Папки-передвижки

Конспект НОД по развитию речи «Поздняя осень» с использованием приемов ТРИЗ-технологии

Александра Шистерова
Конспект НОД по развитию речи «Поздняя осень» с использованием приемов ТРИЗ-технологии

Конспект ННОД по развитию речи «Поздняя осень» с использованием приёмов ТРИЗ-технологии в старшей группе «Непоседы»

Тема НОД: "Поздняя осень"

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная.

Форма организации: фронтальная, подгрупповая.

Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Поздняя осень“ с использованием приемов ТРИЗ-технологии» размещена в разделах

Форма работы: игра «Мы вместе», проблемная ситуация, игра «Погода осенью» (игра с мячом, физминутка «Листочки», ТРИЗ (системный оператор) игра «Необыкновенный листок», игра «Улетаю, не улетают», ТРИЗ игра «Хорошо-плохо», зарисовка рассказа схемами.

Оборудование и материалы: мультимедиа, письмо, мяч, осенние листочки, мольберт, белый лист А4, силуэты зайцев (белый, серый, листы для зарисовки, фломастеры.

Предварительная работа: чтение детям рассказов об осени, разучивание стихотворений, беседы о признаках осени, наблюдение в природе за осенними явлениями, просмотр презентаций: «Зимующие и перелетные птицы», «Как звери готовятся к зиме», знакомство с дидактическим пособием «Чудесный экран».

Цель: способствовать речевому развитию детей в различных видах деятельности.

Образовательные задачи:

- Закрепить умение развернуто отвечать на вопросы воспитателя, устанавливать связь между признаками в природе, используя объекты живой и неживой природы.

Развивающие задачи :

- Развивать способность анализировать, делать выводы, умозаключения и формулировать их, отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать любовь к природе.

Ход занятия:

(звучит музыка) Дети заходят под музыку и становятся полукругом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, поздороваемся с ними, подарим им улыбку.

Игра «Мы вместе»

Я люблю наш детский сад!

В нем полным-полно:

Мышат?

Цыплят?

Утят?

Бельчат?

Ребят?

Хорошо, когда мы вместе –

Настроение – чудесней!

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо? «Детский сад «Лесная сказка», детям старшей группы «Непоседы» Обратный адрес: Лесная заячья поляна.

«Здравствуйте. Пишут вам лесные зайчата. Мы не знаем, пора ли нам менять серые шубки на белые? Кончается осень или нет? Подскажите, когда зима будет в лесу?

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое».

Воспитатель: Очень интересный вопрос задали зайчата. Вы хотите помочь зайчикам принять правильное решение?

Дети: Да

Воспитатель: Как мы сможем им помочь?

Дети высказывают свои мнения

Воспитатель: Дети, зайцам очень повезло, мы с вами уже много знаем об осени, и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды? О чем рассказывает диктор?

(про температуру воздуха, направление ветра, осадки)

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру, вставайте около стульчиков.

Игра «Погода осенью» (игра с мячом)

«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать» Кому я дам мяч, тот должен ответить на мой вопрос: какая бывает погода осенью?

Когда идет дождь — дождливая.

Когда дует ветер – ветреная.

Когда светит солнце — солнечная.

Холодно — холодная.

Пасмурно — пасмурная.

Сыро — сырая.

Хмуро — хмурая.

Ясно – ясная.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали, какая погода бывает осенью.

Присаживайтесь.

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. Сентябрь осень начинает, а ноябрь осень заканчивает.

Воспитатель: А теперь ребята посмотрите на экран (слайд, что изображено на картинке?

(слайд - листопад)

Послушайте четверостишие про осенние деревья :

Плакали ночью желтые клены,

Вспомнили клены, что были зелены.

С желтой березы тоже капало,

Значит, береза тоже плакала.

Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?

Дети: (Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки).

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?

Дети: (Мало солнца, стало холодно)

Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?

Дети: (Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега).

Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались

(звучит музыка, дети танцуют)

Физминутка «Листочки». (С листочками)

Мы листочки осенние

На ветках мы сидим

Дунул ветер – полетели

И на землю тихо сели

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Закружились полетели

Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Игра «Необыкновенный листок»

Воспитатель: Ребята, на самом деле листок может рассказать нам о себе много интересного. А поможет нам в этом наш «чудесный экран». Посмотрите, листочек находится в середине экрана (зеленый лист). Верхние клеточки, которые находятся над листом, их три, предлагают нам вспомнить, где живут осенние листья?

Дети отвечают, воспитатель зарисовывает их в верхних клеточках – дерево, куст, трава.

Воспитатель: Три клеточки под листом, предлагают рассказать, какие бывают осенние листочки. (листочки бывают разные – зеленые, желтые, красные. По форме – круглые, овальные. По размеру – большие и маленькие. Внутри каждого листочка есть тоненькие ниточки – прожилки. Если бы их не было, то листочек бы рассыпался. Края у листочка могут быть ровные или с зубчиками.

Воспитатель: Клеточка слева предлагает нам путешествие в прошлое листа — как он появился на свет?

Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно — это веточка с почками. — Клеточка справа предлагает нам представить, что же будет с нашим листочком в будущем.

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно же, он превратится в лист коричневого цвета.

Ребята, а вы знаете, сколько живёт листочек?

Листочек живет всего один год, но за это время он несколько раз меняется.

Воспитатель: А вот скажите, пожалуйста, какие птицы бывают?

Дети: перелётные, зимующие

Воспитатель: А что изображено экране?

(слайд - Птицы улетают на юг)

Как вы думаете, почему птицы улетают на юг?

(Рассуждения детей)

А все ли птицы улетают?

Игра «Улетают, не улетают»

Воспитатель: Я вам буду называть птицу, если она будет зимующая вы говорите чик-чирик, если перелётная - махаете руками.

(Воробьи, вороны, дикие утки, сороки, лебеди, синицы, грачи, домашние гуси, дятлы, глухари, голуби)

Воспитатель: Почему зимующие остаются у нас зимовать? (У этих птиц оперенья гуще, они прилетают ближе к жилью человека. Человек о них заботится) Воспитатель: У вас отличные знания о птицах. А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме?

(слайд - медведь, ежик, лиса, барсук, волк)

Воспитатель: Какие изменения происходят в жизни зайца?

Ребята, а ведь наши зайцы спрашивают, пора ли менять шубку с серой на белую? Давайте мы в этом убедимся, проверим, надо ли менять зайцам шубку или нет.

Пройдите к столу.

На столах: лист А4, силуэты зайцев.

Воспитатель: Перед вами белый лист бумаги и силуэты зайцев. Положите серого зайку на лист и скажите его хорошо видно?

Это для зайки плохо или хорошо?

Воспитатель: А теперь давайте, приложим белого зайку, его будет видать зимой? Это плохо для зайки или хорошо?

(Осенью заяц меняет серую шубку на белую и становится не заметным на снегу. Поэтому легко, и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег)

Воспитатель: Как мы зайцам сообщим, что наступила осень, и зайцам пора менять серую шубку на белую?

Дети отвечают: Написать письмо.

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам про осень?

(слайд - Осень)

(Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Деревья голые Травка повяла. Исчезли насекомые. Улетели птицы на юг. Прилетели зимующие птицы в наши края. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят)

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш поселок и направилась в лес, что зайцам пора менять шубки серые на белые, потому что к нам приближается зима. И вот эти доказательства мы отправим зайцам в письме. Я отнесу его на почту.

Воспитатель: А вам, ребята, я предлагаю весело провести время на прогулке, а потом самостоятельно придумать рассказ и зарисовать его маленькими рисунками-схемами. И мы с вами создадим свою книгу интересных рассказов.

Публикации по теме:

«Поздняя осень». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Поздняя осень». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе Поздняя осень Цель: Систематизировать и пополнять словарный.

Долгосрочный практико-ориентированный проект: «Использование приемов ТРИЗ технологии в развитии речи дошкольников» Автор проекта: Петрова Ирина Владимировна, Воспитатель, высшая категория Содержание Пояснительная записка 1. Теоретическое обоснование.

Конспект НОД по развитию связной речи по технологии ТРИЗ с детьми старшей группы «В театре» План-конспект непосредственно - образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по развитию связной речи по технологии ТРИЗ.

Конспект НОД по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологий в подготовительной группе «Гуси-лебеди» Цель: Продолжать учить детей творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ. Образовательные задачи: 1. Уточнять и обогащать.

Конспект НОД по развитию речи «Поздняя осень» для детей старшего дошкольного возраста Пр. содержание: Закреплять знания детей о признаках осени, о том, как звери и птицы готовятся к зиме. Обучение детей творческому рассказыванию.

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологии в старшей группеКонспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологии в старшей группе ГБОУРК «КУВКИЛИ» Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ - технологии в старшей группе «Игра «Что? Где? Когда?»».

Конспект НОД с использованием технологии ТРИЗ «Ах, какая осень!» Программное содержание: Цель: обобщить и закрепить знания детей о доброте и добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в.

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Спасти заколдованную принцессу» Цель: развитие связной речи Задачи: - учить детей целенаправленному, последовательному рассматриванию отдельных эпизодов картины; -развивать.

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологии в первой младшей группе «В гостях у сказки Репка» Программное содержание: развивать внимание, формировать у детей желание рассказывать вместе с воспитателей, побуждать детей договаривать.

Занятие по математике и развитию речи с использованием приемов ТРИЗ в подготовительной группеЗанятие по математике и развитию речи с использованием приемов ТРИЗ в подготовительной группе Задачи: Развивать у детей логическое мышление, воображение, смекалку, умение рассуждать и делать выводы; продолжать учить детей рассказывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Поздняя осень» с использованием приемов ТРИЗ-технологии
Опубликовано: 25 февраля 2018 в 18:31
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД