Полина Андреенко
Конспект НОД по познавательному развитию и экологии для детей старшего дошкольного возраста «Приключения капельки воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление полученных детьми знаний о свойствах воды, применении ее в быту, круговороте воды в природе как физического явления.
Задачи:
1. Повторить ранее изученные свойства воды.
2. Уточнить нахождение воды в окружающем мире, ее значение для всего живого.
3. Развивать навыки работы в группе.
4. Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
1. Подбор соответствующего художественного материала.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию и экологии для детей старшего дошкольного возраста „Приключения капельки воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Создание картотеки стихов, опытов и их проведение.
3. Рассматривание с детьми научно-познавательных изданий (карты, схемы, иллюстрации, фотографии, плакаты).
4. Подобрано и изготовлено необходимое количество настольно-печатных и дидактических игр.
5. Разучивание различных подвижных, пальчиковых игр.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
Для того чтобы узнать, о чём сегодня пойдёт речь на нашем занятии отгадайте загадку:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос села клякса,
Кто тогда нам первый друг.
Снимет грязь с лица и рук
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтобы росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтобы варились кисели
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без ….(воды).
Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о воде.
В природе много чудес: солнце, воздух, но самое интересное чудо природы - это вода. Ведь только на земле есть вода.
Именно вода её сделала зелёной и обитаемой.
БЕСЕДА:
- Для чего нужна вода?
- Давайте рассмотрим с вами глобус, это модель Земли.
- Какого цвета на глобусе больше?
- Покажите всё, что выделено этим цветом.
РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ.
На земном шаре воды больше, чем суши и она изображается голубым цветом. Найдите океаны и моря. Необозримы их просторы. А главное, вода в них не такая, как в реках. В реках, озёрах, вода без вкуса (если она чистая). Она называется пресной. В морях и океанах вода солёная.
Кажется, что воды на Земле много – вон сколько голубого цвета на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало.
Какую воду мы пьём? (солёную или пресную)
Человек не может пить солёную воду, а её-то как раз на Земле намного больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду.
Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды всего 3 дня.
Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например, берём из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную, и она загрязняет водоёмы. Значит, воду надо беречь!
Воспитатель: Ребята, слышите, вода капает? Что это может быть?
(предполагаемые ответы детей)
В группу входит Капелька воды.
Капелька: Ой, куда я попала?
Дети: В детский сад.
Капелька: Здравствуйте дети. Позвольте представиться: я – дочка воды – Капелька.
Воспитатель: Хорошо, что ты к нам пришла. Мы сегодня как раз о воде говорим. Может, и ты нам что-нибудь интересное расскажешь.
Капелька: А я маленькая еще, ничего не знаю…
Воспитатель: Ну тогда не расстраивайся: наши ребята помогут тебе. Правда, ребята? Давайте мы сейчас расскажем Капельке все, что знаем о воде.
- Где же Капелька может встретить своих сестричек и свою маму-воду?
Дети: В море, в речке, в луже, в ручейке.
Воспитатель: Правильно. Вода в реке – как назвать ее по-другому? (Речная). Вода в море? – (морская).
Вода в роднике? – (родниковая).
- А зимой может Капелька найти свою семью?
Дети: Да, снег, сосульки, лед.
Воспитатель: А разве воду мы можем встретить только на улице, в природе? Где еще можно встретить воду? (вода в кране, в отоплении, в пожарной машине, в магазинах, в бассейне)
- Вода, которую мы пьем – это ПИТЬЕВАЯ вода. Какой она должна быть? (чистой)
Воспитатель: Вот, Капелька, какая у тебя большая семья. Ты можешь встретиться с ней повсюду.
Вода-вода, кругом вода.
И без нее нам никуда.
Цветы полить,
И просто так ее попить.
Мы открываем кран с водой
И наливаем в чайник свой.
Вода кипит, вода шипит,
И скоро чаем угостит.
И в вашей группе вода есть –
Ее капелек не счесть.
Сейчас по группе мы пойдем
И много капелек найдем. (Голубева В. А.)
Капелька: Так для чего же вода необходима? Вы знаете?
Дети: (предположительные ответы детей) Плыть по воде, для мытья посуды, для стирки белья, для умывания, для полива растений, для утоления жажды, для приготовления пищи.
Капелька: Значит и я нужна людям! Ребята, нужна я вам? А в садике у вас есть такие капельки, как Я? Очень мне интересно!
Дети: Ответы детей.
Капелька:
Покажите, расскажите,
Где у Вас в саду вода
Если будет такова! (Голубева В. А.)
Дети: Давайте мы Вам покажем и обо всём расскажем.
Капелька: Хорошо! А я вам подарю вот этот кувшинчик (силуэт вырезан из картона). Вы будете прикреплять на него наши символические капельки, которые найдём в группе.
Посмотрим, сколько их у нас наберётся. (Капелька вместе с детьми подходит к обозначенным картинками местам в помещении, где помощник воспитателя моет посуду, где установлен питьевой режим).(Обозначения раковины, титана, чайника).
1-ый ребёнок читает стихотворение.
В этом помещении
Чистота, уют,
До блеска посуда
Вымыта и тут,
Кто же потрудился
До блеска намыть,
Наша няня группы
И капельки воды. (Голубева В. А.)
Капелька: Сколько капелек вы обнаружили? Давайте их соберём и приклеим на кувшинчик. Дети: (предположительные ответы детей)
1 капелька - течёт вода из крана, 1 капелька - вода находится в титане, 1 капелька- вода находится в чайнике с кипячёной водой.
Капелька: Молодцы! 3 капельки нашли.
Дети: Пойдёмте дальше.
Капелька: Куда? (Дети приглашают Капельке подойти к входу в умывальную комнату, где находят обозначения раковины, титана, унитаза).
Воспитатель:
Ребята, а вы любите умываться по утрам
и вечерам?
Покажите мне, как вы умываетесь?
Буль-буль-буль
Журчит водица,
Все ребята любят мыться.
Руки с мылом мы помыли,
Нос и щёки не забыли,
Не ленились вымыть уши,
После вытерлись посуше.
Мы помылись, как большие.
Вот мы чистые какие.
2 -ой ребёнок читает стих:
Вот умывальник
Здесь всегда
Из крана к нам течёт вода.
Мы моем руки дочиста.
Воду набираем
Растения поливаем. (Голубева В. А.)
Капелька: А здесь сколько капелек вы обнаружили? Давайте опять соберём и приклеим их на наш кувшинчик.
Дети: (предположительные ответы детей)
1капелька- вода для мытья рук (в раковине, 1 капелька- вода в туалете, 1 капелька- вода в титане. Дети к кувшинчику прикрепляют найденные символические капельки.
Капелька: Молодцы ребятки, уже столько много капелек обнаружили! А ещё где у вас живут мои капельки- сестрёнки?
Воспитатель: Что ещё не может обойтись в вашей группе без воды? Без наших капелек?
Дети: (предположительные ответы детей) Комнатные растения.
Подходят к ним. Видят обозначение лейки.
Капелька: Значит и здесь есть капельки воды?
Ребята, а как определить какие комнатные растения надо поливать, а какие не надо?
Дети: (Ответы детей) Например, надо потрогать землю (почву).
Дети определяют, какие растения надо поливать. Поливают.
3-ий ребёнок - читает стихотворение «Фиалка».
Рано-рано по утру,
Лейку новую беру,
Мне воды не жалко,
Пей моя фиалка. (Нищева Н.)
Капелька: А теперь поставьте в наши политые растения, вот эти значки (улыбающиеся цветочки, означающие, что растения рады. И возьмите капельку на кувшинчик.
Капелька: Посмотрите, сколько мы много собрали капелек в наш кувшинчик, значит, воды в нашей жизни используется много.
Ребята, слышите, там какие-то звуки. Пойдёмте, послушаем, (включается магнитофон) Дети проходят в центр группы и садятся на стульчки. Слушают запись звуков воды разных водоёмов.
Капелька: Что вы слышали?
Дети: (предположительные ответы детей) Течёт река.
Капелька: А что ещё вода делает?
Дети: (предположительные ответы детей) Журчит, бежит, бурлит, льётся, плещется.
Капелька: Ребятки, а из чего появляется река?
Дети: Из ручейка.
Капелька: А ручеёк?
Дети: Из родничка.
Воспитатель: А давайте с вами поиграем в игру.
Проводится игра- модель «Родничок, ручеёк, речка, море, океан».
Объясняет правила игры. Воспитатель спрашивает: кто будет родничком?
Дети: один из детей - Я.
Ребёнок читает стихотворение про родник.
Родничок из-под земли
К нам пробился, посмотри,
Это чистая водица,
Из неё ручей родится. (Тюняев А.)
Ребёнок берёт модель родничка и прикрепляет его к ковролину.
Воспитатель: Кто хочет быть ручейком?
Дети: один из детей - Я буду ручейком. Читает стих про ручеёк.
Ручеёк в лесу журчит,
И по камешкам стучит
Он бежит к большой реке,
Что течёт невдалеке. (Тюняев А.)
Прикрепляет модель ручейка и садится.
Воспитатель: Кто будет рекой?
Дети: один из детей - Я буду рекой. Читает стих.
Речка водная дорожка,
Будь поласковей немножко,
Я не испугаюсь
Вдоволь накупаюсь. (Тюняев А.)
Воспитатель: А кто хочет быть морем?
Дети: один из детей - Я буду морем. Читает стих.
Папа мне сказал, что вскоре
Мы отправимся на море,
Ласты мне дадут и маску,
Посмотрю морскую сказку. (Тюняев А.)
Воспитатель: А кто у нас будет океаном?
Дети: один из детей - Я буду. Читает стих.
Нам знакомый капитан
Рассказал про океан.
На огромной глубине,
Тайны прячутся на дне.
Капелька: Молодцы. Знаете, как рождается ручеёк, речка, море, океан. А можно ли пить из рек, морей, ручейков воду?
Дети: (предположительные ответы детей) Нет, нельзя, потому, что она грязная.
Капелька: А что надо делать, что бы вода в водоёме не загрязнялась?
Дети: называют предположительные ответы и прикрепляют картинки с причинами загрязнения воды на ковролин.
-Не мыть машины у рек и озёр.
-Не оставлять мусор на природе после отдыха.
-Не сливать в реки грязную воду.
Капелька: А как же получается, что в водопроводных трубах течёт чистая вода?
Дети: (предположительные ответы детей) Она проходит очистку через очистительные сооружения.
Воспитатель: Мы с вами читали и рассматривали книги об очистке воды, теперь давайте попробуем сами очистить ее. Вот наша загрязнённая водичка.
Что для этого нужно? Кто нам расскажет?
Дети: проводится опыт по очистке воды:
надо взять чистый стакан, воронку, сито, бумажный фильтр, марлю. Сначала очищаем через сито - практически неочищенная, через марлю - стало чище, через бумажный фильтр- чистая.
Капелька: Посмотрите, какая у нас чистая стала вода.
Что мы про неё можем сказать?
Дети: (называют предположительные ответы)
-Вода стала чистая, прозрачная.
Капелька: Здорово! Теперь я знаю, что вода прозрачная. А какие еще свойства у воды?
Воспитатель: Вспомните опыты, которые вы проводили. Скажите, какие
свойства воды вы знаете?
Дети: (называют предположительные ответы)
-Не имеет вкуса, запаха,
-не имеет формы, а принимает форму того предмета, в котором находится, - переливается,
-журчит,
-растворяет одни вещества и не растворяет другие, - бывает тёплой, холодной, горячей.
-жидкая и может течь,
-вода превращается в пар, пар - это тоже вода.
Капелька: А во что ещё может превращаться вода, когда на улице холодно?
Дети: (предположительные ответы детей) В снег, в лёд, в иней, в град.
Капелька: Молодцы. Вот сколько всего я узнала о воде!
Ребята, а что происходит с лужами после дождя? И почему почва, песок были мокрыми и через некоторое время стали сухими, рассыпчатыми? Что же это за явление? Что произошло с водой?
Дети: (называют предположительные ответы) Круговорот воды в природе, вода испарилась.
Воспитатель: Правильно, вода всегда движется. А как это получается? Кто расскажет?
Дети: Рассказ и показ ребёнка (по схеме)
Капелька: А давайте с вами поиграем и изобразим то, что рассказал (имя ребёнка, изобразим круговорот воды в природе.
Подвижная игра «Круговорот воды в природе»
Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Представьте, что мы с вами большая лужа. Внимательно слушайте и выполняйте движения.
Лужа может быть разной формы: овальной, круглой (изобразить, взявшись за руки). Вот нашу лужу стало пригревать солнышко. (Присесть). И начало нагревать лужу (вставать, поднимая руки вверх). Вода начала нагреваться и мельчайшие пары стали подниматься вверх, им стало тепло и они разлетелись в разные стороны. (Дети, разбегаются по группе, руки держат в стороны). Но летя вверх, всё выше и выше им становилось холодно, капельки стали соединяться и из них стали образовываться облака. (Соединяются в одну или несколько тучек) Капелек накопилось так много, что облака стали тёмными, тяжёлыми. Они разорвались и пролились на землю дождем. (Как стояли в группах, так и присели).
Капелька: Вот и заканчивается наше путешествие. Вы мне рассказали, что вода нужна всем. Рассказали, что растения, животные, люди без неё жить не могут. Теперь я знаю свойства воды.
Воспитатель:
Да, дети, вода нужна всем: и животным, и людям, и растениям.
А скажите мне, пожалуйста, как нужно обращаться с водой, чтобы она не исчезла, а всегда была с нами? (ответы детей).
Капелька: Ребята, берегите, охраняйте воду!
Закрывайте крепче кран,
Чтоб не вытек океан.
Бережливым будь с водой
Хорошенько кран закрой!