Света Менщикова
Конспект НОД по познавательному развитию «Волшебное электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию на тему :
«Волшебное электричество».
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, мыслительной деятельности, любознательности.
Задачи:
- дать представление детям об электричестве, электроэнергии;
- познакомить с причиной появления статического электричества;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Волшебное электричество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
- научить понимать связь между прошлым и настоящим, анализировать, сравнивать, познавать;
- расширять представления детей о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку;
-закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами;
- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- развивать мыслительную активность, наблюдательность;
- воспитывать желание экономить электроэнергию, развивать интерес к познанию окружающего мира.
Материал: цветные воздушные шарики, пластмассовые палочки, мелко нарезанная бумага - бабочки, полянка с цветами, квадратики шерстяной ткани, соль, тарелочки, шапочки или ободки с пружинками, на которые сверху наклеены кружочки красные или синие, презентация, мультимедийное оборудование, сюжетные картинки, ноутбук.
Активизация словаря: электричество, электроэнергия, электроприборы, электрический ток, электрический провод.
Формы и методы работы: беседа, рассматривание, наблюдение, экспериментирование, отгадывание загадок.
Предварительная работа.
Совместная деятельность педагога с детьми:
- Беседы: «Где живёт электричество», «Один дома».
- Чтение художественных произведений: «Сказка о том, как электроприборы в магазине поссорились», «Кот Барсик и стиральная машина», «Виртуальный мир и реальность»
- Игры: «Ток бежит по проводам», «Помогаем маме».
Самостоятельная деятельность детей:
- Рассматривание альбомов: «Мир вокруг нас», «Один дома».
- Энциклопедия для малышей «Чудо - всюду» Т. Д. Нуждина, выполнение заданий в альбоме с наклейками «Правила безопасности», использование в игре игрушек на батарейках пылесос, радиоприёмник, фен и др.
- Дидактические игры: «Собери картинку», «Четвёртый лишний» и др.
Взаимодействие с семьё й:
- Подбор картинок для альбома «Бытовые электроприборы».
- Консультации : «Опасные предметы дома», «Как помочь ребёнку, пострадавшему от удара током».
Используемая литература.
- «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина;
- «Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» О. В. Дыбина;
- «Экспериментирование с живой и неживой природой» О. А. Зыкова.
Ход занятия.
Организационный момент.
(Перед входом в зал).
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Меня зовут, Светлана Валерьевна. Сегодня, я хочу пригласить вас в страну «Электричества».
(Когда дети начинают заходить в зал украшенный весь огоньками, то слышится гром, треск, огоньки погасают и слышится голос «Хи-хи-хи. Что-то потерялось? А ну-ка найдите его?)
Воспитатель. Ой, что это случилось? Почему все погасло? Это видно злой Электрон в стране Электричества украл что-то. Угадайте по загадке, что украл.
К дальним селам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!
Это…
Дети: Электричество.
Воспитатель: Правильно это электричество. А откуда берется электричество? (Слайд фото электростанции)
Воспитатель. Электрический ток рождается на электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в землю или протянутым очень высоко над землёй, приходит в дома, машины, на заводы и помогает человеку. Току приходится совершать длинное путешествие по улицам и переулкам. Он приходит в дом по электрическому проводу. (Раздаются провода и рассматривают их). Сверху он одет резиновую рубашку, а под ней – пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны. (Слайд фото электрона) Потом ток приходит в розетку, а затем – в электроприборы. (Слайд фото розетки с вилкой). Послушайте про частицы-электроны.
Воспитатель: Жили-были маленькие-премаленькие заряды-попрыгунчики. Красные заряды-попрыгунчики – ленивые, синие – шустрые. Красные – плюсы, синие – минусы. Заряды-плюсы притягиваются к зарядам-минусам, и между ними проходит электрический разряд, то есть появляется неопасное, незаметное электричество. Сейчас я предлагаю одеть эти шапочки и мы ненадолго превратимся в зарядики красные и синие. Попрыгаем немножко и потопаем мы ножками. И посмотрим, что произойдет. А электричество так и не появилось. И зарядики не зарядились. Будем их заряжать.
Воспитатель. Ребята, а где мы можем встретить электричество? Какие помощники у нас дома работают с помощью электричества? Отгадайте загадки:
Пыль найдет и вмиг проглотит
Чистоту для нас наводит.
Длинный шланг, как хобот, нос,
Коврик чистит…
Дети: Пылесос.
(Слайд фото пылесос)
Белый шкаф стоит в углу,
В нашей кухне на полу.
В нем морозно даже летом
Кто мне скажет: что же это?
Дети: Холодильник.
(Слайд фото холодильник)
Крутит-вертит барабан
Мамина помощница.
В ней простынка, сарафан
Чисто прополощутся.
Дети: Стиральная машина.
(Слайд фото стиральной машинки)
Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам – рассказчик.
И к тому же заодно
Демонстрирует кино.
Дети: Телевизор.
(Слайд фото телевизора)
Воспитатель: Как одним словом можно назвать эти предметы?
Дети: Электроприборы.
Воспитатель: Дети, давайте потрогаем наши зарядики. Они еще не зарядились. Продолжим дальше из заряжать.
Воспитатель: Ребята, подберите картинку, заменявшая электроприборы в прошлом.
(Проводится настольная игра «Подбери пару»)
Настольная лампа - свеча, коса - газонокосилка, пылесос - веник, электроплита – печь, стиральная машина - корыто, веретено - швейная машинка, вентилятор- веер.
Воспитатель: Электричество – наш друг и помощник, но он может превратиться во врага. Почему, ребята? Чтобы закрепить правила пользования электроприборами я предлагаю вам поиграть в игру «Когда нельзя пользоваться электроприборами»). (По слайдам)
- Засовывать в электрическую розетку посторонние предметы. (Нельзя).
- Касаться руками оголенных проводов. (Нельзя)
- Оставлять включенные электроприборы без присмотра. (Нельзя)
- Касаться электроприборов мокрыми руками. (Нельзя)
- Выдергивать за шнур. (Нельзя)
Воспитатель. Вот и вспомнили как нужно обращаться с электричеством. Но есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живёт повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно даже поиграть. Может с вами и наши зарядики зарядим.
ОПЫТ № 1
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у меня для вас есть маленький сюрприз -воздушные шарики. Давайте мы возьмём шарики, которые лежат на полу, двумя руками и потрём его о волосы. Что произошло с нашими волосами и шариком?
Дети. Шарик держится на волосах, теле и не падает. Он прилип к нам.
Воспитатель. Правильно, молодцы! Мы с вами сейчас научились пользоваться неопасным электричеством. Мы смогли поймать неопасное электричество в волосах. Для этого мы шарик потерли о волосы. Все шарики висят. В ваших волосах живёт тихое электричество. Когда мы натирали шарики о волосы, заряды- «минус» начали быстро двигаться и притягиваться к зарядам- «плюсам», поэтому наши шарики прилипли.
Воспитатель. Когда ещё можно увидеть электричество в волосах?
Дети. Когда мы расчёсываемся.
Воспитатель. Что происходит с волосами?
Дети. Они торчат в разные стороны.
ВЫВОД: Это ещё раз доказывает, что в волосах «живёт» электричество.
Воспитатель. Зарядики наши так и не зарядились. Продолжим дальше.
ОПЫТ № 2
Воспитатель. Перед вами на тарелочках лежат бумажные бабочки. Нам надо бабочек посадить на цветок. Возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите?
Дети. Бабочки лежат спокойно.
Воспитатель. Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными – электрическими, и они начнут к себе всё притягивать. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите её. Что происходит?
Дети. Бабочки прилипли к палочке.
Воспитатель. Почему? Палочки наэлектризовались, и бабочки прилипли к ним, притянулись. Теперь берем и сажаем бабочку на цветок. С помощью чего они наэлектризовались?
Дети: С помощью шерстяной ткани.
Воспитатель. Ребята, наша одежда тоже сшита из ткани, поэтому в нашей одежде тоже живёт электричество, и когда мы её снимаем, то можем услышать потрескивание и пощёлкивание.
Вывод: Электричество живёт не только в волосах, но и одежде.
ОПЫТ № 3
Воспитатель. Нам снова нужен шарик. Высыпаем на стол соль и перец. Хорошенько перемешаем ложкой. Нам надо собрать всю эту смесь. У вас получается?
Дети. Нет.
Воспитатель. А как же нам справиться с этой трудной задачей? Теперь потрём наш шарик обо что-нибудь шерстяное и поднесё м к столу: и весь перец и соль, как по волшебству, окажутся на шарике! Когда мы натирали шарики, заряды-«минусы» начали быстро двигаться и притягиваться к зарядам –«плюсам», которые находятся в перце и соли.
Вывод: электричество может помогать нам в быту.
Вывод.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Сегодня вы научились делать предметы волшебными с помощью неопасного электричества. Мы повторили, какие бывают электроприборы и как нельзя себя вести с электрическим током. Если соблюдать простые правила безопасности, то ток, живущий в электроприборах, будет вашим другом. А зарядики наши так и незарядились. Что нужно сделать нам тогда?
Дети. Их нужно соединить.
Воспитатель. Давайте, ребята обнимитесь красные зарядики с синими и посмотрите, что произойдет.
(Дети все обнимаются, и везде загораются огоньки. Звучит голос: «Ну что, нашли свое электричество. Оставляю вам его». Звучит веселая музыка)
Подведение итогов
Воспитатель. С чем мы сегодня познакомились на занятии (с электричеством) Где "живет" электричество? Электричество – наш друг или враг?
Воспитатель. Молодцы ребята. Вы сегодня были очень внимательны. Я хочу вам в подарок оставить воздушные шарики.