светлана петрова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ «Муравьиная история»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание материала: Предлагаю Вам конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему : «Муравьиная история». Использование в работе с детьми методов и приемов ТРИЗ помогает активизировать мыслительную деятельность дошкольников, а проведение с детьми моделирования дает возможность закрепить полученные знания, развивает фантазию, воображение.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ „Муравьиная история“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных к школе групп.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное
развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Задачи:
1. Систематизировать знания об общих и отличительных признаках насекомых;
2. Познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ.
3. Закрепить виды моделирования: модель – слова (загадки, описание); модель – объем
(моделирование конструкций из бумаги, природного материала).
4. Упражнять в умении находить аналогии, связи между предметами, умение классифицировать предметы.
Продолжать учить детей классифицировать объекты материального мира по признакам принадлежности к природному или рукотворному миру.
Продолжать учить детей устанавливать связи между объектами и их принадлежность к группе по определенным признакам.
Продолжать учить классифицировать объекты неживой природы по наличию в них твердого, жидкого и газообразного вещества.
5. Развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества мышления, как гибкость,
подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне.
6. Воспитывать целеустремленность в поиске решения возникающих проблем, доброе отношение к насекомым.
Предметно-пространственная развивающая среда : экологическая комната; телевизор, аудиозаписи звуков природы, фрагмент мультфильма «Муравьишка-хвастунишка», магнитная доска, ширма «Теремок», предметные картинки, волшебная палочка, голубой материал, палочки-брёвнышки для мостика, прут с привязанным картонным «комаром», палочки-карандаши для муравейника, части насекомых на магнитах.
Ход НОД
I. Организационный момент:
-Ребята, а вы любите разные истории? Ну, что ж, пора собираться.
А со мной пойдёт тот, кто поиграет со мной в мою любимую игру «Теремок».
Правила игры: Каждый ребёнок получает свою картинку и играет за нарисованный объект. Муравей-хозяин теремка, дети по очереди подходят к теремку и проводят с муравьём диалог : -Тук, тук, кто в теремочке живёт? –Я, муравей, а ты кто? – А я –(называет себя, то, что нарисовано на картинке). Пустишь меня в теремок?
-Если сможешь сказать, чем похож на меня, муравья, то пущу.
Дети должны сравнить оба предмета, выявить общие признаки и назвать их. После этого ребёнок заходит в теремок, а к муравью обращается следующий участник игры. Если кто-то не сможет ответить, остальные дети могут ему помочь.
Картинки: Бабочка-насекомое, 6 лапок, как у муравья; комар-маленький, как муравей; курица с яйцом- муравьи как и куры откладывают яйца; гора- муравейник похож на гору; стрекоза – как и муравей главный герой в басне И. Крылова «Стрекоза и муравей»; дятел - как и муравей санитар леса; медведь – сильный и коричневый как муравей; таракан – коричневое насекомое, как муравей; и. т. д)
-Молодцы! Хорошо поиграли!
-Ребята, давайте поздороваемся друг с другом.
Игра психологической направленности «Приветствие»
-Встали все мы в полукруг (дети стоят лицом к гостям полукругом)
Я твой друг, и ты мой друг, (дотрагиваются рукой до своей груди, а затем до
груди соседа)
Вместе за руки возьмемся (берутся за руки)
И друг другу улыбнемся.
Скажем дружно - здравствуйте!
-Ребята давайте вспомним, какое бывает настроение? (Ответы
детей) Покажите? (Мимика лица)
-А как можно плохое настроение превратить в хорошее? (Ответы детей)
-Так улыбнитесь друг другу скорей! От улыбок ваших станет всем теплей.
(Дети друг другу улыбаются).
- Ребята, подарите улыбки друг другу, а вместе с ними и хорошее настроение. …
-Ребята, сегодня утром к нам приполз муравей. С ним произошла неприятная история. Посмотрите и скажите, что случилось с муравьишкой? (Дети смотрят отрывок мультфильма «Муравьишка-хвастунишка» (3 мин)
-В какую ситуацию попал муравей? (Ответы детей)
Далеко от дома, гонимый ветром на берёзовом листе, как на парашюте, к нам прилетел муравей. Да еще при посадке повредил себе ножки. Что нам нужно сделать в такой ситуации?
- Помочь муравью вернуться домой в лес. Пора нам собираться в дорогу, а что же нам необходимо. Все смотрим на экран.
Д/И «Что возьмем с собой в дорогу».
С помощью экрана, дети выбирают необходимые предметы.
- Котелок нам нужен, зачем? Консервы? Рюкзак? Палатка? Молоко? Нельзя брать скиснет,
а мы должны быть здоровыми. Нож? Лупа? Если нужно разжечь костёр, то она нам
пригодится. Компас? Чашка с блюдцем? Разобьются. Металлическая кружка нужна.
Чемодан? Не нужен, лишнее не берём, а то воздушный шар не взлетит. Деньги не нужны,
мы не знаем какая валюта в лесу. Бинокль возьмём.
- В путь.
Муравей (игрушка) : Спасибо, что не оставили меня в беде
Муравей :
-Молодцы! Хорошо поиграли! А в теремке лежала волшебная палочка. Она-то нам и поможет быстро очутиться в лесу. Закройте глаза. Покружились, покружились и в лесу мы очутились.
(Под музыку дети кружатся. На экране проецируется изображение леса).
Муравей : Ой! Узнаю свой родной лес! Но до моего муравейника еще далеко. А кто же здесь живет? Как узнать живет ли кто-нибудь здесь? ( предположения детей: покричать, обойти,
посмотреть, позвать)
- Давайте позовем.
5. Дыхательная гимнастика "Ау".
Сделав глубокий вдох носом, на выдохе дети произносят "Ау". Меняют интонацию и
громкость, поворачиваются вправо-влево. А почему в лесу громко кричать нельзя?
Посмотрите, какие из деревьев вы знаете? А теперь скажите какое оно дерево? Вспомним все признаки анализаторов.
- Ребята, на нашем пути река. Муравьишка не умеет плавать, как и мы. Как же нам переправиться на другой берег?
Ответы детей.
-Для того, чтобы перебраться на другой берег, нам нужно построить мостик, а для этого нам нужно сыграть в игру «Ты мой кусочек»
Правила игры: Детям раздаются брёвнышки. Нужно выложить их так, чтобы получился сплошной, ровный, красивый мостик. По мостику дети проходят на другой берег.
(Проецируется на экран цветочный луг. Звучат звуки летнего луга)
-А вот и лужайка. На ней красивые цветы. А какой запах! Почувствуйте его.
- «Ребята, а давайте мы с вами поиграем в игру (раздается звон колокольчиков). Что это такое? Откуда появились колокольчики?»
(Дети замечают на стене изображение трех королев).
- «Какая неожиданность! Ребята, а вы узнали – кто это?»
Ответы детей: «Да это ведь наши знакомые три королевы – Королева рукотворного мира, Королева живой природы и Королева неживой природы. Они уже приходили к нам в гости».
- «А посмотрите на них внимательно! Они сегодня очень грустные. И я даже знаю – почему. Все их подданные перепутали свои королевства и не могут найти дорогу домой. Вот с такой проблемой пришли к нам королевы. А мы можем помочь всем жителям трех королевств вернуться домой?»
Ответы детей: «Да, конечно. Мы обязательно поможем подданным вернуться домой».
Воспитатель показывает детям заранее приготовленные две корзинки с набором предметов (объекты рукотворного мира, живой и неживой природы).
- «А вот и подданные наших королев. Ребята, давайте подумаем, как нам помочь королевам!»
- «Мы знаем, как устроен мир. Мы знаем, как можно разделить все объекты материального мира. У нас есть схема строения мира, которую мы изготовили сами. С ее помощью мы и отправим всех жителей домой». Расселяйте жителей по своим королевствам».
Дети начинают работу, раскладывают объекты на три группы : объекты рукотворного мира, живой и неживой природы.
- «А теперь давайте с вами посмотрим, никто ли не заблудился из подданных трех королев, все ли правильно нашли свой дом».
Воспитатель вместе с детьми анализирует выполненную работу, иногда уточняя, почему этот объект отправили в определенное королевство.
- «Ребята! А мне непонятно, почему вы отправили яблоко в королевство живой природы?»
- «Яблоко находится в королевстве живой природы потому, что оно может дать новую жизнь. Внутри него семечки. Если их посадить, то вырастет дерево».
- «Вы меня убедили. Действительно, яблоку место в королевстве живой природы.
Здесь на лужайке живут друзья муравьишки, но они спрятались, а узнать, кто спрятался на этой лужайке, мы сможем, отгадав загадки-дразнилки.
(Дети отгадывают загадки, на экране появляются насекомые.)
Кружилочка, красоточка, порхалище, цветочище, пестрилка. (Бабочка.)
Трескучка, прыгунище, скакалище, зеленушка, кузечка. (Кузнечик.)
Крылаточка, вертолётище, охотнище, жужжалочка, лупоглазочка. (Стрекоза.)
Строилище, крохотулечка, трудолюбивчик, таскалище, силачище. (Муравей.)
Медоносочка, кусалище, гуделочка, собиралочка,полосатище. (Пчела)
(Звучит запись писка комара)
- Вот высоко летит комар. Попробуйте его поймать.
Подвижная игра “Поймай комара”
Правила игры: Играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках палочку с привязанным на шнуре картонным «комаром». Воспитатель обводит палочкой (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах.
- Комарик, не знаешь ли ты, где дом нашего любимого муравья? Он находится около высокой берёзы? А теперь скажите какое оно дерево? Вспомним все признаки анализаторов.
Характеристика березы по «пятиэкранке».
Комар: Как дом муравья выглядит? Из чего он сделан? Как он называется (ответы детей)
Комар: Муравейник я видел, только его кто-то сломал!
Дети находят разбросанные палочки -карандаши.
- Кто же это сделал?
Предположения детей.
-.Что же делать?
Дети предлагают построить новый домик для муравьишки и его друзей. Собирают разбросанные карандаши и приступают к строительству.
Муравей : Спасибо, ребята! Очень красивый получился муравейник! Но я боюсь, что кто-то опять сломает наш новый муравейник. Что делать?
Ответы детей.
- Я согласна с вами – нужен сторож. Но насекомых должно охранять насекомое. Какое оно должно быть, как вы думаете? Давайте придумаем фантастическое насекомое и поставим его для охраны муравейника.
Дидактическая игра “Чудо-Юдо ” (моделирование на магнитной доске)
Правила игры: Дети составляют фантастическое насекомое по принципу «Фоторобот» : соединяют части разных насекомых, при этом объясняют, с какой целью они берут данную часть.
-. Какие части от других насекомых мы возьмем?
- Жало от осы, большие глаза от стрекозы, крылья от бабочки, ноги от кузнечика, рога от жука, туловище от пчелы.
-Вот какое сказочное насекомое у нас получилось. Как его назовем?
Ответы детей.
Муравей : Спасибо, дети! Теперь мой дом под надежной охраной.
Посмотрите на эти рисунки и скажите, пожалуйста, что хорошо и что плохо. Если его поступок хороший, то мы будем приклеивать на полянку цветок, если плохой поступок, мы берем белый лист, мнем его и бросаем на пол. (рассматривание рисунков)
- Посмотрите, какая красивая «поляна хороших поступков» у нас получилась, а из плохих - куча мусора! Может, соберем весь мусор и выбросим его в корзину? (дети вместе собирают мусор).
- Вместе с мусором мы выбросили все нехорошие поступки. Пусть останется в нашей группе только хорошее, доброе и красивое – такое, как эта поляна! Ребята как вы думаете понравилась Василисе наша полянка?
-Ребята, мы помогли муравьишке вернуться домой и нам пора возвращаться в детский сад. Где наша волшебная палочка? Закрываем глаза. Покружились, покружились и в детском саду мы очутились.
Понравилось вам наше путешествие? Какие добрые дела мы с вами сделали?