Елена Теплова
Конспект НОД по развитию речи с элементами математики по мотивам сказки «Гуси-лебеди» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- Создание условий для развития речи детей через закрепление элементарных математических представлений о составе числа в пределах 10, прямом и обратном счёте, а также геометрических фигурах и их основных признаках (форма, цвет, размер).
Задачи:
Образовательные:
а) способствовать развитию связной речи с помощью составления распространённых предложений и полных ответов на вопросы воспитателя;
б) учить решать логические задачи;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с элементами математики по мотивам сказки „Гуси-лебеди“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Гуси лебеди», сказка
- «Гуси-Лебеди». Колнспекты занятии по математике, ФЭМП
- Темочки
в) продолжать учить находить соседей числа, закреплять знания о составе числа 10;
г) Закреплять порядковый и прямой счет в пределах 10 и умение соотносить порядковый номер предмета с цифрой.
Развивающие :
а) развивать личностные качества ребенка: речевую активность с помощью полных ответов на вопросы, логическое мышление, умение использовать практические знания в решении задач, творческое воображение, наблюдательность, любознательность;
б) развивать социальные навыки умения работать в группе, находить решение и делать выводы, развивать мелкую моторику рук, развивать связную речь, воображение детей, логическое мышление, память, внимание.
Воспитательные:
а) воспитывать любовь к русским народным сказкам, сопереживать героям сказки;
б) воспитывать отзывчивость, умение придти на выручку;
в) Сформировать положительный эмоциональный настрой в ходе всей образовательной деятельности.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, закрепление знаний детей в названии русских народных сказках, отгадывание математических загадок и решение заданий на развитие логического мышления.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое и социально – коммуникативное развитие.
Оборудование и материал :
- Демонстративный материал : цифры от 1 до 10, картинки с изображением 4 гусей (1 белый и 3 серых, картинки с изображением 4 яблок (2 красных и 2 зеленых, геометрические фигуры, демонстрация иллюстраций с использованием ИКТ к сказке «Гуси-Лебеди».
- Раздаточный материал :
Листы бумаги и карандаши для графического диктанта.
Ход НОД.
Коммуникативно-речевая игра «Добрый друг»
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг слева друг и справа друг.
Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Очень приятно дети видеть ваши улыбки, от этого очень поднимается настроение. С этим настроением и начнем нашу деятельность.
Дети, назовите, какие вы знаете русские народные сказки? Почему их так назвали?
Молодцы!
Ребята, а вы хотите попасть в сказку?
А чтобы узнать в какую сказку мы с вами сейчас переместимся нужно отгадать мою загадку:
Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы, но сестричка хоть мала
Все же малыша спасла. Что за птицы в сказке были
И кому они служили? (Гуси-Лебеди и Баба-Яга)
-Как называется эта сказка? («Гуси-Лебеди»)
Вы готовы переместиться в эту сказку? Тогда закроем глаза и произнесем волшебные слова:
«1,2,3 – в сказку попади».
Итак, двери в сказку распахнулись. (1 слайд)
Вот мы и в сказке.
-Кто из вас может рассказать начало этой сказки?
(2 слайд) 1 реб-к : Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька и сын Ванюшка. Доченька, - говорила мать, - мы в город поедем, гостинцев привезем. А ты береги братца, со двора не уходи, будь умницей.
(3 слайд) 2 реб-к: Вот отец с матерью уехали, а Маша посадила братца на травку под окно, а сама побежала к подружкам. Заигралась, загулялась и забыла про братца. Налетели тут гуси лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях.
(4 слайд) 3 реб-к: Прибежала Машенька домой, а братца нигде нет.
Выбежала она в чистое поле и только видела, метнулись вдалеке Гуси-Лебеди и пропали за темным лесом. Тогда Машенька догадалась, что они унесли ее братца.
Ребята, а вы знаете, куда гуси унесли Ванюшку? (К Бабе-Яге)
А давайте пойдем вместе с Машенькой и поможем найти братца.
(5 слайд)
Встаем в круг и шагаем друг за другом.
По тропинке мы идем,
Вместе мы Ягу найдем.
Сил своих не пожалеем,
Все преграды одолеем.
-Кого Машенька встретила на своем пути?
Реб-к: Машенька встретила печку.
(6 слайд)
-Печка, печка, скажи нам, куда гуси-лебеди полетели?
А печка отвечает: «Решите мои задачки, тогда скажу.»
Ребята, давайте поможем Машеньке решить задачки.
Итак, слушайте задачки:
- Сколько грибов можно вырастить из семян подсолнуха?
- На столе лежат 2 апельсина и 1 банан. Сколько овощей лежат на столе? Почему?
- Сколько ушей у 3 мышей?
- У бабушки Глаши внучка Даша, кот Снежок и собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
- Сколько глаз у светофора?
Молодцы, ребята помогли Машеньке,
Выполнили задание, печка сказала, куда полетели гуси.
А теперь вместе с Машенькой пойдем дальше.
Повторяйте за мной.
По тропинке мы идем,
Вместе мы Ягу найдем
Сил своих не пожалеем,
Все преграды одолеем.
-А что же было дальше? Кого Машенька встретила на своем пути?
Реб-к: Бежит Машенька, видит стоит яблонька.
(7 слайд)
Яблонька-Яблонька, скажи, куда гуси полетели?
Яблонька отвечает:
-Я скажу, если вы выполните мое задание.
Ребята, слушаем внимательно и помогаем Машеньке.
Задание:
Отгадайте загадку:
Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг,
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня ….
Что интересного вы можете сказать о квадрате? (четыре угла, четыре равные стороны).
Правильно! Молодцы ребята!
Сказала яблонька, куда полетели гуси.
А мы вместе с Машенькой идем дальше.
Повторяем все вместе.
По тропинке мы идем,
Вместе мы Ягу найдем
Сил своих не пожалеем,
Все преграды одолеем.
Что было дальше?
Реб-к: И встретилась на пути речка с кисельными берегами.
(8 слайд)
-Речка, речка, скажи куда полетели гуси?
-Выполните мое задание, тогда скажу.
Ребята, помогаем Машеньке.
Садимся за столы. Вы видите, перед вами лежат листы бумаги. Положите их перед собой и возьмите простой карандаш.
А сейчас, внимание!
1. Проведите посередине листа горизонтальную прямую линию.
2. В правом нижнем углу нарисуйте – яблоню.
3. В левом нижнем углу – печку.
4. В правом верхнем углу – солнышко.
5. В левом верхнем углу – домик.
А теперь, выставим ваши работы на магнитную доску.
Посмотрите-ка, у нас с вами получилась карта. Печка, Яблоня, горизонтальная линия посередине – Речка.
Вот этот домик и есть избушка Бабы-Яги. И чтобы нам до нее добраться нужно как-то перебраться через речку.
Как можно перебраться через речку? (Ответы детей)
А я предлагаю вам построить мост из геометрических фигур.
Чтобы мост получился волшебным, нужно построить его так, чтобы не было рядом одинаковых по форме и цвету фигур.
Вопросы для детей:
- Из скольких фигур вы выложили мост?
- Найдите по счету пятую фигуру и скажите как она называется?
- Какого цвета?
- Найдите на столе карточку, которая соответствует номеру 5 и положите на эту фигуру сверху. (Найдите по счету 4,7 и т. д….)
- Какая фигура находится справа от цифры 5? Какая слева? Какая цифра находится между цифрами 6 и 8?
Молодцы, ребята! Посмотрите, какой волшебный мост у нас получился.
(9 слайд)
Встали на носочки, руки развели в стороны и представили, что мы идем по нашему мостику.
7. Физкультминутка:
Мы по мостику идем, на тот берег попадем.
На носочках все мы шли и по мостику прошли.
Вот и перебрались мы с вами на другой берег.
Что было дальше?
Реб-к: Идет Маша по лесу и видит, стоит избушка на курьих ножках,
а в избушке Баба-Яга сидит, а рядом Ванюшка играет с яблочками.
(10 слайд)
Вошла Машенька в избушку, а Баба Яга не отдает ей Ванюшку, просит выполнить задания. Снова нужна помощь Машеньке. Слушайте внимательно :
1) Уменя 4 гуся, один белый, а другие серые. Сколько серых гусей у меня? (выставить на магнитную доску после ответа детей)
-Как мы составили число 4? (1 и 3)
2) Я Ванюше дала 4 яблока: 2 красных, остальные зеленые.
-Сколько зеленых яблок?
-Как мы составили число 4? (2 и 2)
Баба Яга отдала Ванюшу Машеньке и они вернулись домой. Вскоре вернулись мать с отцом и гостинцев привезли деткам своим и нас всех угостили.
(раздать конфеты)
(11 слайд)
А теперь, ребята, нам с вами тоже пора возвращаться в детский сад.
Встаем в круг, закрываем глаза и произносим волшебные слова:
Здесь мы были не напрасно,
Погостили мы прекрасно.
1,2,3,4,5 – мы в детском садике опять.
(12 слайд)
Рефлексия:
- Вам понравилось наше путешествие?
-По какой сказке мы с вами путешествовали?
- Кто автор этой сказки?
-Что больше всего понравилось?
-Как мы помогали Машеньке? (строили мост из геометрических фигур, отгадывали загадки, решали задачи, составляли число 4 из двух чисел)