёк, речка, море, океан. А можно ли пить из рек, морей, ручейков воду?

Дети: (предположительные ответы детей) Нет, нельзя, потому, что она грязная.

Капелька: А что надо делать, что бы вода в водоёме не загрязнялась?

Дети: называют предположительные ответы и прикрепляют картинки с причинами загрязнения воды на ковролин.

-Не мыть машины у рек и озёр.

-Не оставлять мусор на природе после отдыха.

-Не сливать в реки грязную воду.

Капелька: А как же получается, что в водопроводных трубах течёт чистая вода?

Дети: (предположительные ответы детей) Она проходит очистку через очистительные сооружения.

Воспитатель: Мы с вами читали и рассматривали книги об очистке воды, теперь давайте попробуем сами очистить ее. Вот наша загрязнённая водичка.

Что для этого нужно? Кто нам расскажет?

Дети: проводится опыт по очистке воды:

надо взять чистый стакан, воронку, сито, бумажный фильтр, марлю. Сначала очищаем через сито - практически неочищенная, через марлю - стало чище, через бумажный фильтр- чистая.

Капелька: Посмотрите, какая у нас чистая стала вода.

Что мы про неё можем сказать?

Дети: (называют предположительные ответы)

-Вода стала чистая, прозрачная.

Капелька: Здорово! Теперь я знаю, что вода прозрачная. А какие еще свойства у воды?

Воспитатель: Вспомните опыты, которые вы проводили. Скажите, какие

свойства воды вы знаете?

Дети: (называют предположительные ответы)

-Не имеет вкуса, запаха,

-не имеет формы, а принимает форму того предмета, в котором находится, - переливается,

-журчит,

-растворяет одни вещества и не растворяет другие, - бывает тёплой, холодной, горячей.

-жидкая и может течь,

-вода превращается в пар, пар - это тоже вода.

Капелька: А во что ещё может превращаться вода, когда на улице холодно?

Дети: (предположительные ответы детей) В снег, в лёд, в иней, в град.

Капелька: Молодцы. Вот сколько всего я узнала о воде!

Ребята, а что происходит с лужами после дождя? И почему почва, песок были мокрыми и через некоторое время стали сухими, рассыпчатыми? Что же это за явление? Что произошло с водой?

Дети: (называют предположительные ответы) Круговорот воды в природе, вода испарилась.

Воспитатель: Правильно, вода всегда движется. А как это получается? Кто расскажет?

Дети: Рассказ и показ ребёнка (по схеме)

Капелька: А давайте с вами поиграем и изобразим то, что рассказал (имя ребёнка, изобразим круговорот воды в природе.

Подвижная игра «Круговорот воды в природе»

Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Представьте, что мы с вами большая лужа. Внимательно слушайте и выполняйте движения.

Лужа может быть разной формы: овальной, круглой (изобразить, взявшись за руки). Вот нашу лужу стало пригревать солнышко. (Присесть). И начало нагревать лужу (вставать, поднимая руки вверх). Вода начала нагреваться и мельчайшие пары стали подниматься вверх, им стало тепло и они разлетелись в разные стороны. (Дети, разбегаются по группе, руки держат в стороны). Но летя вверх, всё выше и выше им становилось холодно, капельки стали соединяться и из них стали образовываться облака. (Соединяются в одну или несколько тучек) Капелек накопилось так много, что облака стали тёмными, тяжёлыми. Они разорвались и пролились на землю дождем. (Как стояли в группах, так и присели).

Капелька: Вот и заканчивается наше путешествие. Вы мне рассказали, что вода нужна всем. Рассказали, что растения, животные, люди без неё жить не могут. Теперь я знаю свойства воды.

Воспитатель:

Да, дети, вода нужна всем: и животным, и людям, и растениям.

А скажите мне, пожалуйста, как нужно обращаться с водой, чтобы она не исчезла, а всегда была с нами? (ответы детей).

Капелька: Ребята, берегите, охраняйте воду!

Закрывайте крепче кран,

Чтоб не вытек океан.

Бережливым будь с водой

Хорошенько кран закрой!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Лесной совет» Задачи: 1. Расширение образного представления на основе восприятия изменений, происходящих в жизни птиц с приходом зимы; формирования умения.

Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию «Наша армия сильна» для детей старшего дошкольного возраста Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Наша армия сильна» для детей старшего.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Звёзды-сёстры Солнца» Тема: «Звёзды – сёстры Солнца». Цель: Расширить кругозор детей, представления о Вселенной, дать понятие, что такое звёзды, вызвать интерес.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о весне?» Цель: закрепление знаний детей о времени года - весна, основных ее признаках. Задачи. 1. Формировать представления детей о характерных признаках.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «В поисках Тишки»Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «В поисках Тишки» Конспект НОД по познавательному развитию На тему: «В поисках Тишки» Для детей старшего дошкольного возраста Разработала воспитатель МА.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Защитники Кубани» Цели: Воспитание гражданско-патриотического сознания и развития духовно-нравственного потенциала. Задачи: 1. Познакомить детей с историей.

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Скоро в школу!» .

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Новые приключения Колобка» Цель: развитие познавательной сферы детей. Задачи: - развитие внимания и наблюдательности; - развитие зрительной памяти; - совершенствование.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Эти разные профессии» Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Эти разные профессии» Программное содержание:.

Конспект НОД по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Основные свойства воды» Задачи: 1. Познакомить дошкольников с основными свойствами воды. 2. Воспитывать бережное отношение к воде. 3. Развивать наблюдательность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию и экологии для детей старшего дошкольного возраста «Приключения капельки воды»
Опубликовано: 4 октября 2016 в 16:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД