Конспект НОД по предметному окружению в подготовительной группе «Чудо чудное, диво дивное — золотая хохлома»

ГАЛИНА ПОПОВА
Конспект НОД по предметному окружению в подготовительной группе «Чудо чудное, диво дивное — золотая хохлома»

Цель. Познакомить детей с историей промысла, особенностями хохломской росписи. Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать.

Оборудование. Предметы хохломского промысла, мультимедиа.

Ход деятельности.

Воспитатель. Хохлома! Золотая Хохлома! Одна из самых известных росписей в России. Пожалуй, не, найдется человека, даже ребёнка, который не держал в руках расписанную деревянную ложку или не видел прекрасные и удивительно богатые по рисунку хохломские изделия. Но откуда появилась эта сказочно красивая роспись? Какой умелец придумал наносить такой простой и в тоже время дорогой и красивый рисунок? Ребята, а вы как думаете?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, роспись деревянной посуды появилась на Руси давно- давно, в XVI в. Выпускали ее в больших количествах, сотнями, тысячами штук, так как дерево быстро изнашивалось, а в быту посуда необходима. Посмотрите на картинки и скажите, что на них изображено?

Дети. Деревья, берёзы.

Воспитатель. Правильно – берёзы. А почему именно берёзы, как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель. На картинке изображены берёзы, потому что именно из неё делали деревянную посуду. Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров. Давайте вместе с вами рассмотрим несколько картинок с изображением расписной посуды.

Воспитатель показывает слайды презентации, комментируя и знакомя детей с предметами посуды и их названиями (братина, скобкари)

Воспитатель. Ребята, давайте же все таки вернёмся к моему вопросу и ответим –«Как же появилось это диво дивное — «Золотая хохлома»?

Ответы детей.

Воспитатель. Старинное предание рассказывает, что жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам и никому не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько, ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название — «Золотая хохлома».

Ребята, вот такое предание есть о появлении народной росписи на Руси, о золотой хохломе. А ещё говорили, что мастер рисует свои рисунки волшебной кистью, в которую собраны лучи солнца. А как вы думаете, легкое ли это ремесло – изготовление деревянной расписной посуды?

Ответы детей.

Воспитатель. Сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку — будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, что гончары лепят. А потом еще надо ее льняным маслом пропитать, чтобы не впитывала воду и не трескалась.

А золота для «Золотой Хохломы» и не требуется! Этот секрет знали еще иконописцы Древней Руси. Вместо дорогого золота, натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». Как вы думаете, что потом происходит?

Ответы детей.

Воспитатель. А происходит чудо: деревянная расписная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляника, и завитки трав и листьев. И главное — мерцающий золотой фон.

Вместе с техникой окраски в изделия проникли и рисунки орнамента, известные иконописцам.

Особое распространение получил растительный орнамент, который послужил основой для формирования хохломских травных узоров. Я вас с ними сейчас познакомлю, но сначала давайте немного отдохнем.

Воспитатель проводит физминутку

«Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише…

Деревцо все выше – выше»

Воспитатель. Размялись, отдохнули, а сейчас давайте рассмотрим слайды с элементами хохломской росписи – это и завитки, и ягоды, и листочки.

Воспитатель показывает детям элементы хохломской росписи, напоминает о том, что недавно мы рисовали травный узор с ягодами смородины, для рисования ягод мы использовали самодельные «тычки», такие же какими пользуются и мастера.

Воспитатель. Ребята, а сейчас мы посмотрим технику рисования ягод клубники на тарелке.

Просмотр соответствующих слайдов.

Воспитатель. Ребята, как же, наверное, вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится Хохлома ни жара, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

Публикации по теме:

«Земля — наш общий дом». Конспект занятия по предметному и социальному окружению в подготовительной группе «ЗЕМЛЯ — НАШ ОБЩИЙ ДОМ» Конспект занятия по предметному и социальному окружению в подготовительной группе с использованием ИКТ Цель: Формировать.

«Золотая хохлома». Конспект НОД по образовательной области «Художественное творчество» Тема: «Золотая хохлома» Программное содержание: Образовательная область «Познание»: закреплять и расширять знания детей о народном художественном.

Конспект НООД «Чудо чудное, диво дивное — золотая хохлома» Конспект НООД «Чудо чудное,диво дивное -золотая хохлома» Составила Муравьёва М. А. Виды детской деятельности :познавательно –исследовательская.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе Тема «Золотая Хохлома»Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе Тема «Золотая Хохлома» Цель: Расширение представлений детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (Хохлома). Задачи: Образовательные: - познакомить.

Конспект ООД по рисованию в подготовительной группе «Золотая хохлома. Узор на вазе» Конспект ООД по рисованию в подготовительной группе Тема: «Золотая хохлома. Узор на вазе» Задачи Образовательные: -способствовать получению.

Конспект НОД «Золотая хохлома» Конспект НОД "Золотая хохлома" Обучающие задачи: обобщить и закрепить знания детей о традиционных русских промыслах хохломы. Познакомить.

Конспект занятия для подготовительной группы «Золотая Хохлома» Програмное содержание : Познакомить детей с хохламской росписью,её историей,дать понять для чего служит роспись. Учить детей видеть и выделять.

Мастер-класс по рисованию в средней группе «Хохлома, хохлома, золотая хохлома»Мастер-класс по рисованию в средней группе «Хохлома, хохлома, золотая хохлома» В работе использованы элементы узора травка – завитки, узора листики - травный орнамент, узора ягодки. Цвета хохломы - Красный, черный,.

Конспект НОД «Ярмарка. Золотая Хохлома»Конспект НОД «Ярмарка. Золотая Хохлома» НОД на тему “Ярмарка. Золотая хохлома” Проводил воспитатель первой квалификационной категории Ванян Айкуш Араратовна Цели: • Развивать.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • День Победы, 9 мая
  • Осень
Автор публикации:
Конспект НОД по предметному окружению в подготовительной группе «Чудо чудное, диво дивное — золотая хохлома»
Опубликовано: 5 декабря 2017 в 16:43
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Способы снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников
В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. Что проявляется у дошкольников в эмоциональной неустойчивости,...
Изготовление стенгазеты «Лето, ах лето!» в старшей группе
Лето - это маленькая жизнь. Лето - отличное время для различных творений. Вот только что делать, когда за окном дождливая погода и нельзя идти на улицу? Мы...
Сюжетно-ролевая игра «Как вести себя в поезде»
Сюжетно-ролевая игра: «Как вести себя в поезде». Цель: Создание социальной ситуации развития представлений о правилах безопасного поведения в транспорте....
Конспект игрового занятия для детей раннего возраста «В гостях у сказочницы»
Конспект игрового занятия для детей раннего возраста «В гостях у сказочницы». Цель:  привить детям чувство любви к русскому фольклору через...
Экологическая сказка «Лесная нимфа и девочка»
В маленьком городке Старый Оскол жила была девочка по имени Соня. Она училась в седьмом классе. Девочка эта была лентяйкой, не хотела учиться, не...