МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи «Как буквы поссорились» (подготовительная к школе группа)

Татьяна Архипова
Конспект НОД по развитию речи «Как буквы поссорились» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание через интеграцию образовательных областей:

• В области «Коммуникация» : развивать умение свободно высказывать свою мысль и аргументированно доказывать свое мнение;

• В области «Социализация» : воспитывать умение жить мирно друг с другом, ценить друг друга, радоваться успехам товарищей; помочь детям научиться верить в свои силы и повысить самооценку; воспитывать самостоятельность;

Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Как буквы поссорились“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах

• В области «Познание» : развивать умение моделировать слова с «Ь», продолжать обучение структурному анализу слова, закрепить полученные сведения о смягчающей роли «Ь»;

• В области «Здоровье» : развивать общую и мелкую моторику (подготовка руки к письму); сохранять физическое и психическое здоровье детей, создавая благоприятную атмосферу сотрудничества; следить за правильной посадкой детей во время выполнения заданий по письму; пальчиковая (перед письмом, глазная гимнастика (во время минуты отдыха).

Словарная работа:

подбор синонимов к заданному слову (печаль – грусть, развитие внимания к лексическому значению слова.

Материал к НОД:

• Набор изученных печатных букв на фланелеграфе;

• 2 письма, написанных печатными буквами, в черном и красном конвертах;

• Рабочие конверты по звуковому анализу с набором фишек красного, синего и зеленого цвета (для самостоятельной работы);

• Тетрадь по письму (для постановки руки);

• Пеналы с цветными карандашами и ручками;

• Сигнальные карточки для развития фонематического слуха;

• Орешки за рассудительные, верные ответы.

Важно: в процессе всей деятельности используется стиль диалогического общения, рассуждения педагога и детей проходят вслух, воспитатель ищет ответы вместе с детьми, размышляет, «ошибается», обстановка непринужденная, доброжелательная. Принимается любое, даже ошибочное мнение, если оно аргументируется. На вопросы, адресованные детям, дается возможность высказаться всем желающим.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

1. – Ребята, давайте напомним, что можно и нельзя делать во время нашей работы: нельзя мешать другим думать, нельзя перебивать друг друга, нельзя огорчаться в случае неудач и ошибок, а стараться их исправить, нельзя смеяться над товарищами; можно и нужно думать и рассуждать, верить, что все получится, нужно радоваться успехам товарищей, нужно внимательно слушать, а иначе пропустишь важное и интересное, нужно правильно сидеть, чтобы не стать горбатыми.

Я тоже обязана придерживаться ваших правил: ведь мы будем работать и, конечно, думать и учиться вместе! А наши орешки будут нам помогать!

2. – Итак, начнем! Я произнесу слово, а вы определите, не допустила ли я ошибки (работа с сигнальными карточками) :

ОБИДА - обита, опида, обида, обипа, опита, обида.

3. - Вы знаете, как только я произнесла это слово, что-то мне неспокойно стало, как будто ночью здесь произошло что-то нехорошее. Вы не почувствовали? Давайте посмотрим повнимательнее!

- Воспитатель смотрит на фланелеграф и растерянно произносит: «Буквы на фланелеграфе, которые мы знаем. Но все ли они здесь? А где же Ь? Может, эта буква упала или спряталась? А вот какой-то черный конверт. Что-то я боюсь его вскрывать… Но вдруг именно в нем ответ!

(Вскрывает. Там письмо.)

- Прочтите. Я не могу.

(Читает несколько детей) : «Я УХОЖУ НАВСЕГДА. БУКВЫ РЕШИЛИ, ЧТО Я НЕ НУЖНА ИМ. Я НЕ ОБОЗНАЧАЮ ЗВУКА. БУКВА «ь»

- Вот в чем дело! Буквы решили, что Ь не нужен. Что же делать? А если еще какая-нибудь буква обидится? Это же катастрофа! А ведь Ь хотя и не произносится, для чего-то нужен! Для чего?

(Рассуждения детей, которые сами берут себе орешки за хорошую работу и верные ответы).

4. – Итак, мы должны доказать буквам, что нельзя им друг без друга. Так же, как и людям. Будем в каждой нашей работе показывать буквам, как неправильно они поступили, чтобы и нам не повторять их ошибок.

Достаньте конверты и приготовьтесь «ловить» звуки!

Слово П-Е-Ч-А-ЛЬ

(Игра «Поймай словечко!» : по одному звуку воспитатель как бы бросает звуки, дети ловят их и в виде звуковой схемы выкладывают на наборном полотне конверта. Воспитатель чуть медленнее делает то же самое на доске, но с ошибками – «из-за расстройства», дети помогают исправить ошибки. Обращает внимание детей, что последний звук отмечаем зеленой карточкой, т. к. он мягкий. Почему)

5. – Дорогие мои помощники, а сколько в слове ПЕЧАЛЬ частей (слогов? Докажите всеми возможными способами!

6. - А теперь я слово «ПЕЧАЛЬ» напишу на доске, а вы проверьте.

( пишу без Ь: ведь у нас его нет)

7. - А какое слово похоже на слово «ПЕЧАЛЬ», слово-друг, которое может заменить наше слово? (ответы детей подводят к слову «ГРУСТЬ», которое пишу на доске тоже без Ь).

- Слышите, что слова звучат как-то не так!

- Итак, мы видим и слышим, что не получаются слова без Ь! Но ведь есть звуки и буквы-волшебники, которые смягчают предшествующие согласные звуки. Может, попробуем их использовать! Ведь схема подсказывает нам, что звук Л произносится мягко!

(подставляем к написанному на доске слову «ПЕЧАЛ» поочередно И,Е,Ё,Я - не получается нужное звучание)

- Я придумала! Давайте возьмем «Р» : ведь она так похожа на «Ь». ( Дети читают: ПЕЧАЛР. Увы)

8. - Я думаю, чтобы мы смогли до конца доказать буквам их неправоту, надо отдохнуть и вспомнить о том, что только дружно «все не грузно, а врозь – хоть брось!»

Минутка отдыха с произвольным показом движений, подходящих к стихам, каждый ребенок в своем самовыражении, а также с использованием приемов кинезиологии и биоэнергопластики, :

Медвежата в чаще жили,

Нежно, радостно дружили:

Не гордились, не ругались,

А друг другу улыбались.

Мишки фрукты собирали,

Дружно яблоньку качали,

Никого не обижали,

А друг другу помогали.

А потом они плясали,

Лапки к солнцу поднимали.

Жили дружно, без обид.

Поучиться нам – не стыд!

А потом за парты мишки

Тихо так садились.

Озорные шалунишки

Старательно учились.

9.- Рассаживайтесь поудобнее и продолжим. Очень хочется, чтобы вы смоделировали слова БОЛЬ, ГРУСТЬ (именно так можно обозначить состояние буквы Ь). Мы можем при этом обойтись без Ь?

( рассуждения детей: ведь при моделировании речь идет только о звуках, а Ь звука не обозначает).

- Выберите для этой работы себе друга, чтобы быстрее и веселее шло дело.

(Дети работают в парах и составляют совместную модель, а желающая пара моделирует на фланелеграфе. Затем вместе с воспитателем результат анализируется, отмечается при этом радость парного труда)

- Почему у вас последний звук обозначен зеленой карточкой? Волшебниц нет, а звук мягкий. Что же его смягчило?

(Рассуждения детей, подводящие к тому, что Ь служит для смягчения предшествующих согласных звуков. Значит, он тоже волшебник)

- Если бы не было Ь, каким бы был последний звук? (рассуждения детей)

10. – Мы проделали такой длинный путь расследования, привели много доказательств, и теперь я хочу обратиться к уважаемым буквам : «Дорогие буквы! Разве может любая из вас похвастать тем, что она выполняет такую волшебную роль в русском языке: не обозначает звука, но смягчает согласные? А буква Ь может! Но вы уже, наверное, поняли, что его нужно срочно вернуть! Но вот как? Где же его теперь искать?»

2 – ой воспитатель:

- Подождите, я поняла, что это именно вам почтальон передал вам этот странный конверт!

(вскрываем красный конверт, читаем) :

«ДРУЗЬЯ! ПРОСТИТЕ МЕНЯ, НО Я БЕЗ ВАС НЕ МОГУ! ВАША БУКВА Ь»

(В конверте лежит «Ь»)

11. – Как хорошо, что мягкий знак (кстати, «знак», а не «звук») понял, что он один не составит ни одного слова. Только вместе, дружно можно чего-то добиться! Ставлю Ь на самое почетное место среди букв.

- Вставьте его в слова ГРУСТЬ, ПЕЧАЛЬ, где он был пропущен. Читаем хором!

- Как хорошо, что буквы снова вместе! Вот и мы такие разные, но так нужны друг другу!

- Теперь мы можем спокойно и радостно заняться письмом. Приготовьтесь:

Я тетрадочку открою и наклонно положу.

Я от вас, друзья, не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

(Работа в индивидуальных тетрадях по письму)

• Пальчиковая гимнастика перед началом письма.

• Посмотрите, как наклонно прописаны линии;

• Теперь тупым концом ручки проведите по образцам;

• Обведите по пунктирным линиям;

• Продолжите самостоятельно до конца строки;

• Выполнить одну строчку.

12. Подведение итогов НОД:

• чему вы сегодня научились?

• Что было трудным?

• Что больше всего понравилось? Не понравилось?

• А чему бы вы хотели научить родителей?

• Посчитайте заработанные орешки, и мы узнаем, кто сегодня особенно старался.

• уберите свое рабочее место, а Ь нам надо прикрепить на «Древо мудрости».

Спасибо вам, дорогие мои, за работу. Я с вами сегодня многому научилась!

Публикации по теме:

Презентация «Мокрые ладошки, песочные дорожки»Презентация «Мокрые ладошки, песочные дорожки» Проект «Мокрые ладошки, песочные дорожки» предназначен для работы с детьми раннего возраста. Данный проект содержит материал по образовательной.

Режим реализации образовательных областей в подготовительной группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Как буквы поссорились» (подготовительная к школе группа)
Опубликовано: 26 сентября 2013 в 13:03
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи «Как буквы поссорились» (подготовительная к школе группа)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Архипова (УИ 135189) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД