Лучший педагог года

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в прошлое старинной русской избы» для детей 5–6 лет

Киселёва Марина Прокопьевна
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в прошлое старинной русской избы» для детей 5–6 лет

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в прошлое старинной русской избы»

Занятие для детей 5- 6 лет

Цель занятия: Формирование ценностного отношения к русской народной культуре, историческому прошлого народа.

Задачи.

Обучающие:

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Путешествие в прошлое старинной русской избы“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

- дать представление о печи, как о неотъемлемой принадлежности русско- крестьянской избы; - расширять представления о предметах старинного русского быта.

Развивающие :

- развивать у детей положительное отношение к историческому прошлого народа; - укреплять речевую форму общения;

- развивать мыслительные способности путем отгадывания загадок. Воспитывающие: - воспитывать бережное отношение к истории и традициям своего народа. Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, продуктивная. Оборудование и материалы: иллюстрации избы, макет печи, предметы быта (сундук, прялка, веретено, самовар и прочие); русский народный костюм; салфетки, пластилин. Предварительная работа:

- беседа с детьми о русском народном быте;

- рассматривание иллюстраций с изображением предметов быта, русской избы, печи; заучивание пословиц, поговорок, загадок;

- чтение русских народных сказок, былин, рассказов.

Планируемый результат.

1. Обогащение представлений детей о предметах русского быта.

2. Проявление интереса к истории и традициям своего народа.

3. Умение думать, анализировать.

Приемы:

- рассматривание предметов быта, макета русской печи;

- рассказ, показ;

- загадывание загадок;

- лепка.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1. Вводная часть.

Педагог встречает детей в народном костюме :

- Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль! С поклоном приглашаю вас в избу! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали около печи, а непрошенных – возле порога. Мы сегодня с вами отправимся в далекое прошлое наших предков.

(Дети присаживаются на лавочки)

2. Основная часть.

Педагог.

- С хлебом и солью, встречали дорогих гостей на Руси. Как вы думаете, где мы находимся?

Дети. В избе.

Педагог.

- Да, находимся мы в русской избе. Раньше на Руси избы строили из брёвен. Строили топорами без единого гвоздя. Крестьяне помогали друг другу рубить избу. Рубить избу – это значит строить. В таких избах было тепло и уютно. Главной частью жилища была печь, которая занимала большую половину дома. Печник клал печь из кирпича и обмазывал глиной. Ребята, для чего предназначалась печь? Дети. Чтобы приготовить еду, испечь хлеб, пироги, обогревать дом.

Педагог.

- На печи не только готовили еду, но могли спать, сушить одежду, даже мыться. В те далекие времена не было света. И поэтому она еще служила источником света для людей. В печи огонь разгорался, и в избе становилось светло. Хозяин с хозяйкой усаживались возле печи, и занимались своими делами. - В каждой избе был «красный угол». Он занимал почетное место в жилище. Его старались содержать в чистоте, украшали нарядно красивой посудой, вышитым полотенцем, вешали в нем иконы. Прежде, чем начать любое важное дело, хозяева совершали ежедневные моленья.

русской избе все было сделано руками самих крестьян. Почти вся мебель бала сделана из дерева: лавки, скамейки для сиденья за столом. Стол был большим. Вдоль стен стояли длинные, широкие лавки, рядом стояли сундуки, где хранилась одежда и другие разные вещи. Лавки и сундуки ночью служили спальными местами. - Когда осенние роботы на полях заканчивались, долгими, зимними вечерами мужчины из дерева вырезали миски, ложки, разнообразные игрушки для своих детей. Занимались плетением лаптей, корзин для хранения овощей. - В старину, каждая крестьянская семья имела прялку. Для чего предназначалась прялка?

Дети. Чтобы прясть нитки.

Педагог.

- Правильно, женщины и девушки на прялке пряли пряжу. Потом они вязали для всей семьи, теплые варежки и носки. Шили одежду, одеяла, вышивали красивые рушники, наволочки на подушки. Все это было полезное и красивое, делалось с любовью. Каждая крестьянская семья, из поколения в поколение, передавала свое мастерство. У хозяек еще был другой помощник, отгадайте, кто он? «Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь».

Дети. Веретено.

Педагог.

- В те далекие времена, крестьяне очень много работали. Жили в одной избе несколькими поколениями. Они не только дружно жили, но и весело отмечали праздники всей деревней. Предлагаю вам, ребята, поиграть в хороводную игру «Заря - зарница». Проводится хороводная игра «Заря - зарница».

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит: «Заря - зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Ленты голубые, Кольца обвитые – За водой пошла!». С последними словами водящий кладет ленту на плечо одному из играющих. Заметив это, он быстро берет ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится зарей. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить ленту на плечо.

Педагог.

- Поиграли, ждет вас следующая загадка «Что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята знает?».

Дети. Чугунок.

Педагог.

- Да правильно, чугунок был незаменимым в хозяйстве, он никогда не бился, выдерживал любой огонь, так как сделан из особого вида металла чугуна. Чтобы достать горячий чугунок из печи, нужен был другой помощник, а какой отгадайте «Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит – отдает, а сам в угол идет?»

Дети. Ухват.

Педагог.

- Какие еще в старинной русской избе находились предметы? Буду загадывать загадки, а вы найдете отгадки в избе. «Выпускает жаркий пар, древний чайник» Дети. Самовар.

Педагог.

- Самовар обозначает символ добра, домашнего уюта. Вся многочисленная, крестьянская семья собиралась за самоваром. Пили чай из блюдечка с пирогами, медом, блинами. Вот вам следующая загадка «Новая посуда, а вся в дырках». Дети. Сито.

Педагог.

- Ситом сеяли муку. Она насыщалась кислородом. Тесто получалось пышным и мягким. Слушайте следующую загадку «Сама не ест, а людей кормит». Дети. Ложка.

Педагог.

- В крестьянской семье у каждого была своя ложка. Ее вырезали из дерева. Шли люди в гости, и ложку брали с собой. Ее не только ели щи да кашу, но и играли на них. Педагог.

- Ребята, а сейчас мы с вами слепим посуду, которую видели в русской избе. 3. Заключительная часть.

- Где мы сегодня с вами побывали?

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Быт и утварь русской избы» в рамках реализации проекта «Наш дом — Южный Урал»Дидактическая игра «Быт и утварь русской избы» в рамках реализации проекта «Наш дом — Южный Урал» Дидактическая игра «Быт и утварь русской избы» в рамках реализации проекта «Наш дом – Южный Урал» Игра является ведущей деятельностью детей.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое лампочки. Электричество» Тема: «Путешествие в прошлое лампочки». Направление: познавательное, речевое. Форма организации: путешествие. Цель: формировать представление.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в зимний лес»Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в зимний лес» Цель: закрепление знаний о сезонных изменениях в жизни лесных обитателей Задачи: Образовательные: - расширять знания о внешних признаках,.

Конспект образовательной игровой ситуации по познавательному развитию для детей старшей группы «Путешествие по сказкам» Конспект образовательной игровой ситуации по познавательному развитию для детей старшей группы «Путешествие по сказкам» Программные задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие золотой монетки» для детей подготовительной к школе группы Цель: Повышение финансовой грамотности детей Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о возникновении денег, развивать воображение.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по городу»Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по городу» Конспект «Путешествие по городу». Цель: Формировать знания детей о правилах дорожного движения и различных видах транспорта. Образовательная.

Конспект по познавательному развитию «Путешествие в космос» Автор: Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №4» г. Лиски, Воронежская область. Цель: Формирование у детей представлений.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по Африке» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Путешествие по Африке» в подготовительной группе. Реализация содержания программы.

Мини-музей русской избы «Родник истории»Мини-музей русской избы «Родник истории» Музей по приобщение родителей и детей дошкольного возраста к ценностям культуры нашего народа. Создали в доступной для детей форме быт русского.

НОД в старшей группе «Мир русской избы»НОД в старшей группе «Мир русской избы» МИР РУССКОЙ ИЗБЫСлава нашей стороне, слава нашей старине. И про эту старину я рассказывать начну, Чтобы люди знать могли о делах родной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в прошлое старинной русской избы» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 17 декабря 2019 в 19:21
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД