Светлана Чекурова
Конспект НОД по развитию речи «Проделки Шапокляк» для средней группы детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи
Коррекционно-образовательные:
1. Совершенствование навыков пересказа знакомой сказки с опорой на
картинки
2. Расширение и активизация словаря по теме
3. Совершенствование грамматического строя речи
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие зрительного и слухового внимания и памяти на основе знакомых
сказок и загадок
2. Развитие конструктивного праксиса
3. Развитие темпо-ритмической и интонационной сторон речи
4. Развитие мелкой и общей моторики
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Проделки Шапокляк“ для средней группы детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Успенский Э. Чебурашка, крокодил Гена и др.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитание навыков доброжелательности, самостоятельности,
сотрудничества в игре и интереса к учебной деятельности
2. Воспитание бережного отношения к животным
Оборудование: мяч, картинки по сказкам, сказка переделанная (письмо, картинки с героями сказки «Заюшкина избушка», сундучок, кость, перо, мех, игра «Собери квадрат» и заготовка дом по числу детей, компьютер (1 слайд – Шапокляк, 2 слайд – картинки по сказке, 3 слайд - Шапокляк, аудиозапись голоса Шапокляк, шнурок и лазерная указка для зрительной гимнастики, пазл по сказке «Заюшкина избушка» для сюрпризного момента.
Предварительная работа: заучивание рифмовок и танца, чтение и беседа по сказке «Заюшкина избушка»
Ход занятия
1. Организационный момент
- Ребята, проходите, посмотрите, к нам пришли гости. Это логопеды из других детский садов. Они хотят посмотреть, как мы с вами занимаемся. Давайте с ними познакомимся и поздороваемся. (Логопед бросает мяч одному из гостей со словами: «Здравствуйте, меня зовут Светлана Сергеевна». Гость возвращает мяч, здоровается и представляется. Каждый ребенок по-образцу, здоровается с другими гостями).
- Молодцы, а теперь посмотрите на меня. Ребята, сегодня я пришла на работу и увидела на столе письмо. Оно адресовано нам. Откроем? Садитесь на места.
2. Сообщение темы занятия
(Логопед достает из конверта переделанную сказку и читает детям)
- «Жили-были лиса, волк да заяц. У лисы с волком была избёнка ледяная, а у зайца - лубяная.
Пришла весна, у лисы и волка избёнка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса с волком попросились у него переночевать, да его из избёнки и выгнали!
Сидит на пеньке зайчик и плачет. Идет мимо Ниф-Ниф.
- Что, зайчик, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы с волком - ледяная. Попросились они ко мне ночевать, да меня и выгнали!
- Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избёнке, Ниф-Ниф говорит: «Поди, лиса с волком вон!» А лиса им с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!» Ниф-Ниф испугался и убежал.
Зайчик опять сидит, плачет. Проходит мимо Нуф-Нуф.
- О чём, зайчик, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы и волка - ледяная, попросились они ко мне ночевать, да меня же и выгнали!
- Не плачь! Я твоему горю помогу!
- Нет, не поможешь! Ниф-Ниф гнал - не выгнал и тебе не выгнать!
- Нет, выгоню! - Подошли они к избёнке, Нуф-Нуф как закричит: «Поди, лиса и волк вон!» А лиса им с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!» Нуф-Нуф испугался и убежал.
Сидит зайчик плачет пуще прежнего. Идет мимо Наф-Наф.
- O чём, зайчик, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы с волком - ледяная. Попросились они ко мне переночевать, да меня же и выгнали!
- Пойдём, я твоему горю помогу!
- Нет не поможешь! Ниф-Ниф гнал - не выгнал, Нуф-Нуф гнал - не выгнал, и тебе не выгнать!
- Нет, выгоню! Подошли они к избёнке, Наф-Наф говорит: «Поди, лиса с волком вон!» А лиса им с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!» Наф-Наф испугался и убежал.
Так и остался зайчик без избушки, а лиса и волк стали жить-поживать да добра наживать. Привет от Покшаляк».
- Ребята, по-моему в этой сказке все перепутано. И подпись какая-то странная «Привет от Покшаляк». Что же это за Покшаляк? Послушайте загадку:
Я старушка хоть куда:
И умна, и молода!
Со мною всюду крыска
По имени Лариска!
- Шапокляк.
- Верно это Шапокляк, посмотрите вот она (слайд 1). Так вот кто испортил сказку! Предлагаю вам исправить и вернуть всех героев в сказку.
3.«Найди нужную сказку»
- Ребята, скажите, какую сказку испортила Шапокляк
- «Заюшкина избушка»
- Верно, молодцы, это сказка «Заюшкина избушка». Подойдите к столу и найдите картинку, на которой изображена эта сказка. (Логопед вывешивает картинку на магнитную доску)
-Молодцы!
4. Дидактическая игра «Кто лишний?»
- В сказке Шапокляк три главных героя: заяц, волк и лиса. (Картинки с героями вывешиваются на магнитную доску) Какого героя в сказке не было?
- Волка
5. Игра «Подбери словечко»
- Верно, молодцы, волка в этой сказке не было. Начало у сказки такое: «Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная».
Ребята, лубяная – это значит сделанная из луба, а луб – это слой коры дерева. Значит изба у зайца сделана из дерева, то есть она какая?
- Деревянная
- Верно, а если изба сделана из соломы. Даша, она какая?
- Соломенная
- Молодец, а если изба сделана из камня. Кирилл, она какая?
- Каменная
- Умничка, а если изба сделана из кирпича. Агата, она какая?
- Кирпичная.
- Молодцы!
6. Игра с предлогами
- Итак, у зайца избушка лубяная, а ледяная у кого?
- Ледяная избушка у лисы
- Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она к кому?
- Лиса попросилась к зайцу
- Да и выгнала его откуда?
- Выгнала его из избушки
- Сидит зайка где?
- Сидит зайка на пеньке
- И плачет. А помогали ему в сказке Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Верно?
- Нет
- Из какой сказки эти герои?
- Из сказки «Три поросенка»
7. Игра «Отгадай героя»
- Верно, молодцы! Зайчику помогали другие герои. Шапокляк спрятала их в волшебный сундучок, отгадайте загадки, и мы узнаем, какие это герои.
Отгадайте, кто помогал зайчику первым.
Живет под крылечком,
Хвостик колечком.
Громко лает, прохожих пугает.
- Собака
- Верно, Даша, загляни в сундучок, какой предмет нужен собаке? Что это?
-Косточка
- Почему ты выбрала кость?
- Потому что собаки любят грызть кости
- Молодец, садись (логопед достает картинку собаки, прикрепляет к магнитной доске). Помогла собака зайчику?
- Нет, она испугалась и убежала
- Молодцы, давайте отгадаем, кто помогал вторым
Он большой и косолапый
Любит мед лизать он лапой,
Может громко он реветь.
Кто же это?
- Медведь
- Верно, Кирилл, подойди, и возьми из сундучка то, что напоминает медведя.
Что это?
- Мех
- Почему ты его взял?
- Потому что он похож на шкуру медведя, он бурый, лохматый
- Молодец, садись (логопед достает картинку медведя, прикрепляет к магнитной доске рядом с собакой). Помог медведь зайчику?
- Нет, он тоже испугался и убежал
- Осталось освободить третьего помощника, послушайте загадку
Хвост с узорами, сапоги со шпорами.
Рано встает, голосисто поет.
- Петух
- Молодцы, Агата, подойди и возьми то, что лежит в сундучке. Что это?
- Перышко
- Что ты можешь о нем рассказать?
- Оно красное, красивое, легкое, пушистое
- Умница, садись. Молодцы, ребята, все загадки отгадали и вернули героев в сказку. Перечислите всех героев сказки «Заюшкина избушка».
- Заяц, лиса, собака, медведь и петух
8. Физкультурная минутка
- Молодцы, вставайте, давайте сделаем звериную зарядку (дети имитируют движения животных)
Мы в лисичек поиграем
Плавно хвостиком виляем
Говорим тихонько мы:
- Тяф-тяф-тяф (произносим 4 раза тихо)
А собаки громко лают,
Очень быстро пробегают:
- Гав-гав-гав (произносим 4 раза громко)
Ну а мишка косолапый
Широко, расставив лапы,
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте
И рычит он грубо:
- Ы-ы-ы-ы-ы-ы
А наш Петя-петушок,
Подняв красный гребешок,
Важно по двору шагает,
Звонко песню распевает
- Ку-ка-ре-ку
Заяц любит поиграть,
Да и лапками стучать.
Ты послушай раз, два, три,
Точно также повтори.
(логопед ритмично хлопает в ладоши, дети повторяют ритм вслед за логопедом – игра повторяется несколько раз).
- Молодцы! Отдохнули? Садитесь на места.
9. Дидактическая игра «Что изменилось?»
- Ребята, давайте поиграем с героями сказки. Закрывайте глаза (логопед меняет картинки героев местами).
10. Пересказ сказки с опорой на картинки
- Молодцы! Вы готовы рассказать всю сказку «Заюшкина избушка»? А поможет вам картинки, подойдите ко мне (слайд 2, картинки по сказке появляются поочередно, дети пересказывают сказку по частям).
- Молодцы, очень хорошо!
11. Зрительная гимнастика
- Посмотрите на меня.
Поморгайте быстро-быстро,
Зажмурьтесь.
Следите глазками за лучом
(на доске из шнура сделан силуэт дома, логопед лазерной указкой ведет по шнуру)
Закройте глазки, откройте.
- Молодцы! Ребята, почему сказка «Заюшкина избушка» народная?
- Потому что ее придумал народ
12. Игра «Собери дом»
- Верно. Предлагаю вам изменить конец сказки. Жалко лисичку на улице оставлять. Нужно ей домик построить, сама она не сможет, давайте ей поможем. Садитесь на места (дети составляют из фигур домик)
- Молодцы! Оставьте избушки на столах, лиса выберет, где она будет жить.
13. Танец
- Посмотрите, ребята, Шапокляк вернулась (слайд 3, аудио запись голоса Шапокляк: «Ребята, какие вы молодцы! И мое имя вернули, и сказку исправили. Я больше так не буду, простите меня. Я хочу с вами станцевать!»)
- Простим Шапокляк? Пойдемте потанцуем (дети с логопедом танцуют под музыку «Голубой вагон»)
14. Итог занятия
- Ребята, какую сказку мы сегодня вспоминали? Что вам понравилось на занятии? Шапокляк с героями приготовили для вас сюрприз (пазл)