Александра Шистерова
Конспект НОД по развитию речи «Поздняя осень» с использованием приемов ТРИЗ-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ННОД по развитию речи «Поздняя осень» с использованием приёмов ТРИЗ-технологии в старшей группе «Непоседы»
Тема НОД: "Поздняя осень"
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная.
Форма организации: фронтальная, подгрупповая.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Поздняя осень“ с использованием приемов ТРИЗ-технологии» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Форма работы: игра «Мы вместе», проблемная ситуация, игра «Погода осенью» (игра с мячом, физминутка «Листочки», ТРИЗ (системный оператор) игра «Необыкновенный листок», игра «Улетаю, не улетают», ТРИЗ игра «Хорошо-плохо», зарисовка рассказа схемами.
Оборудование и материалы: мультимедиа, письмо, мяч, осенние листочки, мольберт, белый лист А4, силуэты зайцев (белый, серый, листы для зарисовки, фломастеры.
Предварительная работа: чтение детям рассказов об осени, разучивание стихотворений, беседы о признаках осени, наблюдение в природе за осенними явлениями, просмотр презентаций: «Зимующие и перелетные птицы», «Как звери готовятся к зиме», знакомство с дидактическим пособием «Чудесный экран».
Цель: способствовать речевому развитию детей в различных видах деятельности.
Образовательные задачи:
- Закрепить умение развернуто отвечать на вопросы воспитателя, устанавливать связь между признаками в природе, используя объекты живой и неживой природы.
Развивающие задачи :
- Развивать способность анализировать, делать выводы, умозаключения и формулировать их, отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к природе.
Ход занятия:
(звучит музыка) Дети заходят под музыку и становятся полукругом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, поздороваемся с ними, подарим им улыбку.
Игра «Мы вместе»
Я люблю наш детский сад!
В нем полным-полно:
Мышат?
Цыплят?
Утят?
Бельчат?
Ребят?
Хорошо, когда мы вместе –
Настроение – чудесней!
Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо? «Детский сад «Лесная сказка», детям старшей группы «Непоседы» Обратный адрес: Лесная заячья поляна.
«Здравствуйте. Пишут вам лесные зайчата. Мы не знаем, пора ли нам менять серые шубки на белые? Кончается осень или нет? Подскажите, когда зима будет в лесу?
Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое».
Воспитатель: Очень интересный вопрос задали зайчата. Вы хотите помочь зайчикам принять правильное решение?
Дети: Да
Воспитатель: Как мы сможем им помочь?
Дети высказывают свои мнения
Воспитатель: Дети, зайцам очень повезло, мы с вами уже много знаем об осени, и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.
Присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды? О чем рассказывает диктор?
(про температуру воздуха, направление ветра, осадки)
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру, вставайте около стульчиков.
Игра «Погода осенью» (игра с мячом)
«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать» Кому я дам мяч, тот должен ответить на мой вопрос: какая бывает погода осенью?
Когда идет дождь — дождливая.
Когда дует ветер – ветреная.
Когда светит солнце — солнечная.
Холодно — холодная.
Пасмурно — пасмурная.
Сыро — сырая.
Хмуро — хмурая.
Ясно – ясная.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали, какая погода бывает осенью.
Присаживайтесь.
Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. Сентябрь осень начинает, а ноябрь осень заканчивает.
Воспитатель: А теперь ребята посмотрите на экран (слайд, что изображено на картинке?
(слайд - листопад)
Послушайте четверостишие про осенние деревья :
Плакали ночью желтые клены,
Вспомнили клены, что были зелены.
С желтой березы тоже капало,
Значит, береза тоже плакала.
Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?
Дети: (Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки).
Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?
Дети: (Мало солнца, стало холодно)
Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?
Дети: (Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега).
Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались
(звучит музыка, дети танцуют)
Физминутка «Листочки». (С листочками)
Мы листочки осенние
На ветках мы сидим
Дунул ветер – полетели
И на землю тихо сели
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Закружились полетели
Весело они летели
И на землю сели.
Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.
Игра «Необыкновенный листок»
Воспитатель: Ребята, на самом деле листок может рассказать нам о себе много интересного. А поможет нам в этом наш «чудесный экран». Посмотрите, листочек находится в середине экрана (зеленый лист). Верхние клеточки, которые находятся над листом, их три, предлагают нам вспомнить, где живут осенние листья?
Дети отвечают, воспитатель зарисовывает их в верхних клеточках – дерево, куст, трава.
Воспитатель: Три клеточки под листом, предлагают рассказать, какие бывают осенние листочки. (листочки бывают разные – зеленые, желтые, красные. По форме – круглые, овальные. По размеру – большие и маленькие. Внутри каждого листочка есть тоненькие ниточки – прожилки. Если бы их не было, то листочек бы рассыпался. Края у листочка могут быть ровные или с зубчиками.
Воспитатель: Клеточка слева предлагает нам путешествие в прошлое листа — как он появился на свет?
Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно — это веточка с почками. — Клеточка справа предлагает нам представить, что же будет с нашим листочком в будущем.
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно же, он превратится в лист коричневого цвета.
Ребята, а вы знаете, сколько живёт листочек?
Листочек живет всего один год, но за это время он несколько раз меняется.
Воспитатель: А вот скажите, пожалуйста, какие птицы бывают?
Дети: перелётные, зимующие
Воспитатель: А что изображено экране?
(слайд - Птицы улетают на юг)
Как вы думаете, почему птицы улетают на юг?
(Рассуждения детей)
А все ли птицы улетают?
Игра «Улетают, не улетают»
Воспитатель: Я вам буду называть птицу, если она будет зимующая вы говорите чик-чирик, если перелётная - махаете руками.
(Воробьи, вороны, дикие утки, сороки, лебеди, синицы, грачи, домашние гуси, дятлы, глухари, голуби)
Воспитатель: Почему зимующие остаются у нас зимовать? (У этих птиц оперенья гуще, они прилетают ближе к жилью человека. Человек о них заботится) Воспитатель: У вас отличные знания о птицах. А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме?
(слайд - медведь, ежик, лиса, барсук, волк)
Воспитатель: Какие изменения происходят в жизни зайца?
Ребята, а ведь наши зайцы спрашивают, пора ли менять шубку с серой на белую? Давайте мы в этом убедимся, проверим, надо ли менять зайцам шубку или нет.
Пройдите к столу.
На столах: лист А4, силуэты зайцев.
Воспитатель: Перед вами белый лист бумаги и силуэты зайцев. Положите серого зайку на лист и скажите его хорошо видно?
Это для зайки плохо или хорошо?
Воспитатель: А теперь давайте, приложим белого зайку, его будет видать зимой? Это плохо для зайки или хорошо?
(Осенью заяц меняет серую шубку на белую и становится не заметным на снегу. Поэтому легко, и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег)
Воспитатель: Как мы зайцам сообщим, что наступила осень, и зайцам пора менять серую шубку на белую?
Дети отвечают: Написать письмо.
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам про осень?
(слайд - Осень)
(Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Деревья голые Травка повяла. Исчезли насекомые. Улетели птицы на юг. Прилетели зимующие птицы в наши края. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят)
Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш поселок и направилась в лес, что зайцам пора менять шубки серые на белые, потому что к нам приближается зима. И вот эти доказательства мы отправим зайцам в письме. Я отнесу его на почту.
Воспитатель: А вам, ребята, я предлагаю весело провести время на прогулке, а потом самостоятельно придумать рассказ и зарисовать его маленькими рисунками-схемами. И мы с вами создадим свою книгу интересных рассказов.