Татьяна Архипова
Конспект НОД по развитию речи «Как буквы поссорились» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание через интеграцию образовательных областей:
• В области «Коммуникация» : развивать умение свободно высказывать свою мысль и аргументированно доказывать свое мнение;
• В области «Социализация» : воспитывать умение жить мирно друг с другом, ценить друг друга, радоваться успехам товарищей; помочь детям научиться верить в свои силы и повысить самооценку; воспитывать самостоятельность;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Как буквы поссорились“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
• В области «Познание» : развивать умение моделировать слова с «Ь», продолжать обучение структурному анализу слова, закрепить полученные сведения о смягчающей роли «Ь»;
• В области «Здоровье» : развивать общую и мелкую моторику (подготовка руки к письму); сохранять физическое и психическое здоровье детей, создавая благоприятную атмосферу сотрудничества; следить за правильной посадкой детей во время выполнения заданий по письму; пальчиковая (перед письмом, глазная гимнастика (во время минуты отдыха).
Словарная работа:
подбор синонимов к заданному слову (печаль – грусть, развитие внимания к лексическому значению слова.
Материал к НОД:
• Набор изученных печатных букв на фланелеграфе;
• 2 письма, написанных печатными буквами, в черном и красном конвертах;
• Рабочие конверты по звуковому анализу с набором фишек красного, синего и зеленого цвета (для самостоятельной работы);
• Тетрадь по письму (для постановки руки);
• Пеналы с цветными карандашами и ручками;
• Сигнальные карточки для развития фонематического слуха;
• Орешки за рассудительные, верные ответы.
Важно: в процессе всей деятельности используется стиль диалогического общения, рассуждения педагога и детей проходят вслух, воспитатель ищет ответы вместе с детьми, размышляет, «ошибается», обстановка непринужденная, доброжелательная. Принимается любое, даже ошибочное мнение, если оно аргументируется. На вопросы, адресованные детям, дается возможность высказаться всем желающим.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
1. – Ребята, давайте напомним, что можно и нельзя делать во время нашей работы: нельзя мешать другим думать, нельзя перебивать друг друга, нельзя огорчаться в случае неудач и ошибок, а стараться их исправить, нельзя смеяться над товарищами; можно и нужно думать и рассуждать, верить, что все получится, нужно радоваться успехам товарищей, нужно внимательно слушать, а иначе пропустишь важное и интересное, нужно правильно сидеть, чтобы не стать горбатыми.
Я тоже обязана придерживаться ваших правил: ведь мы будем работать и, конечно, думать и учиться вместе! А наши орешки будут нам помогать!
2. – Итак, начнем! Я произнесу слово, а вы определите, не допустила ли я ошибки (работа с сигнальными карточками) :
ОБИДА - обита, опида, обида, обипа, опита, обида.
3. - Вы знаете, как только я произнесла это слово, что-то мне неспокойно стало, как будто ночью здесь произошло что-то нехорошее. Вы не почувствовали? Давайте посмотрим повнимательнее!
- Воспитатель смотрит на фланелеграф и растерянно произносит: «Буквы на фланелеграфе, которые мы знаем. Но все ли они здесь? А где же Ь? Может, эта буква упала или спряталась? А вот какой-то черный конверт. Что-то я боюсь его вскрывать… Но вдруг именно в нем ответ!
(Вскрывает. Там письмо.)
- Прочтите. Я не могу.
(Читает несколько детей) : «Я УХОЖУ НАВСЕГДА. БУКВЫ РЕШИЛИ, ЧТО Я НЕ НУЖНА ИМ. Я НЕ ОБОЗНАЧАЮ ЗВУКА. БУКВА «ь»
- Вот в чем дело! Буквы решили, что Ь не нужен. Что же делать? А если еще какая-нибудь буква обидится? Это же катастрофа! А ведь Ь хотя и не произносится, для чего-то нужен! Для чего?
(Рассуждения детей, которые сами берут себе орешки за хорошую работу и верные ответы).
4. – Итак, мы должны доказать буквам, что нельзя им друг без друга. Так же, как и людям. Будем в каждой нашей работе показывать буквам, как неправильно они поступили, чтобы и нам не повторять их ошибок.
Достаньте конверты и приготовьтесь «ловить» звуки!
Слово П-Е-Ч-А-ЛЬ
(Игра «Поймай словечко!» : по одному звуку воспитатель как бы бросает звуки, дети ловят их и в виде звуковой схемы выкладывают на наборном полотне конверта. Воспитатель чуть медленнее делает то же самое на доске, но с ошибками – «из-за расстройства», дети помогают исправить ошибки. Обращает внимание детей, что последний звук отмечаем зеленой карточкой, т. к. он мягкий. Почему)
5. – Дорогие мои помощники, а сколько в слове ПЕЧАЛЬ частей (слогов? Докажите всеми возможными способами!
6. - А теперь я слово «ПЕЧАЛЬ» напишу на доске, а вы проверьте.
( пишу без Ь: ведь у нас его нет)
7. - А какое слово похоже на слово «ПЕЧАЛЬ», слово-друг, которое может заменить наше слово? (ответы детей подводят к слову «ГРУСТЬ», которое пишу на доске тоже без Ь).
- Слышите, что слова звучат как-то не так!
- Итак, мы видим и слышим, что не получаются слова без Ь! Но ведь есть звуки и буквы-волшебники, которые смягчают предшествующие согласные звуки. Может, попробуем их использовать! Ведь схема подсказывает нам, что звук Л произносится мягко!
(подставляем к написанному на доске слову «ПЕЧАЛ» поочередно И,Е,Ё,Я - не получается нужное звучание)
- Я придумала! Давайте возьмем «Р» : ведь она так похожа на «Ь». ( Дети читают: ПЕЧАЛР. Увы)
8. - Я думаю, чтобы мы смогли до конца доказать буквам их неправоту, надо отдохнуть и вспомнить о том, что только дружно «все не грузно, а врозь – хоть брось!»
Минутка отдыха с произвольным показом движений, подходящих к стихам, каждый ребенок в своем самовыражении, а также с использованием приемов кинезиологии и биоэнергопластики, :
Медвежата в чаще жили,
Нежно, радостно дружили:
Не гордились, не ругались,
А друг другу улыбались.
Мишки фрукты собирали,
Дружно яблоньку качали,
Никого не обижали,
А друг другу помогали.
А потом они плясали,
Лапки к солнцу поднимали.
Жили дружно, без обид.
Поучиться нам – не стыд!
А потом за парты мишки
Тихо так садились.
Озорные шалунишки
Старательно учились.
9.- Рассаживайтесь поудобнее и продолжим. Очень хочется, чтобы вы смоделировали слова БОЛЬ, ГРУСТЬ (именно так можно обозначить состояние буквы Ь). Мы можем при этом обойтись без Ь?
( рассуждения детей: ведь при моделировании речь идет только о звуках, а Ь звука не обозначает).
- Выберите для этой работы себе друга, чтобы быстрее и веселее шло дело.
(Дети работают в парах и составляют совместную модель, а желающая пара моделирует на фланелеграфе. Затем вместе с воспитателем результат анализируется, отмечается при этом радость парного труда)
- Почему у вас последний звук обозначен зеленой карточкой? Волшебниц нет, а звук мягкий. Что же его смягчило?
(Рассуждения детей, подводящие к тому, что Ь служит для смягчения предшествующих согласных звуков. Значит, он тоже волшебник)
- Если бы не было Ь, каким бы был последний звук? (рассуждения детей)
10. – Мы проделали такой длинный путь расследования, привели много доказательств, и теперь я хочу обратиться к уважаемым буквам : «Дорогие буквы! Разве может любая из вас похвастать тем, что она выполняет такую волшебную роль в русском языке: не обозначает звука, но смягчает согласные? А буква Ь может! Но вы уже, наверное, поняли, что его нужно срочно вернуть! Но вот как? Где же его теперь искать?»
2 – ой воспитатель:
- Подождите, я поняла, что это именно вам почтальон передал вам этот странный конверт!
(вскрываем красный конверт, читаем) :
«ДРУЗЬЯ! ПРОСТИТЕ МЕНЯ, НО Я БЕЗ ВАС НЕ МОГУ! ВАША БУКВА Ь»
(В конверте лежит «Ь»)
11. – Как хорошо, что мягкий знак (кстати, «знак», а не «звук») понял, что он один не составит ни одного слова. Только вместе, дружно можно чего-то добиться! Ставлю Ь на самое почетное место среди букв.
- Вставьте его в слова ГРУСТЬ, ПЕЧАЛЬ, где он был пропущен. Читаем хором!
- Как хорошо, что буквы снова вместе! Вот и мы такие разные, но так нужны друг другу!
- Теперь мы можем спокойно и радостно заняться письмом. Приготовьтесь:
Я тетрадочку открою и наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
(Работа в индивидуальных тетрадях по письму)
• Пальчиковая гимнастика перед началом письма.
• Посмотрите, как наклонно прописаны линии;
• Теперь тупым концом ручки проведите по образцам;
• Обведите по пунктирным линиям;
• Продолжите самостоятельно до конца строки;
• Выполнить одну строчку.
12. Подведение итогов НОД:
• чему вы сегодня научились?
• Что было трудным?
• Что больше всего понравилось? Не понравилось?
• А чему бы вы хотели научить родителей?
• Посчитайте заработанные орешки, и мы узнаем, кто сегодня особенно старался.
• уберите свое рабочее место, а Ь нам надо прикрепить на «Древо мудрости».
Спасибо вам, дорогие мои, за работу. Я с вами сегодня многому научилась!