Папки-передвижки

Конспект НОД по развитию речи по лексической теме «Хлеб. Злаки» в подготовительной группе

Татьяна Забелина
Конспект НОД по развитию речи по лексической теме «Хлеб. Злаки» в подготовительной группе

Цель. Расширение, уточнение и закрепление у детей понятий и представлений о хлебе и злаках, обогащение словаря, формирование связной, грамматически правильной речи.

-Образовательные задачи. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Хлеб. Злаки» (злак, зерно, мука, рожь, пшеница, греча, овёс, просо, рис, пшено, хлеб, буханка, батон, калач, булка, пирог, каравай, бублик, баранка, сушка, пряник, блин и т. д.). Совершенствование грамматического строя речи ( образование и использование притяжательных прилагательных: ржаной, пшеничный, овсяная, манная, гречневая, пшённая, рисовая, мягкий, душистый, ароматный и т. д., навыка звукового анализа слов, составления и чтения слов. Автоматизация правильного произношения сонорных звуков и их дифференциация. Профилактика нарушений письменной речи.

Публикация «Конспект НОД по развитию речи по лексической теме „Хлеб, Злаки“ в подготовительной группе» размещена в разделах

- Развивающие задачи. Развитие связной речи, речевого слуха, слухового и зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, тонкой моторики, координации речи с движением. Развитие навыков звукобуквенного анализа. Развитие общих речевых навыков (чёткость дикции, звукопроизношения, темпа и ритма речи).

- Воспитательные задачи. Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности, бережного отношения к хлебу.

Оборудование и материалы. Доска со словами «БАТОН» и «ПРЯНИК», контейнер с фишками для звукового анализа. Разрезные карточки – пазлы со слогами слов по теме. Картинки с ребусами. Ёмкости прозрачные с разными крупами и шарфик для завязывания глаз. Цветные карандаши и картинки для раскрашивания по теме.

Предварительная работа. Посещение в магазине отдела «Хлеб» (рассматривание хлебобулочных и макаронных изделий). Беседы «Как хлеб на стол пришёл», «Какой бывает хлеб», «Берегите хлеб», «Как испечь хлеб дома». Просматривание телепередач, энциклопедий, картинок из альбомов о хлебе и злаках. Чтение детской художественной литературы о хлебе и злаках. Сказки «Крылатый, мохнатый да масляный», «Колосок», «Каша из топора», «Три калача и одна баранка», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Бутерброд», З. Топелиус «Три ржаных колоса», Н. Носов Тридцать зёрен», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н Самсонов «О хлебе». Выучить скороговорку «С мышами во ржи подружились ежи, ушли в камыши – и во ржи ни души». Подвижные игры «Каравай», «Золотая рожь», «Варим кашу», пальчиковые игры и т. д.

Ход.

1. Организационный момент. Цель. Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона, развития слухового внимания и восприятия.

Подвижная хороводная игра «Каравай» 3-4 раза.

Как на (имя) именины

Испекли мы каравай,

Вот такой вышины,

Вот такой нижины,

Вот такой ширины,

Вот такой ужины.

Каравай, каравай,

Кого любишь, выбирай.

Я люблю, конечно, всех,

Ну, а (имя) больше всех!

2. Остаёмся стоять в кругу. Вспомним пальчиковую гимнастику «Угощение».

Цель. Расширение и уточнение словаря по теме «Хлеб. Злаки». Закрепление умения выполнять движения в общем для всех темпе.

Пекарь, пекарь, из муки (хлопки)

Испеки нам колобки, (катают воображаемые колобки)

Да сушки Ванюшке, (соединяют большие пальцы с указательными в колечки)

Да баранки – Танюшке (соединяют указательные и большие пальцы в круг)

Да бублики – Гришке, (показывают круг побольше)

Да крендель – Маришке (соединяют пальцы замочком)

Вводная беседа.

Цель. Оживление личного опыта детей. Развитие связной речи, памяти.

- Дети, сегодня мы продолжим разговор о хлебе и злаках.

- Отгадайте загадку:

Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок.

В землю тёплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нём тогда, таких, как я

Будет целая семья!

(зерно, а ласково – зёрнышко.

- Мы с вами уже знаем, что зёрнами злаковых растений засевают поля. Какие злаковые растения растут на полях? (пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо).

- Что изготавливают из злаков? (разную крупу для приготовления блюд, муку для хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий).

3. Игра с мячом «Из чего – какой, какая, какое, какие?»

Цель. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).

- Перестройтесь в полукруг и приготовьтесь к ловле мяча.

Я буду задавать вопросы и бросать мяч каждому из вас. Вы будете ловить мяч, отвечать и возвращать его мне. Например:

Каша из риса – какая? (рисовая каша)

Пудинг из манной крупы – какой? (манный пудинг)

Поле с ячменём – какое? (ячменное поле, а поля – какие? (ячменные поля)

и т. д.

1. Каша из манной крупы – какая? (манная каша)

2. Кисель из овса – какой? (овсяный кисель)

3. Каша из геркулесовых хлопьев – какая? (геркулесовая каша)

4. Каша из ячменя – какая? (ячменная каша)

5. Крупенник из гречки – какой? (гречневый крупенник)

6. Каша из пшена – какая? (пшённая каша)

7. Хлеб из ржи – какой? (ржаной хлеб)

8. Мука из ржи – какая? (ржаная мука)

9. Хлеб из пшеницы – какой? (пшеничный)

10. Поле с пшеницей – какое? (пшеничное, а поля - какие? (пшеничные поля)

11. Мука из пшеницы – какая? (пшеничная мука)

Хорошо! Дети, что чаще всего изготавливают из пшеничной муки? (хлебобулочные изделия)

- Приглашаю вас к доске, на которой вы видите слова. Прочитайте эти слова: «БАТОН» «ПРЯНИК» (дети читают вместе)

- Что это такое? (это хлебобулочные изделия)

4. Вам задание: выполните упражнение «Составь звуковые схемы слов»

Цель: совершенствования навыка звукового анализа слов.

- Вставайте за столы напротив доски на свои места по двое. Воспитатель ставит на столы напротив доски контейнер с фишками для звукового анализа.

-Ещё раз чётко произнесите названия изделий, написанных на доске. (Дети ещё раз раз читают названия, воспитатель убирает слова).

-Сколько звуков, букв в каждом слове? (пять, шесть)

- Составьте звуковые схемы этих слов. Затем поясните, почему получились такие схемы.

Дети составляют схемы на столах, 2-3 ребёнка поясняют, почему у них получились такие схемы.

Воспитатель оценивает их работу. Предлагает детям убрать фишки в контейнер.

5. А теперь будем разгадывать ребусы.

Цель. Развитие мышления, навыков звукобуквенного анализа.

- Оставайтесь за столами. Предлагаю вам рассмотреть на доске картинки с ребусами. В них спрятаны слова – названия хлебобулочных изделий. Как мы будем их разгадывать? Дети, рассуждая, разгадывают ребусы.

На первой картинке написан слог пи и нарисован рог, вместе слово ПИРОГ. На второй картинке изображён баран и приписан слог ка, значит это слово – БАРАНКА. На третьей картинке изображён караван верблюдов, н зачёркнута, вместо неё нужно приставить й, получается слово КАРАВАЙ. Верно! Ребусы разгаданы.

6. Подвижное упражнение «ЗЁРНЫШКО»

Цель. Развитие общей моторики, координации движений с текстом.

Дети встают на ковре врассыпную лицом к воспитателю.

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало. (потягивание руками вверх и встают)

Дождик землю поливал, (прыжки)

И росточек подрастал (тянутся на носочках вверх)

К свету и теплу тянулся (тянутся)

Колосочком обернулся. (повороты вправо и влево)

7. Упражнение с разрезными карточками – пазлами «Составь слово».

Цель. Совершенствование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами.

Давайте подойдём к 2 столам, на одном вперемешку разложены разрезные карточки - пазлы с первыми слогами слов, на другом вторые слоги слов. Прочитайте слоги, разделитесь на пары и каждая пара на своём столе составляет из них одно слово по теме «Хлеб и злаки». Старайтесь работать дружно, не мешать друг другу.

Дети составляют и читают слова.

8. Дидактическая игра «Узнай на ощупь». Цель. Развитие тактильных ощущений.

-Проводится игра «Узнай на ощупь». Садитесь на стулья на край ковра и поочерёдно с завязанными глазами на ощупь определяют и называют крупы в одной из ёмкостей. Если крупа названа правильно, остальные дети хлопают в ладоши, если неправильно, то игроку предоставляется вторая попытка.

9. Словесная дидактическая игра «Подскажи словечко».

Цель. Развитие речевого слуха, внимания, чувства рифмы.

- Становитесь в круг. Сейчас я хочу проверить, умеете ли вы внимательно слушать и подбирать рифму к словам. Начинаем игру «Подскажи словечко». Я загадываю загадки, а вы внимательно прослушиваете их до конца, когда я подниму руку, все вместе отгадываете – подсказываете ответ.

1. На одном большом заводе,

Он, и не кирпичный, вроде,

В огнедышащей печи

Выпекают кирпичи.

Я кирпич купил в обед,

Потому что, это … (хлеб)

2. Если в хлебе в серединке

Есть капуста иль творог,

Если в хлебе есть начинка

Получается… (пирог)

3. Тесто заварено прямо на печке,

Это пшеничный хлебец, как колечко.

Ешь его вечером и спозаранку,

Круглую вкусную чудо - … (баранку)

4. Белый хлеб продолговатый

И воздушный, словно вата.

Сверху в рубчиках весь он,

Это нарезной… (батон)

5. Румяная круглая лепёшка,

Сверху творога немножко.

Мягкая, словно подушка,

Это же наша … (ватрушка)

6. Аппетитный и румяный,

Тесто сдобрено сметаной.

Ешь его, пока горяч,

Пышный бабушкин… (калач)

7. Без выходных из года в год

Работает хлебозавод.

Ванилью пахнет улочка,

Когда печётся… (булочка)

8. В день весёлых именин

Выпекают хлеб один,

Поскорее называй

Да ведь это… (каравай)

-Молодцы! Вы были внимательными и легко подобрали рифмы.

10. Игровое упражнение «Кто быстрее?».

Цель. Развитие общих речевых навыков (чёткость дикции, звукопроизношения, темпа и ритма речи).

- Проведём игру - соревнование, проверим, кто быстрее всех, правильно и чётко сможет три раза повторить скороговорку, которую мы выучили: «С мышами во ржи подружились ежи,

Ушли в камыши – и во ржи ни души».

Дети стоят в кругу и по очереди выполняют задание и определяют победителя.

Все аплодируют ему.

Заключение. Воспитатель предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли и оценить работу друг друга.

11. Подвижная игра «Варим кашу».

Цель. Координация речи с движением.

Воспитатель предлагает детям пройти на ковёр и поиграть в знакомую игру.

После завершения игры предлагается раскрашивание картинок за столами на тему «Хлеб. Злаки» цветными карандашами с целью развития тонкой моторики.

Дети выполняют задание.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Хлеб — всему голова» в подготовительной группе МДОУ "Детский сад №1 Ручеек" Саратовской области г. Новоузенска Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Мебель» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Мебель» Цель: развивать речевую.

Конспект НОД по развитию речи в форме составления рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда» Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда» Группа: средняя Задачи: - связная речь:.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Хлеб — всему голова!» Цель: • Закреплять знания детей, что хлеб – ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди; как много труда надо затратить.

Конспект образовательной деятельности по лексической теме «Посуда» в подготовительной группе Коррекционно-образовательные задачи: -Формировать и расширять у детей семантическое поле слов-глаголов,развивать валентность слов - Систематизация.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи по лексической теме «Обувь» в старшей группе с ЗПР Тема: "Что мы знаем об обуви?" Задачи. Коррекционно-образовательные: закрепить умение узнавать, называть и классифицировать обувь по сезонам;.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по лексической теме «Грибы» Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Лексическая тема «Грибы» Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение и.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Дикие животные» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Дикие животные» Цель: закрепить в речи детей названия диких животных наших лесов,.

ООД по развитию речи «Хлеб всему голова» в подготовительной группе Тема: «Хлеб всему голова» (подготовительная «Б» группа) Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе речевой деятельности по.

Подвижные игры по лексической теме «Хлеб» Игра-эстафета «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор» Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать крупную моторику.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи по лексической теме «Хлеб. Злаки» в подготовительной группе
Опубликовано: 25 октября 2019 в 10:47
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД