Ирина Юдина
Конспект НОД по развитию речи «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Образовательные: закрепить знания о весне, умение узнавать и называть признаки весны; название весенних месяцев; расширить и активизировать словарь по теме «Весна». Продолжать учить детей составлять рассказ с помощью схемы.
Развивающие : развивать интерес к окружающему миру природы, дыхание и правильный речевой выдох, мыслительную деятельность детей, слуховое внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение замечать красоту природы.
Оборудование и материалы: Презентация «Признаки весны», мультимедиа – проектор. картинки (перелетные птицы, цветные карандаши, раскраски подснежник.
Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке ; чтение и обсуждение художественных текстов о весне; отгадывание загадок по лексической теме: «Весна»; разучивание стихотворений о весне;
Лексико – грамматические игры по теме: «Подбери признак» Какой (снег? Какая (весна? Какое (солнце? «Телефон» (подбор «весенних» слов, «Подбери действие». Составление предложений о весне по картине, по иллюстрациям, по схемам.
Словарная работа: набухают почки, проталины, капель.
Ход занятия
Доброе утро тем, кто проснулся.
Доброе утро, кто улыбнулся.
Доброе утро людям и птицам.
Доброе утро приветливым лицам.
Давайте поприветствуем друг друга улыбкой.
Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И становится теплей.
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит к нам пришла… (весна).
Вы рады весне? (Да.) Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная). Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное.)
Назовите весенние месяцы по порядку (март, апрель, май).
• Вспомните приметы ранней весны (светит солнце, тает снег, появляются проталины, капают сосульки, прилетают птицы и т. д.)
• Как много признаков весны вы назвали!
Речевое упражнение: “Какой? Какая? Какое?”
Можно сказать - весеннее настроение? А солнце весной какое? (Весеннее). А лужи весной какие? (Весенние). А небо, весной какое? (Весеннее). (Облако, утро, погода, ручьи, капель, трава, проталинка, сосулька, дождь, день, сад, снег, перезвон.)
Физкультминутка «ВЕСНА»
Ушла зима, пришла весна,
(ходьба на месте)
Нас очень радует она.
(хлопать в ладоши)
Небо синеет и солнышко греет.
(сводят и разводят руки над головой)
Подснежник цветет и трава зеленеет.
(упражнение «цветок»)
Давайте теперь, раз вы всё знаете, расскажем, что бывает весной. Я буду говорить фразу, а вы будете отгадывать – о чем я говорю.
Весной с небес светит теплое, ласковое… (солнышко).
Над головой чистое, ясное, голубое… (небо).
На крышах вырастают белые морковки (сосульки).
И вот они уже зазвенели, запели – это звонкая весенняя (капель).
Становится ноздреватым, мокрым и вот уже тает (снег).
Снег превращается в быстрые, озорные (ручейки, которые бегут-звенят по всем (дорожкам, зовут в гости весну.
На деревьях набухают и распускаются пушистые или коричневые… (почки).
А потом из них прорастают первые зеленые, свежие, клейкие… (листики).
И вот уже из-под снега появляются первые (цветы).
Их называют… (подснежниками).
А с юга прилетают, возвращаются к нам назад стаи (птиц).
Они рассаживаются на ветках и вьют на деревьях свои… (гнезда).
А какая весна у нас сейчас? (Ранняя)
Вот какие вы молодцы! Все мои загадки разгадали.
Упражнение на дыхание: “Ах, как пахнет!” (предложить понюхать, как пахнут весной : воздух, трава, первые цветы – глубокий вдох, медленный выдох; принюхаться - несколько коротких вдохов, длинный выдох со словом “Ах!”)
Ребята отгадайте загадку:
Они летать умеют
Их пух, и перья греют. (Птицы)
- Как называют птиц, которые возвращаются весной в родные края (перелетные).
- Какая птица открывает весну? (Загадываю загадку.)
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица… грач.
- Каких весенних певцов вы знаете еще? Отгадайте загадку:
На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его…скворец.
- Как называется домик у скворца? Дети отвечают (скворечник).
-Какие ещё птицы к нам прилетают весной? (Скворец, соловей, стриж, ласточка, журавли и другие). Давайте для них вспомним пальчиковую гимнастику.
Перелетные птицы
Тили-тели, тили-тели –
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!
Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.
Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.
Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.
Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.
Ребята мы с вами сегодня много узнали о весне. А теперь я вам предлагаю составить рассказ, о весне используя схему. Рассказ детей о весне.
Игра с мячом «Один и много».
Ручей - ручьи
Дождь – дожди
Скворец – скворцы
Солнце – солнце
Гнездо – гнезда
Сосулька – сосульки
Проталина – проталины
Капель – капель
Насекомое - насекомые
Дерево – деревья
Лист – листья
Подснежник – подснежники
Грач – грачи
Почка – почки
Молодцы ребята! Вам понравилось сегодня со мной играть. У меня после игр очень веселое настроение, а у вас какое? Ребята, а что было трудным сегодня на занятии? А что вам больше всего понравилось? Какие вы, ребята, молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали. Очень понравились ваши рассказы о весне.