Елена Тимошенко
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебница вода»
Цель:развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
- обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни; - закрепить знания детей о том, в каком виде вода существует в природе, о состоянии воды в окружающей среде (дождь, снег, иней, лед, пар, туман);
- развивать познавательный интерес и деятельный подход детей в процессе экспериментирования с водой; -развивать навыки проведения опытов; - воспитывать бережное отношение к воде, как природному ресурсу.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- беседы по темам: "Кому нужна вода?", "Как человек использует воду",
- наблюдения в природе за осадками,
- заучивание стихов, потешек, чтение художественной литературы о воде;
- дидактические игры «Для чего нужна вода?», «Где вода прячется?».
Оборудование:
Глобус, иллюстрации, стаканы, вода в бутылочках, чашки с сахаром и солью, чеснок, ложки, салфетки, кисти, краски, сосуды различной формы, зеркало, термос с горячей водой, лед, таблица для фиксации экспериментов, маркер.
Ход занятия.
Воспитатель показывает детям глобус.
- Что это? (глобус). - Кто знает, что на глобусе обозначено голубым цветом? (вода). – Правильно, вода. Сегодня мы с вами и поговорим о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде:
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды не нам не прожить!
- Ребята, а вы видели воду? Где вы с ней встречались? (в море, в речке, в кране, видели туман и т. д.)
- Зачем нам нужна вода? (мыть руки, пить, готовить еду, поливать растения и т. д.) Правильно, молодцы!
- Я предлагаю вам рассмотреть картинки, как человек использует воду. (пьет, стирает, купается, поливает цветы). - Ребята, если не будет воды, что произойдет? (все живое погибнет). - Поэтому воду нужно беречь, охранять ее. Как вы это себе представляете? (закрывать кран, не засорять). - Да, ребята, воду нужно беречь. Вода должна быть чистой, да и купаться приятно в чистой воде, а не в той, где плавает мусор.
- Я предлагаю вам заняться исследованием воды. Кто такие исследователи? (это те люди, которые все исследуют, открывают что-то новое). Мы сегодня будем исследователями, пройдем в нашу лабораторию, где будем проводить интересные опыты с водой. Но, чтобы работать в нашей лаборатории, вам надо надеть специальную одежду: халаты и шапочки. Вы можете проходить к столам и занимать рабочие места.
Прежде чем начать работать, нам нужно вспомнить правила обращения с водой.
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело. (Показать)
Пролил воду – не беда:
Салфетка под рукой всегда. (Показать)
Опыт №1. Вода не имеет вкуса и запаха.
Налейте полстакана воды из бутылки. Какая вода? (жидкая). Что значит «вода жидкая»? (течет, льется). Попробуйте на вкус воду, попейте воды из стакана. Какая она? (без вкуса). Какая вода не имеет вкуса? (чистая). Давайте понюхаем воду. Что вы можете сказать? (ничем не пахнет). Ребята, чистая вода не имеет вкуса и запаха.
Посмотрите у вас есть таблица исследования воды. Давайте зафиксируем ваши результаты. Ребята, в левом верхнем углу нарисован стакан. Так как вода это жидкость -изобразим ее в виде струи, как будто водичка льётся в стакан.
- Изобразили струю воды? Молодцы!
Опыт №2. Вода меняет вкус и запах.
Найдите на своем столе ложку и сахар. Положите в стакан ложечку сахара. Смотрите не ошибитесь, на столе еще кое-что есть, можете пальчиком попробовать и найти сахар. Размешайте. Попробуйте воду. Какая вода на вкус? (Сладкая). Когда вода меняет вкус? (Когда в нее добавят сахар). Теперь налейте в пустой стакан воды, добавьте ложечку соли, размешайте. Попробуйте воду кончиком язычка, не пейте. Как вода? (Соленая). Не только сахар можно добавить, но и соль. Когда вода меняет вкус? (Когда в воду что-то добавляют). Когда в воду что-то добавят, она изменит вкус. Закройте глаза. Сейчас я вам что-то добавлю в стаканчики. (Добавляет аромомасло). Открывайте глаза. Понюхайте теперь воду в этом стакане. Чем пахнет? (Апельсином). А что еще можно добавить в воду, чтобы она изменила запах? (Духи, лимон). Давайте с вами сделаем вывод: вода меняет вкус и запах, когда в нее добавляют какое-то вещество. Зафиксируем это в таблице.
Опыт№3. Вода прозрачная.
В любой стакан положите камушек. Видно камень? (Да). Почему? (Потому что вода прозрачная). Добавьте в стакан кисточкой краску. А теперь видно камушек? (Нет). Почему? (Вода непрозрачная). Сделаем вывод: чистая вода всегда прозрачная. Как зафиксируем это свойство, что у воды нет цвета. Посмотрите, в следующей клетке нашей таблицы нарисован стакан с красной жидкостью. Зачеркните его.
Физминутка.
Ребята, предлагаю вам немного отдохнуть.
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Опыт№4. Вода не имеет формы.
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). - А имеет ли форму вода? Ребята, у вас на столах разные сосуды, налейте в них воду. Посмотрите, вода та же самая, а вот форма стала другой. Сделаем вывод: вода в отличие от твердых тел не имеет собственной формы, а приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. Если мы ее прольем, то она растечется лужицей. Вот смотрите, ребята. (Наливает воду на стекло). А теперь посмотрите на таблицу, где нарисованы геометрические фигуры и скажите, подходит нам эта картинка или нет? Значит, что мы сделаем? (Зачеркнем геометрические фигуры).
Опыт №5. Лед - это тоже вода.
Ребята, для вас у меня еще один сюрприз. Закройте глаза. (Воспитатель раздает в ладоши детям лед). Что это? (Лед). Какими у вас стали ладони? (Мокрыми.) Почему? (Лед тает и получается вода). Когда лед тает? (Когда тепло). Ребята, лед - это тоже вода. Вода может быть не только жидкой, но и твердой. Положите лед на салфетки. Какими стали салфетки? (Тоже мокрыми). Зафиксируйте этот вывод в таблице. Нарисуем снежинку.
Опыт№6. Пар - это тоже вода.
Я пришла сегодня на работу с термосом. В нем горячая вода. Давайте его откроем. (Открывает, идет пар). Что вы видите? (Пар). Посмотрите, ребята, я поднесла зеркало к пару и на нем появились капельки. Это пар превратился в воду. Вода бывает не только жидкой, твердой, но и газообразной. Скажите, ребята, какой бывает вода (Жидкой, твердой, газообразной). Зафиксируйте этот вывод в таблице. Нарисуйте облако.
Вода и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летает, и бежит
И стеклянной может быть!
Все это вода. Чем может быть вода? (Ответы детей). Расскажите, что вы узнали о воде. (ответы детей)
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никуда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
По горным вершинам,
К широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Это волшебница –
Чудо-вода!
Ребята, вам понравилось быть исследователями? (Ответы детей). Вы хорошо потрудились, молодцы! А теперь снимайте фартуки, приводите в порядок свои рабочие места. Наша лаборатория закрывается. В заключение я хочу вам раздать карточки-схемы с опытами. Предлагаю вам дома провести опыты с водой и рассказать родителям, сестрам и братьям о свойствах воды и о том, что воду необходимо беречь, не засорять реки и водоемы, бережно расходовать воду. Вода – источник жизни!