МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблиц в подготовительной группе

Светлана Черкашина
Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблиц в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблиц в подготовительной группе «В гости любим мы ходить, но зимние месяцы решили к себе пригласить».

Цель:

Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить детей составлять описательный рассказ на тему «Зима» с опорой на мнемотаблицу.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблиц в подготовительной группе» размещена в разделах

Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными, формировать умение отвечать на вопросы, подбирать родственные (однокоренные) слова, пересказывать текст, используя мнемотаблицу, упражнять в составлении простого распространенного предложения.

Развивающие :

Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Предварительная работа: беседы о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.

Оборудование: «снежки»- ватные диски; ларец с заданиями; видеопроектор, ноутбук.

Ход НОД

Организационная часть. Психологический настрой.

Воспитатель: В лес сегодня на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Вам, ребята, не найти.

Друг за другом становитесь, (встать в круг)

Крепко за руки беритесь,

По дорожкам, по тропинкам

По лесу гулять пойдём (идти)

Приключения найдём!

Речевая разминка.

Воспитатель: Ребята, мы взялись за руки и сейчас, чё тко все вместе повторяем волшебные слова:

«Ра-ра-ра – в сказку нам пора,

Ги-ги-ги – нам тропинка помоги.

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно сказку начинать»

(открывается ширма, а за ней – волшебный ларец украшенный снежинками).

Воспитатель: Ребята, для того чтобы открыть нам ларец нужно выполнить задание, которое приготовила нам зима на этих красивых снежинках.

(Воспитатель берет снежинку с ларца).

Основная часть

1. Дидактическая игра «Подбери признаки».

Воспитатель: Какое сейчас время года? (слайд 1)

Воспитатель: Зима какая? (холодная, морозная, снежная, снежная, веселая, суровая, студеная, длинная)

Воспитатель: Чего очень много зимой? (снега)

Воспитатель: Снег какой (белый, пушистый, мягкий, чистый)

Воспитатель: Сколько зимних месяцев? (Три)

Воспитатель: Как их зовут? (Декабрь, Январь, Февраль)

Воспитатель: Знаете ли вы, сколько месяцев в году? (Двенадцать)

Воспитатель: Давайте с вами вспомним, как их зовут?

2. Физкультминутка «Двенадцать месяцев». Импровизация движений.

Воспитатель: А сейчас запоминай: (Дети грозят пальцем.)

Это март, апрель и май, (По очереди загибают пальцы на одной руке.)

Три сыночка-месяца (Поднимают вверх три пальца.)

Шаловливы и ловки (Хлопают в ладоши.)

Лета красного сынки:

Вот июнь, июль, за ним (Отводят в сторону одну руку, потом в другую).

Август рыбку ловит им. (Прижимают ладони друг к другу и качают ими.)

Вот прошли весна и лето. (Проходятся пальчиками по бёдрам к коленкам.)

Осень в золото одета. (Ставят руки на пояс и повороты из стороны в сторону.)

На дворе сентябрь, октябрь. (Отводят в сторону одну руку, потом другую.)

С дождиком всегда ноябрь. (Стучат указательным пальцем одной руки по ладони другой, дождик)

У зимы же, посмотри, (Вытягивают обе руки вперёд.)

Дети есть -их тоже три: (Поднимают три пальца.)

Декабрь, январь и февраль (Загибают по очереди пальцы.)

Одели все в снежную шаль. (Поднимают руки и постепенно опускают

их, делая мягкие движения кистями рук.)

Воспитатель: Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются все вместе. Но люди рассказывают, будто в одной волшебной сказке была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. Вы уже догадались, о какой сказке идет речь? (Да)

Воспитатель: Как называется сказка? (Сказка «Двенадцать месяцев») (слайд 2)

Воспитатель: Кто автор этой сказки? (С. Я. Маршак)

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли собирать цветы в зимнем лесу, в январе?

Воспитатель: Почему нельзя? (Размышления детей)

Воспитатель: Что бывает зимой?

Воспитатель: Какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки и озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.) (слайд 3)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами зимние месяцы, и назовем их еще раз. (Декабрь, Январь, Февраль)

На экране картины о декабре, январе, феврале.

Рассказ воспитателя о зимних месяцах

Воспитатель: (слайд 4) Декабрь – последний месяц года, первый месяц зимы.

Этот месяц год кончает,

Зиму нашу начинает,

Реки льдом он покрывает

Ну и Рождество справляет.

В месяц этот дни короче,

А длинней конечно ночи.

В декабре лежат снега

На полях и на лугах.

Только наш декабрь пройдет,

Народ встречает Новый год.

Воспитатель: (слайд 5) Январь – первый месяц года и второй месяц зимы.

Посмотрите, во дворе

Все деревья в серебре.

Пляшет белая метель

В новогодний первый день.

Отшумели праздники,

Говорят проказники:

“Старый год немного жаль,

А на улице январь»

Воспитатель: (слайд 6) Февраль – последний месяц зимы.

В феврале, в феврале

Вьюга мчится на метле,

Заметает все пути,

Чтобы марту не пройти,

Не пройти — не придти

И весну не привести!

Воспитатель: Ребята, а какие они зимние месяцы? (холодные, снежные, и т. д.)

Воспитатель: Какой у них характер? ( ответы детей: суровый, дерзкий, ледяной и т. д.)

Воспитатель: Настало время, пригласить в гости к нам: Декабрь, Январь, Февраль.

Воспитатель: Ребята, кто же нам приготовил ларец? (Братья – зимние месяцы.)

Воспитатель: Ну конечно! Зимние месяцы решили с вами поиграть и отправили вам волшебный ларец. Если вы готовы, то в добрый путь!

Воспитатель: Ой, он не открывается! Надо сказать волшебные слова, чтобы ларец открылся. Повторяйте за мной:

«РА-Ра-Ра – в сказку нам попасть пора

«Ларец замочек отвари, ребятам чудо покажи».

Из ларца воспитатель достает корзину со снежками.

Воспитатель: Ребята, горку можно строить не только из снега, но даже из слов. Давайте попробуем. Я буду вам загадывать загадки, вы их отгадываете, а за каждую правильную отгадку берете «снежок» (ватный диск) и строите горку. Если вы верно отгадаете загадку, на экране появиться ответ. Посмотрим, насколько высокая горка у вас получится.

3. Отгадывание загадок.

1. Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять - так надевать,

Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички) Слайд 7

2. Что за нелепый человек

Пробрался к нам

В двадцатый век?

Морковкой нос,

В руке метла,

Боится солнца

И тепла? (Снеговик) Слайд 8

3. Он слетает белой стаей и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.) Слайд 9

4. Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы, В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи.) Слайд 10

5. С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые. (Снежинки) Слайд 11

6. Белый дед, белее нет.

Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.

Лежит всю зиму

- Никто не поднимет.

Весна придет

- Он сам уйдет. (Сугроб) Слайд 12

Воспитатель: Снова загляну в ларец и достану из него следующее задание.

4. Игра «Какой? Какая?» (подбор однородных определений к словам)

Воспитатель: Назовите как можно больше слов, которые отвечают на ворос - какой? какая?

Воспитатель: Слайд 13. ЗИМА (какая) – снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная и т. д.

Слайд 14. СНЕГ (какой) – пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный. Колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый.

Слайд 15. ЗИМНИЙ ДЕНЬ (какой) – ясный, короткий, морозный.

Слайд 16. ЛЕД (какой) – тяжелый, прозрачный, холодный, ломкий, скользкий.

Слайд 17. МОРОЗ (какой) - трескучий, ледяной.

Слайд 18. СНЕЖИНКА (какая) - искристая, пушистая, холодная.

Воспитатель: Снова загляну в волшебный ларец и достану следующее задание, которое приготовили месяцы. А здесь игра «Доскажи словечко», давайте встанем в круг и поиграем. Братья - месяцы забыли дописать слова в стихотворении, давайте им поможем, и подскажем нужные слова.

6. Игра «Доскажи словечко».

- Тихо, тихо как во сне падает на землю …СНЕГ

- С неба все скользят пушинки - серебристые …СНЕЖИНКИ

- Вот веселье для ребят все сильнее …СНЕГОПАД

- Вот веселье для ребят все сильнее… СНЕГОПАД

- Снежный ком на снежный ком, все украсили …СНЕЖКОМ (снег ласково)

- Будто глыбы вековые здесь фигуры… СНЕГОВЫЕ

- Словно для холодной королевы они …СНЕЖНОЙ

- Кто же это? …СНЕГОВИК

- Рядом снежная фигурка - это девочка …СНЕГУРКА

- На снегу то посмотри с красной грудкой …СНЕГИРИ

- На хороший снежный скат нужен быстрый …СНЕГОКАТ

- Набирая быстрый ход в лесу мчится …СНЕГОХОД

- Словно в сказке как во сне землю всю украсил …СНЕГ.

Воспитатель: Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик)

Воспитатель: На какое слово они все похожи? (на слово «снег»)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вот сколько слов вы назвали. А теперь, детвора, ждет вас новая игра.

7. Зимняя игра «Мороз, Снежинка и Пурга»!

Если я скажу "Мороз" - стой, как будто ты замерз!

Если я скажу "Снежинка" - все кружитесь, как пушинки!

Если я скажу "Пурга" - разбегайтесь кто куда!

- Молодцы! Все ловкие, быстрые и внимательные!

8. Составление рассказа детьми о зиме по мнемотаблицам. Слайд 19.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам составить для братьев - месяцев рассказ о зиме. В этом нам поможет наша помощница-таблица. Посмотрим на экран, на нем появилась волшебная таблица. По ней мы будем составлять рассказ о зиме. Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все картинки. Каждая картинка - это новое предложение.

Рассказ должен быть полным, интересным. Вы знаете, в рассказе должно быть начало:

Например: К нам пришла зима. Наконец-то, наступила зима!

Затем идет основная часть. О чем говорится, что изображено.

И закончить рассказ: Я люблю зиму!

(Дети составляют рассказы по мнемотаблице о зиме).

Заключительный этап.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие, надо прощаться с зимними месяцами. Им понравились ваши ответы. Вы запомнили, как их зовут? Свой волшебный посох они передадут другим братьям - месяцам. Как вы думаете, какому времени года? Каким месяцам? Правильно, весне и месяцам – Марту, Апрелю, Маю. Слайд 20.

Воспитатель: Давайте повторим волшебные слова: «Ра-ра-ра – возвращаться нам пора»

(ширма ставится на место)

Воспитатель: Понравилось вам путешествие? Какие задания мы с вами выполняли? А что больше всего вам понравилось?

Воспитатель: Ребята, вы сегодня все молодцы. За хорошую работу и выполнение заданий Декабрь, Январь и Февраль вам передали угощение.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию для старшей группы «Путешествие «В поисках Колобка» с использованием мнемотаблицКонспект НОД по речевому развитию для старшей группы «Путешествие «В поисках Колобка» с использованием мнемотаблиц Тема: Путешествие «В поисках Колобка» с использованием мнемотаблицы. Цель: Создание социальной ситуации развития посредством познавательной.

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники в средней группе «Рассказывание сказки «Теремок»Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники в средней группе «Рассказывание сказки «Теремок» Программное содержание: Цель: развивать связную речь детей посредствам мнемотехники. Задачи: Обучающая: продолжать учить детей составлять.

Конспект НОД по развитию речи «В гости к бабушке в деревню» с использованием элементов УНТ в средней группеКонспект НОД по развитию речи «В гости к бабушке в деревню» с использованием элементов УНТ в средней группе "В гости к бабушке в деревню" с использованием элементов устного народного творчества. Программное содержание: Образовательные задачи:.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием мнемотаблицы «Домашние животные» Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием мнемотаблицы: "Домашние животные" Цель: Закрепить знания детей о домашних.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Заюшкина избушка» с использованием мнемотаблицКонспект НОД по развитию речи в средней группе «Заюшкина избушка» с использованием мнемотаблиц Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: обучать детей пересказу сказки, учить детей.

Конспект занятия по развитию речи и речевому общению с использованием мнемотаблиц в старшей группе «В гостях у сказки» Задачи: Учить детей рассказывать сказку без помощи воспитателя с использованием мнемотаблиц и иллюстраций. Учить подбирать антонимы. Закрепить.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Мы — снежинки» (с использованием мнемотаблиц)Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Мы — снежинки» (с использованием мнемотаблиц) Цель: формирование у детей умения воспринимать литературные произведения с помощью мнемотаблиц. Программные задачи: Образовательные: •.

Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группеКонспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе ДОУ с использованием театрализации по сказке «Теремок» Конспект занятия по развитию речи с использованием театрализации по сказке «Теремок» Цель: • способствовать формированию умения детей отражать.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень»Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень» Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Осень» с использованием технологии ТРИЗ. Провела: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблиц в подготовительной группе
Опубликовано: 31 января 2023 в 18:24
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблиц в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Черкашина (УИ 21586) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД